“Путешествия Гулливера”, художественный анализ романа Джонатана Свифта



“Путешествия в некоторые удаленные страны мира в четырех частях: сочинение Лемюэля Гулливера, сначала хирурга, а затем капитана нескольких кораблей” – полное название сатирического романа, задуманного Джонатоном Свифтом в 1720-м и выпущенного в 1725-26-х годах.

Художественный Образ главного героя – английского хирурга и моряка Лэмюэля Гулливера берет свое начало из английской прозы XVII века, тяготеющей к повествованиям путешественников, совершенных в эпоху великих географических открытий. Автор “Путешествий” надеялся, что

издание романа поможет молодым дворянам искоренить общественные пороки, но после публикации книги пришел к выводу, что человечество невозможно исправить. С этой мысли, высказанной в “Письме капитана Гулливера к своему родственнику Ричарду Симпсону”, открывается роман, целиком и полностью направленный на обнажение личных и социальных проблем современного автору европейского общества.

Первая страна, в которую Гулливер попадает после страшной бури, разбившей в щепки корабль, носит название Лилипутии. По мнению английского литературоведа Генри Морли, слово “lilliput” было образовано Свифтом на

основе двух корней: “lilli” (по-английски – маленький) + “put” (от латинского “putidus” – испорченный). Лилипуты рисуются автором как народ, ничем неотличимый от европейцев: во главе их стоит император, общественный строй представляет собой сочетание аристократии, буржуазии и крестьян, государство тщательно следит как за внутренней, так и внешней политикой.

Появление Гулливера в Лилипутии становится неожиданностью для ее жителей, но, убедившись в добрых намерениях великана, его начинают использовать на благо империи – в качестве главного оружия против соседнего государства-острова Блефуску. Вражда между соседними странами объясняется Гулливеру разным подходом к разбиванию яйца: с острого или тупого конца (аллегория на борьбу между католиками и протестантами). Внутри Лилипутии также царят свои распри между партиями Тремексенов и Слемексенов – высококаблучников и низкокаблучников (аллегория на разделение английской аристократии на партии тори и вигов).

В основе Образа императора Лилипутии лежит реальный исторический персонаж – король Англии Георг I. Сама Лилипутия – это тоже Англия, в которой царствуют английские государственные агенты (сцена обыска карманов Гулливера) и Тайный комитет, ведущий слежку за деятельностью якобитов.

Страна великанов – Бробдингнег, где Гулливер сам выступает в роли лилипута, открывается главному герою также случайно, как и Лилипутия: на неизвестный континент он высаживается вместе с другими матросами в поисках пресной воды. Принятый за небольшого зверька человек со временем становится главной потехой королевства и попадает во дворец, где проводит время в развлечении королевы и беседах с королем. Последний со вниманием слушает рассказы Гулливера о судебной, финансовой и армейской системе Англии, резко отличающейся от всего, во что верят в Бробдингнеге.

Король великанов с трудом может взять в толк, как у такого крохотного народца может быть столько апломба для того, чтобы составлять мудреные несправедливые законы и вести кровопролитные войны. Предложение Гулливера поделиться с ним тайной пороха король в ужасе отвергает: для повелителя простых земледельцев, чей труд ценится больше, чем труд целого императорского величества, столь грозное оружие ни к чему.

Великаны рисуются Гулливером как простые и приземленные люди, отличающиеся прямой логикой мышления, в основе которой лежат немногочисленные знания о морали, истории, поэзии и математики, причем последняя используется исключительно в прикладном значении. Абстрактные идеи – не для Бробдингнега, точно так же, как и законы, чья словесная длина не выходит за рамки количеств букв местного алфавита. Комментарии к законам у великанов мало того, что отсутствуют, так еще и считаются большим преступлением.

Гражданского и уголовного судопроизводства в Бробдингнеге нет.

Пребывание Гулливера в стране великанов позволяет автору показать человеческое тело с неожиданной стороны: крохотный герой словно под лупой рассматривает ужасную женскую грудь, толстые волоски на коже, огромные поры и кошмарные пигментные пятна. Сосок, на который сажают Гулливера придворные дамы, кажется ему отвратительным. Герой понимает, насколько все в мире условно, ведь при ближайшем рассмотрение женщина будет совсем не такой прелестной, как кажется на первый взгляд.

Третье путешествие Гулливера открывает читателю три вечные проблемы человечества:

Соотношение науки и жизни, где наука парит в недосягаемой для простых смертных высоте (остров Лапута, населенный аристократией, помешанной на астрономии и геометрии), а жизнь медленно идет своим чередом, все больше и больше погружаясь в невежество и нищету. Вырождение человечества, которое герой прослеживает на острове Глобдобдриб, чьи жители – волшебники, вызывают для него мертвых исторических личностей и обычных европейцев. Бесполезность бессмертия, которое рисуется автором как жалкая старость, лишенная и физических, и умственных сил. В то время как Гулливер полагает, что за вечной жизнью сохраняется возможность постоянного развития и накопления знаний, жители Лаггнегга точно знают, что после восьмидесяти лет природа берет свое.

Местные струльдбурги – бессмертные – самые несчастные люди на земле, так как им недоступна ни юность, ни смерть.

Апофеозом критики человечества в “Путешествиях Гулливера” становится четвертая часть, в которой главный герой попадает в страну разумных лошадей – гуигнгнмов. Местное государство отличается еще большей простотой устройства, чем Бробдингнег. Главное черта гуигнгнмов – это неумение лгать.

Язык лошадей не такой богатый, как английский, но его хватает для обмена простыми мыслями, выражающими суть происходящего. В стране лошадей Гулливер становится самым отвратительным персонажем – разумным вариантом местных еху, похожих частично на обезьян, частично на выродившихся людей. В еху герой видит те же пороки, что и в европейцах, только проявляются они в более приземленном виде.

Последнее настолько отвращает Гулливера от человечества, что по возвращении в Англию (куда его привозят насильно) он долгие годы учится находиться в обществе своей жены и детей.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

“Путешествия Гулливера”, художественный анализ романа Джонатана Свифта