Три товарища характеристика образа Роберта Локампа
Локамп Роберт – один из трех солдат войны 1914-1918 гг., однополчан, оставшихся в живых и пронесших свое фронтовое товарищество сквозь послевоенное безвременье, автор особенно ярко высвечивает его фигуру. От его лица ведется повествование. Это словно бы alter ego Пауля Боймлера и Эрнста Биркхольца из предшествовавших романов Ремарка (“На Западном фронте без перемен”, “Возвращение”), но повзрослевший, уже тридцатилетний. И снова он представительствует от целого поколения, которое называли “потерянным”, от тех, кого, по слову автора,
Вехи биографии героя типичны. В 1916 г. прямо из школы он попадает новобранцем в казарму и далее на фронт, во Фландрию. Ураганный огонь на передовой, удушливые газы, госпитали с безногими калеками, мертвецкие.
Безрадостен и пейзаж наступившего времени: братоубийство революции 1918 г., путч, аресты друзей. Безработица. Инфляция. Торгашество.
Продажность. Нищета.
Не пройдя другого университета, кроме окопов, Л. Р. не имеет профессии, вынужден метаться в поисках
Это – оазис верности и взаимной поддержки в смутном и враждебном мире большого города. “Четвертый товарищ” и символ союза фронтовых друзей – почти одухотворенный, живой, собранный ими автомобиль по имени “Карл”, старомодная колымага, прячущая внутри “сердце” – уникальный гоночный мотор. Л. Р. обитает в дешевом пансионе среди бедноты и деклассированных: вдов убитых, калек, проституток, эмигрантов, пьяниц. В контактах героя с его окружением раскрывается натура человека умного, проницательного и доброго. Вопреки пессимизму и резиньяции, ставшей второй его натурой, Л. Р. сохраняет живую душу, всегда готовую на отклик, сочувствие и помощь чужому горю.
Но действительность подернута для него черной дымкой, и любые ассоциации неотвратимо возвращают его к пережитым ужасам войны. Собственно сюжетом романа является история любви Л. Р. к “девушке из другого круга”, загадочной незнакомке, повстречавшейся ему в одном из дорожных происшествий. Патриция Хольман, Пат, как зовут ее друзья, – идеал женственности, благородства, вкуса, изящества. Вписавшись в быт трех товарищей, предпочитая обжитые ими трактиры и бары дорогим ресторанам своей бывшей компании, Пат таит в себе нечто невысказанное, тревожащее Л. Р.: ведь она ему не пара!
Романтизированный образ Пат в ее серебряно-парчовом вечернем платье, в мягком уюте ее комнат, сохранившихся от былых апартаментов и обставленных уцелевшей фамильной мебелью, – контраст убожеству и грязи жизни городских низов, где вращаются три товарища. Возникшая было необходимость выбора – либо три товарища, либо девушка – снимается благородством, тактом и полным пониманием со стороны друзей Л. Р. Но любовь трагически обречена. Тайной, которая постоянно стимулировала интерес читателя к разгадке, оказывается болезнь Пат, тщательно ею скрываемая. И эта красавица – прелестная, свежая, цветущая – тоже жертва войны.
У нее туберкулез, следствие детского недоедания. Финальный блок романа – обострение болезни Пат, санаторий, умирание, агония – это еще и лирический апофеоз любви и самоотвержения героя.