“Робинзон Крузо”, художественный анализ романа Даниэля Дефо

Один из самых знаменитых английских романов впервые увидел свет в апреле 1719 года. Его полное название “Жизнь, необыкновенные и удивительные приключения Робинзона Крузо, моряка из Йорка, прожившего 28 лет в полном одиночестве на необитаемом острове у берегов Америки близ устьев реки Ориноко, куда он был выброшен кораблекрушением, во время которого весь экипаж корабля, кроме него, погиб, с изложением его неожиданного освобождения пиратами; написанные им самим” со временем было сокращено до имени главного героя.

В Основу произведения

легла реальная история, произошедшая с шотландским моряком Александром Селькирком, служившем боцманом на судне “Сэнк Пор” и высаженном в 1704-м году по его личной просьбе на необитаемый остров Мас-а-Тьерра (Тихий океан, 640 км. от побережья Чили). Причиной несчастья реального Робинзона Крузо стал его неуживчивый характер, литературного – непослушание родителям, выбор неправильного жизненного пути (моряк вместо чиновника в королевском суде) и небесная кара, выразившаяся в естественном для любого путешественника несчастье – кораблекрушении. Александр Селькирк прожил на своем острове четыре с небольшим
года, Робинзон Крузо – двадцать восемь лет, два месяца и девятнадцать дней.

Время действия романа 1 сентября 1651 года – 19 декабря 1686 года + тот период, который нужен персонажу на возвращение домой и рассказ о своем необычном приключении. Мотив выхода из родительского запрета (параллель с библейским блудным сыном) обнаруживает себя в романе дважды: в самом начале произведения попавший в качку Робинзон Крузо раскаивается в том, что сделал, но стыд показаться на глаза близким (в том числе и соседям) вновь возвращает его на неправильный путь, который заканчивается длительной изоляцией на необитаемом острове. Родительский дом герой покидает 1 сентября 1651 года; Бразилию, где он безбедно живет последующие годы – 1 сентября 1659-го.

Символическое предупреждение в виде повторяющейся морской бури и времени начала приключений оказывается для Робинзона Крузо ничего не значащим фактом.

Роман Даниэля Дефо лежит у истоков собственно романного Жанра. По своему стилю (простой, точный язык, лишенный специфических художественных приемов) он относится больше к публицистическому жанру “путешествий”, впервые появившихся в английской литературе еще в XVI веке, чем именно к литературному роману, но наличие приключенческого сюжета, ярко выраженной художественной идеи (сохранение человечности в условиях тяжелой борьбы за жизнь) и развития характеров (взросление Робинзона Крузо, облагораживание людоеда Пятницы, раскаяние пиратов) делает его полноценным литературным произведением. Приключенческая составляющая придает “Робинзону Крузо” черты авантюрного романа; познание главным героем физических тягот жизни указывает на роман воспитания; прохождение персонажем сложного пути обустройства на необитаемом острове сближает произведение с аллегорической притчей о развитии человеческой цивилизации; наличие в романе экзотических для английской среды элементов (далекие страны, морские путешествия, дикие звери, людоеды и пираты) делает его классическим приключенческим романом.

Первоначально “Робинзон Крузо” создавался для взрослого читателя, но со временем естественным образом перешел в круг детского чтения.

Основная идея произведения – духовное и интеллектуальное возмужание молодого человека, поставленного в уникальные жизненные условия. Свой жизненный путь на необитаемом острове Робинзон Крузо начинает с минимумом знаний об устройстве необходимых для выживания вещей и основных набором последних. Часть предметов герою приходится мастерить самостоятельно.

Он не против тратить на это время, так как понимает, что последнее, как и его “труд стоили очень дешево, так не все ли равно на что и куда они шли?”.

Жизненно необходимым вещам (корабельным доскам, съестным припасам, одежде, инструментам плотника, ножам, оружию, пороху и т. п.) в романе противопоставлены деньги. Последние Робинзон Крузо воспринимает как “негодный мусор”: на острове, лишенном людей и купеческих лавок, они бесполезны. При этом найденное на корабле золото герой все-таки заворачивает в кусок парусины и забирает с собой на остров.

Поступок никак не объясняется им, но читатель понимает, что он продиктован надеждой вернуться в лоно цивилизации.

Помимо фабричного искусства (изготовление курительной трубки, корзин, меховой одежды и т. п.) Робинзон Крузо осваивает на острове профессии земледельца и скотовода: он быстро понимает, что не сможет долго протянуть на корабельных запасах провизии, поэтому начинает собирать черепашьи яйца и виноград, приручать диких коз, выращивать рис и ячмень.

Первые годы герой ненавидит свое место жительства, проклинает остров и называет его островом Отчаяния. Построив лодку и чуть не погибнув в бескрайних океанских просторах, Робинзон Круз начинает совсем иначе воспринимать свое положение: он с горячей нежностью смотрит на холмы и долины, радуется своим полям, рощам, пещере и козам, видит красоту в простой дороге от берега к шалашу.

Ежедневный труд помогает герою не отчаяться, сохранение привычек – не потерять свою социальную принадлежность. Первым делом Робинзон Крузо заводит календарь, ведь для него важно знать, какой на дворе месяц и год. Пока у него есть бумага и чернила герой ведет дневник.

Попугай в жизни Робинзона Крузо появляется в качестве еще одного голоса, который нужно слышать, чтобы не сойти с ума от одиночества.

Освобождение Пятницы становится для Робинзона Крузо новой вехой в островной жизни. Миловидный молодой дикарь рисуется Даниэлем Дефо несколько идеализированно – автор отмечает в нем мужественное и приятное лицо, честность, сердечную простоту, искренность, чувство глубокой благодарности за спасение от смерти. Пятница – истинное дитя природы – легко учится основам западной морали в силу того, что изначально лишен той кровожадности, которую обычно приписывают дикарям: к примеру, рассказывая о появившихся в его племени белых людях, он объясняет Робинзону, что они стали дикарям братьями, а съедены не были, так как “наши едят только тех, кого побеждают в бою”.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

“Робинзон Крузо”, художественный анализ романа Даниэля Дефо