“Человек, который смеется”, художественный анализ романа Виктора Гюго

Один из самых известных романов Виктора Гюго был создан в шестидесятые годы XIX века и издан в апреле 1869-го. В нем французский писатель поднял несколько важных общечеловеческих и социальных вопросов, связанных с вечными темами жизни и смерти, духовной любви и телесной страсти, истины и лжи, непреодолимой пропасти, существующей между нищим, страдающим народом и наделенной богатством и властью знатью.

Место действия романа – Англия (Портленд, поселок Уэймет, городок Мелкомб-Реджис, другие небольшие сельские города страны, Лондон). Время

действия – конец XVII – начало XVIII века. Хронотоп романа определяется бродячим характером главных действующих лиц – фигляров, дающих представления в начале в крохотной повозке, а затем в огромном театре на колесах под названием “Зеленый ящик”.

Основная часть произведения проходит в двух пространственно-временных плоскостях: в районе плоскогорья Портленда, на берегу которого 29 января 1690 года был оставлен десятилетний уродливый мальчик и в Лондоне, зимой-весной 1705 года, когда двадцатипятилетний Гуинплен узнает тайну своего рождения, вечного смеха и смысла жизни.

Все персонажи романа, как главные

(вырастивший Гуинплена философ Урсус, слепая девушка Дея, сводный брат “человека, который смеется” – лорд Дэвид Дерри-Мойр, герцогиня Джозиана, бывший лакей Иакова II, откупорщик океанских бутылок Баркильфедро), так и второстепенные (компрачикосы с урки “Матутина”, народ, смотрящий представления артистов из “Зеленого ящика”, знать и служащие Палаты лордов) связаны друг с другом через Образ центрального героя – Гуинплена/лорда Фермена Кленчарли, пэра Англии.

“Человек, который смеется”, по его же собственному признанию английским лордам, является ужасающим Символом насилия, ежесекундно совершаемого знатью над всем остальным человечеством. “Я – народ… Я – действительность… Я – Человек. Страшный “Человек, который смеется”, – говорит о себе Гуинплен. “Смеется над кем?

Над вами. Над собой. Надо всем”.

Вечный смех Гуинплена имеет физическую природу. Постоянная ирония Урсуса проистекает из его внутренних моральных установок: знакомый с многочисленными философскими трактатами и реалиями окружающей его жизни, герой только и делает, что ворчит на мир. Он “восхваляет” лордов, описаниями богатств которых наполнен его возок, и “ругает” нищих детей, вздумавших лишить его ужина, детей, которых он примет не на один холодный зимний вечер, а на всю жизнь, став им отцом, учителем и другом до самой смерти.

История жизни Гуинплена – трагическая от начала до конца. Будучи законнорожденным сыном своего отца, лорда Линнея Кленчарли, после смерти родителей он, по приказу короля Иакова II, оказывается лишенным титула и отданным в руки компрачикосов – сообщества бродяг, занимающихся продажей детей, предварительно изуродованных для ярмарочных представлений. После восхождения на престол Вильгельма III, начавшего преследование торговцев детьми, мальчик оказывается брошенным в бухте Портленда.

По всем законам Реалистического жанра, в котором, по мнению многих литературоведов, и написан роман “Человек, который смеется”, ребенок должен был бы погибнуть. Но тут в дело вмешивается высшее (романтическое) провидение, под которым Гюго выводит природу (а фактически – Бога), и мальчик не только выживает, но и спасает от смерти девятимесячную девочку. На пути к жизни ребенка сопровождают сплошные опасности – холод (действие происходит в одну из самых холодных европейских зим), страх (встреча с трупом контрабандиста), смерть (переход через тонкий Портлендский перешеек и постоянная угроза оказаться либо в море, либо в океане), голод, усталость, человеческое равнодушие.

Гуинплен преодолевает все, приобретая в итоге – дом (не слишком большой, но теплый и уютный), семью (чужую по крови, но родственную по духу), славу (на ярмарочном уровне), деньги (достаточные для того, чтобы не голодать самому и кормить Дею и Урсуса с Гомо), любовь.

Тема любви в романе раскрыта в двух аспектах: романтическом – любовь Гуинплена и Деи (чистая, возвышенная, духовная) и реалистическом – физическая тяга, существующая между Гуинпленом и Джозианой (страстная, телесная, животная). Образ Джозианы противопоставлен Образу Деи : в отличие от слепой девушки, прекрасной, хрупкой, светлой, герцогиня выглядит величественной в своей красоте, желанной, пышущей телесным здоровьем женщиной. К Гуинплену ее тянет внутренняя извращенность, соседствующая в Джозиане с физической невинностью.

Девушка мечтает отдать свою девственность самому низшему человеку в мире, поднявшись тем самым над презираемым ею высшим светом и покончив с пресыщенностью и скукой.

От морального падения Гуинплена защищает все то же высшее провидение, пятнадцать лет носившее по морю бутылку с запечатанным в нее признанием компрачикосов. Возвеличивание героя становится переломным и финальным этапом его жизни. Став лордом, Гуинплен за один день сталкивается со всеми возможными искушениями – гордостью, тщеславием, похотью, забвением (прошлой жизни), предательством своих близких (мимолетным, но от этого не менее острым).

Получив возможность донести до властьимущих правду о страдающем народе, он не может в полной мере реализовать свой статус пэра из-за физического уродства, заставляющего окружающих смеяться, и некоторого косноязычия, обусловленного отсутствием речевой практики общения с высшими слоями общества.

После дебатов в Палате лордов на сторону Гуинплена становится только его сводный брат – Дэвид, отлично знающий народную среду, в которой он крутится под видом матроса Том-Джим-Джека. При этом, поддерживая выдвинутые фигляром идеи, он, в порыве отстоять свое доброе имя и имя своей семьи, вызывает на дуэль не только молодых лордов, но и недавно обретенного брата.

Пораженный низостью высшего общества Гуинплен (в буквальном смысле слова) бежит вниз и, не найдя на прежнем месте “Зеленого ящика”, сразу же понимает, что он потерял. Его настоящее имя и жизнь оказались ложью; его уродливая улыбка и игра фигляра – правдой. Как и предсказывал Урсус, истинным счастьем для Гуинплена всегда была одна только Дея, видящая его доброе сердце и любящая его за него самого.

Смерть Гуинплена и Деи ставит точку в их отношениях – не имеющих телесного развития на земле, но бесконечно устремленных в божественный космос.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (2 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

“Человек, который смеется”, художественный анализ романа Виктора Гюго