“Западня”, художественный анализ романа Эмиля Золя



Созданная в 1877 году “Западня” стала седьмым романом Золя, входящим в большой литературный цикл “Ругон-Маккары”. Главная героиня произведения – парижская прачка Жервеза Маккар – стала той основой, которая позволила писателю показать практически весь рабочий класс французской столицы и дать натуралистический анализ его жизни.

Первый любовник и гражданский муж Жервезы – Огюст Лантье, отец Клода и Этьена Лантье (одного из главных героев романа “Жерминаль”). По роду своей деятельности он – шапочник (заведует шапочным

производством), но по существу – обычный прожигатель жизни и альфонс, живущий за счет любовниц. Огюст бросает Жервезу с двумя маленькими детьми, как только семья проедает все деньги, но возвращается к ней, когда ее прачечная начинает приносить доход, а сама прачка – швырять деньгами направо и налево.

Впоследствии то же самое Огюст прокручивает с Виржини Пуассон – сестрой Адели, к которой он когда-то ушел от Жервезы. Разорив кондитерскую лавку Виржини, Лантье ищет себе новую жертву и пропадает на бесконечных улицах Парижа.

Муж Жервезы, кровельщик Купо – представитель самого что ни на есть

рабочего класса. Он занимается черной, грязной и опасной работой, после которой ему хочется только одного – выпить. Пить Купо начинает в “Западне” дядюшки Коломба еще во времена ухаживания за Жервезой.

Впоследствии он пристращается к выпивке, переходя от легкой сливянки к вину, а затем и водке. После падения с крыши Купо понимает, как прекрасна жизнь, когда не нужно постоянно ей рисковать и особенно работать. С этого момента и начинается трансформация героя. “Сгоревший” в кровельном деле, Купо ни в какую не желает отрываться от бутылки, допивается до белой горячки и умирает в жутких мучениях.

Платонический возлюбленный Жервезы, кузнец Гужо – сын кружевницы. Наивный, добрый и верно любящий свою даму сердца, он столь же сильно обожает и свою работу. Когда любимая женщина посещает его в кузнице, Гужо высекает из металла настоящие любовные искры, в то время как тянущаяся к нему всем сердцем прачка не чувствует на своем теле обжигающих укусов пламени. Воспитанный порядочной женщиной, Гужо – честный, работящий, верный своим чувствам и принципам человек.

Он все готов отдать любимой, но взять ее, даже в период самой крайней нужды (когда Жервеза принимает решение торговать телом ради куска хлеба), он не может.

Дочь Жервезы и Купо – Нана – испорченная с детства девушка. Выросшая в атмосфере всеобщей любви, она с юных лет начала тянуться к любви телесной. Разорение родителей становится для Наны прекрасным поводом для оправдания своего распутства.

После первого причастия она сразу же принимает решение работать цветочницей под руководством своей тети, г-жи Лера, поскольку слышит, как нелестно взрослые отзывают о женщинах, занятых в этой профессии. Нищенствование семьи Купо и собственная юная красота приводит Нану к мысли о том, что можно жить припеваючи, продавая себя богатым фабрикантам или танцуя в кафешантанах эротические номера.

Художественное время романа “Западня” включает в себя около двух десятков лет жизни Жервезы Купо, начиная с ее приезда в Париж вместе с Лантье и заканчивая голодной смертью. Изнурительная работа в прачечной, свадьба с кровельщиком, рождение дочери, открытие собственного дела и разорение показаны в произведении как одна из самых естественных схем жизни простого человека. Художественное пространство “Западни” ограничено еще в самом начале повествования смотрящей из гостиничного окна Жервезой.

Глядя на парижские улицы, прачка чувствует, что вся ее жизнь отныне будет сосредоточена между бойней и больницей. Название романа – “Западня” – глубоко символичное. Оно определяет истинную суть жизни представителя рабочего класса во французской столице.

В своем романе Золя с неподражаемым мастерством раскрывает профессиональные особенности построения прачечного дела, кузнечного и ювелирного производства, ресторанного и цветочного бизнеса, больничного лечения. Многие рабочие процессы (стирка, ковка, изготовление золотых цепочек и т. п.) описаны настолько подробно, будто сам автор не один год занимался ими. Натурализм романа прослеживается и в описании деталей быта (чаще всего, нищенского), и в мельчайших подробностях насыщения героев пищей.

Еда периодически становится главной героиней в “Западне”. Вкусные блюда – отдушина тяжело работающей Жервезы. Другие герои с радостью тянутся вслед за ней к столу, поглощая предложенную прачкой пищу с такой страстью, словно едят в последний раз в жизни.

Пиршество в честь именин Жервезы – последняя отрада разоряющейся прачки – напоминает собой пир во время чумы. Родственники и гости едят жадно, на показ и зависть всему Парижу. Женские животы вздуваются до состояния “беременности”, люди начинают выпускать газы, изрыгать наружу принятую пищу, но ничто не мешает им наслаждаться очередным блюдом и вином – и дорогим, и самым дешевым. Еда – смысл жизни простого парижского рабочего – пожалуй, единственное, что может объединить всех героев романа за одним столом.

Разобщенные завистью, ненавистью, мелочностью, персонажи “Западни” объединяются только под покровительством добродушной Жервезы, мечтавшей прожить спокойную, сытую жизнь, но умершей, как большинство парижских женщин – в голоде и нищете.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

“Западня”, художественный анализ романа Эмиля Золя