Поэтический талант Виктора Гюго

Виктор Гюго – наиболее авторитетный из французских романтиков XIX столетия, вождь французского романтизма и его теоретик. Он родился 26 февраля 1802 года в Безансоне в довольно странной семье: отец, крестьянин по происхождению, во время революционных событий стал наполеоновским генералом, мать походила из давнего аристократического рода. Родители развелись, Когда Виктор был ребенком.

Мать воспитала сына в духе католицизма и роялизма. В своих первых поэзиях юноша проклинал Наполеона и воспевал династию Бурбон. В 14 лет он записал в дневнике:

“Хочу быть Шатобрианом или ни кем”, а потом перешел к республиканцам, и хотя остался “революционером с Христом”, благословил все революционные выступления народа как исторически необходимые. Творческий путь Виктора Гюго условно разделяется на три периода:

– первый (1820-1850) – реформирование французской поэзии, создание национальной теории романтизма, утверждение романтического театра, утверждение французского исторического романа;

– второй (1851-1870) – создание социально-романтического романа, предельное обострение политических мотивов в лирике;

– третий (1870-1885) – осмысление

революционного пути Франции, обострение трагической окраски творчества.

У Гюго рано пробуждается поэтический талант. Еще подростком он начинает писать, и уже в 1815-1816 годах его оды и поэмы отмечаются на конкурсах Тулузской академии, а со временем и королевским правительством. Свой первый поэтический сборник “Оды и разные стихи” (1822) он написал в стиле классицизма.

Тем не менее, классицизм Гюго оказался очень неустойчивым.

Едва лишь молодой поэт выходит из стадии школьного наследования, начинается постепенный, сперва несмелый, а потом все более решительный переход на романтические позиции. Но в прозаических жанрах Гюго всегда стоял на позициях романтизма. Свидетельством того является первый роман Гюго “Ган Исландец” (1821-1822).

Дальнейшим утверждением Гюго на позициях романтизма был его второй роман “Бюг Жаргаль” (1826). В этом романе Гюго обратился к изображению восстания негров-рабов. Виктор Гюго пришел на позиции романтизма под влиянием поэзии Шатобриана и Ламартина. Но его собственный поэтический талант был намного сильнее, чем талант его учителей.

Именно ему судилось провести реформу французской поэзии, создать условия для ее дальнейшего развития.

В сборнике “Ориенталии” (1828), поднимая классические требования единства стиха, Гюго чередует размер и длину строки, создавая причудливые картины встречи подорожных с джинами в пустыне (“Джины”), неистовой скачки гетмана Мазепы, который проиграл битву, но не покорился (“Мазепа”). Реформа Гюго заключалась и в старании заменить рационалистический стих классицизма языком человеческих чувств. Он отказывается от украшений, заимствованных из античной мифологии, отказывается от требований сурового разделения лексики на “высокую” и “низкую”.

Классицистичная поэзия признавала только цезуру (паузу), расположенную посреди строки, а также мысль, которая вмещается в одну поэтическую строку. Это сковывало поэтов, не давало возможности свободно высказывать собственное видение мира. Гюго ввел “смысловую” цензуру, а также “перенос”, и некоторым образом раскрепостил поэтическую мысль. В области ритма поэт отказался от застывшего александрийского стиха и удивил современников разнообразием ритмов, которые передавали то вечный покой пустыни, то ужас человека перед неизвестным, то грохот бури, то треск деревьев во время урагана.

В 1830 г. в статье “О господине Дювале” Гюго определял романтизм как “либерализм в литературе” и подчеркивал, что “литературная свобода является ребенком свободы политической”.

В этот же период Гюго обращается к балладе, которая считалась жанром романтическим и привлекала тогда общее внимание. В 1826 году выходит его сборник “Оды и баллады”. В конце 20-х годов романтики имеют особый вес в войне за театр, который все еще оставался под властью классицизма. С этой целью в 1827 году Гюго пишет свою первую романтическую историческую драму “Кромвель”, которая рассказывает об английской буржуазной революции XVII столетия.

Большую огласку получило предисловие к драме, в которой Гюго стремился связать развитие литературы с развитием истории человечества, чтобы показать историческую обусловленность торжества романтизма. Это была целостная программа романтического движения.

Предисловие к “Кромвелю” давно уже считают отдельной теоретической работой – манифестом французского романтизма. Для художественного творчества Гюго характерно редчайшее жанровое разнообразие: с одинаковым успехом выступал он в поэзии, прозе и драматургии. Но прежде всего он был поэтом.

Идейное содержание драм Гюго не ограничивается проблематикой, которая связана лишь с идеологическими битвами конца 20-х годов и Июльской революцией 1830 года. Романтические драмы Гюго перекликались с актуальными социально-политическими проблемами современности, воссоздавали ее передовые идеалы и стремления.

В основу каждой из драм Гюго 1829-1839 лет, за исключением “Лукреции Борджа” (1833), положен конфликт простолюдинов, представителей третьего сословия с феодальной аристократией и монархией (“Марион Делорм”, “Король развлекается” (1832), “Мария Тюдор” (1833), “Рюи Блаз” (1838) и прочие). В истории французской литературы вторая половина 20-х годов обозначена расцветом жанра исторического романа. Одним из высочайших достижений французского исторического романа эпохи романтизма является роман Гюго “Собор Парижской Богоматери” (1831).

Этот роман отражает национальную историю, связан с актуальной современной проблематикой. Конец 20 и 30-х годов относится наряду с двумя десятилетиями изгнания (1851-1870), к периодам творческой активности, необыкновенной даже для Гюго.

В эти года он изучал строение романтической драматургии и театра, активно выступал в прозаических жанрах, но вместе с тем не ослабела и интенсивность его поэтического творчества. В 30-е и в начале 40-х годов появляются четыре его поэтических сборника – “Осенняя листва” (1836), “Песни сумрака” (1837), “Внутренние голоса” и “Лучи и тени” (1841). Кроме того, много поэзий вошли в “Созерцании” – огромном двухтомном сборнике, опубликованном уже в период изгнания (1856).

После Февральской революции 1848 года и установления диктатуры Луи Бонапартом Гюго покидает Францию и едет в изгнание. Он поселяется на острове в проливе Ла-Манш.

С целью разоблачить и ославить перед всем миром политического авантюриста и его преступный режим и тем самым оказать содействие их быстрому падению в первый год эмиграции Гюго пишет две книги: “Наполеон Маленький” и “Историю одного преступления” – своеобразную разоблачительную хронику хода событий во время государственного переворота 1851 года. Именно в период изгнания завершается формирование мировоззрения писателя. В первые годы изгнания, на острове Джерси, Виктор Гюго создает сборник “Карты” (1853), который справедливо считается вершиной его политической поэзии.

На первый взгляд, сборник производит впечатление калейдоскопа реальных сценок и гротескно-карикатурных портретов, но есть в нем четко очерченные смысловые линии и поля необычно высокого эмоционального напряжения, которые всему этому разнородному материалу придают определенный порядок и завершенность. Активно выступал Гюго во время изгнания также в прозаических жанрах. В этот период появилось три романа: “Обездоленные” (1862), “Труженики моря” (1866) и “Человек, который смеется” (1869).

Во всех этих романах центральной является тема народа. В. Гюго был не только великим поэтом, но и активным общественно-политическим деятелем, который стремился влиять на ход событий. Сборник “Грозный год” (1872) является своеобразной поэтической хроникой драматических событий, которые пережила Франция во время франко-прусской войны (1870-1871).


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Поэтический талант Виктора Гюго