“Утраченные иллюзии”, художественный анализ романа Оноре де Бальзака

Созданный в период с 1835 по 1843 год роман “Утраченные иллюзии” является одним из самых длинных в “Человеческой комедии” Оноре де Бальзака. Произведение относится к “Сценам провинциальной жизни”. Центральной темой “Утраченных иллюзий” является процесс становления двух ангулемских личностей – молодого поэта и писателя Люсьена Шардона (по матери де Рюбампре) и его друга и мужа сестры, владельца типографии, изобретателя Давида Сешара.

Своим героям Бальзак дает исчерпывающую характеристику уже на первых страницах романа. Он подробно описывает внешность персонажей и устройство их натуры. Люсьен де Рюбампре, как и положено аристократам, представляет собой образец идеальной античной красоты: стройный, среднего роста, он является обладателем греческого лба и носа, синих, до черноты, глаз, длинных каштановых ресниц, коралловых губ, белоснежных зубов, изящных рук и светлых волнистых волос. Давид Сешар, напротив, человек мощного телосложения: его грудь – широка, его плечи – могучи, волосы – густы и черны, а смуглое полное лицо украшено широким носом и толстыми губами.

При этом типограф по натуре – сомневающийся в себе меланхолик, в то время как Люсьен – личность дерзкая, смелая, предприимчивая, наделенная умом, но… непостоянная. При первом же описании главного героя Бальзак указывает на его внутренний изъян – склонность “преувеличивать доброе и преуменьшать дурное”: Люсьена “не страшил проступок, если это сулило удачу, и он не гнушался порока, если тот служил ступенью к цели”.

Внутренняя слабость молодого поэта, его беспечность, нетерпение, жажда славы, стремление к успеху, желание отомстить бросившей его возлюбленной, г-же де Баржетон естественным образом приводит Люсьена в мир журналистики. Над романом “Лучник Карла IX” герой серьезно работает ровно до той минуты, как узнает, что жить-то, оказывается, можно иначе. Люсьен не хочет по примеру Содружества трудится честно, год за годом совершенствуя свой талант.

Он выбирает более простой и, как ему кажется, легкий путь продвижения в литературном мире.

Очарованный доводами знакомого журналиста Этьена Лусто Люсьен с головой бросается в работу, основным принципом которой является всегда и во всем помогать коллегам по перу: сообща защищать друзей и нападать на врагов. Трудясь на благо либеральной прессы, Люсьен узнает о том, как пишутся рецензии на вышедшие книги (один и тот же журналист одновременно может написать разгромную, хвалебную и объективную статью, вызвав тем самым полемику и сделав книге хорошую рекламу), как работают книгоиздатели (они скупают все, что кажется им удачным, а деньги делают на “выстреливших” произведениях), как книгопродавцы относятся к к тому, что продают (в книгах они видят не гениальные творения мастеров словесности, а обычный товар). Чем больше молодой журналист знакомится с окружающим его миром, тем лучшее понимает, что талант в нем почти ничего не значит: в журналистике, в литературе, в театре славы добиваются те, у кого есть деньги и возможность сделать себе рекламу.

Прозрение Люсьена в отношении современного ему мироустройства является поверхностным. Склонность к идеализации жизни и непомерное тщеславие не дают персонажу “Утраченных иллюзий” встать на один уровень с окружающими его людьми. Люсьену не хватает ни душевной низости, ни умственной изворотливости, чтобы понять, что высший свет и монархическая пресса привлекают его на свою сторону, чтобы отомстить за едкие статьи о г-же де Баржетон и бароне дю Шатле.

Возвращение разорившегося, выброшенного за пределы литературного мира и высшего общества Люсьена в Ангулем окончательно открывает персонажу глаза на свою натуру. В прощальном письме к сестре несостоявшийся писатель определяет себя как равного нулю человека, который может стать чем-то только при добавлении к нему “единицы”. Такой единицей, по мнению Люсьена, могла бы стать “сильная женщина, непреклонной воли” – например, навсегда упущенная г-жа де Баржетон.

Молодой поэт мог бы опереться на Еву и Давида, но они, по его мнению, слишком слабы для того, к чему он стремится.

Давид и Ева Сешар – люди благородные и трудолюбивые. Давид, как и Люсьен в начале своего “карьерного пути”, отличается большой мечтательностью. Женившись, он сразу же бросается в изобретательство, не думая о том, на что будет жить молодая семья в ожидании богатства. Беременной Еве приходится взять бразды управления типографией в свои руки.

Только любовь и глубокое уважение к мужу, не изменившему своей мечте, не дает молодой женщине отчаяться. Душевный перелом в ней происходит не раньше, чем она разочаровывается в брате.

Месяц за месяцем сражаясь с власть имущими, глядя на низость и порочность окружающих ее людей (слуг, друзей, родных), Ева постепенно приходит к мысли о том, что путь обогащения создан не для них с Давидом. Их счастье в простой и безыскусной жизни, наполненной простыми домашними радостями. Такое существование никогда не сделает их миллионерами, но и не отнимет у них самого ценного – душевного покоя.

Молодая семейная пара, как и Люсьен, утрачивает иллюзии, но находит в себе силы жить в соответствии со своими внутренними убеждениями. В отличие от друзей юному поэту не удается ни только жизнь, но и собственная смерть: решив покончить жизнь самоубийством, Люсьен моментально поддается на уговоры случайно встреченного им испанского каноника и отправляется в новое жизненное путешествие с целью окончательного и теперь уже правильного покорения света. В пути он узнает истинную цену истории и нравственности, главным мерилом которой служит не талант или внутреннее благородство, а умение добиться своего без обнаружения внутренних слабостей и преступлений.

Верховный закон успеха, по мнению Карлоса Эрреры, это – тайна, которая скрывает человеческую низость и открывает всему миру его показное величие, талант и все, что он хочет сам в себе обнаружить.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

“Утраченные иллюзии”, художественный анализ романа Оноре де Бальзака