“Финансист”, художественный анализ романа Теодора Драйзера

Первый роман из цикла “Трилогия желания” был опубликован в 1912-м году. В нем Драйзер рассказал о начальном, филадельфийском периоде жизни преуспевающего финансиста Фрэнка Алджернона Каупервуда и связанных с ним проблемах делового и морального характера.

Прототипом главного героя стал известный американский миллионер – Чарлз Тайзон Йеркс, давший “Финансисту” внешнюю сюжетную линию: начало бизнес деятельности в семнадцатилетнем возрасте, первая работа в хлебно-комиссионной конторе/должность счетовода в фирме “Генри

Уотермен и К.”, открытие маклерской фирмы/учетно-вексельное дело, работа на Филадельфийской фондовой бирже, сотрудничество с городским казначеем Джозефом Мерцером/в романе – Джорджем Стинером, банкротство в результате Великого чикагского пожара, осуждение за воровство, досрочный выход на свободу через семь месяцев/в романе – через тринадцать, приобретение нового состояния через десять лет/в романе – через шесть месяцев.

Художественная идея произведения связана с образом нового для Америки типа человека – честного преуспевающего дельца, руководствующегося девизом “Мои желания – прежде

всего”. Фрэнк Каупервуд – не положительный герой, но и не злодей. Драйзер определяет его как “рассудочного эгоиста”, литературные критики – как человека с “нулевой нравственностью”.

Главный герой романа отличается последовательностью суждений и поступков как в бизнесе, так и в любви. В деле он руководствуется разумом, в отношениях с женщинами – чувством. Переход любви в документальный разряд (развод с Лилилан и свадьба с Эйлин) автоматически переносится Каупервудом в рассудочную область и решается путем простого логического умозаключения, высказанного жене: “Я больше не люблю тебя и не хочу продолжать отношения, которые меня не удовлетворяют”.

С точки зрения человека XXI века подобная позиция выглядит прямой и честной. В начале XX столетия она была невозможна в силу выработанных десятилетиями общественных моральных принципов, ставящих семью превыше всего. Фрэнк, понимающий, что “жизнь нельзя втиснуть ни в какие рамки”, отказывается подчиняться чужеродной для него норме.

Влюбленная в него Эйлин, для которой “общепринятые религиозные взгляды и понятия” никогда “не были сдерживающим началом”, без особых эмоциональных переживаний отдается на волю чувству и ощущению внутренней правоты в отношениях, где “мужчина и женщина подходят друг другу”.

В отличие от “лицемерной блюстительницы общественных нравов” Лилиан, боящейся раскрыться даже наедине с мужем, смелая и решительная Эйлин Батлер сразу привлекает внимание Фрэнка своей живостью и жизнерадостностью. Нетерпеливая и тщеславная девушка в любом окружении, будь то семья или светское общество, неизменно становится центром всеобщего внимания и притяжения. Она – лучшее, что может предложить мир женщин Каупервуду, и он тянется к ней, ощущая в Эйлин похожую внутреннюю силу и характер.

Независимый, смелый, задорный, лукавый, подозрительный, целеустремленный, спокойный, дальновидный, осторожный, точный – вот тот набор качеств, которыми наделяет своего героя Драйзер. Именно благодаря им Фрэнк Каупервуд становится тем, кто он есть, – прирожденный финансистом, умным, наблюдательным, умеющим делать правильные выводы человеком.

Еще в детстве, размышляя над трагедией, разворачивающейся в рыночном аквариуме, где омар день за днем отрывает от живой каракатицы куски тела и в конечном итоге съедает ее, Фрэнк приходит к выводу, что “все живое существует одно за счет другого”. В тринадцать лет Каупервуд понимает, что готов сражаться за свое место под солнцем, и заявляет родным: “Я не хочу быть мальчиком. Я хочу работать”.

Начав свою финансовую деятельность в семнадцать, к тридцати четырем годам Фрэнк вырастает до уровня крупного биржевого маклера и владельца контрольного пакета акций одной из прибыльных конно-железнодорожных линий.

Молодого финансиста губит непредвиденная случайность – катастрофический пожар в Чикаго, вызвавший панику на фондовой бирже, и собственная неосторожность в вопросе обналичивания чека на фоне предстоящего банкротства. Интимная связь с дочерью одного из трех видных политических деятелей Филадельфии завершает цепь трагических случайностей. Фрэнк терпит крах, попадает в тюрьму, но не лишается ни Эйлин, ни своей уникальной силы духа, позволившей ему преодолеть все тяготы одиночного заключения и заработать миллион долларов спустя шесть месяцев после освобождения.

Прямолинейный, в меру циничный и жесткий герой высказывает в “Финансисте” необычную точку зрения по большинству серьезных проблем, характерных для современной ему Америки. Гражданскую войну между промышленным Севером и рабовладельческим Югом он воспринимает как досадную помеху, препятствующую деловому развитию страны и ничего не приносящую ему лично. Тяжелому положению рабов Фрэнк сочувствует, но не сильно, так как видит, что “положение огромного большинства мужчин и женщин мало чем отличается от положения рабов”. “Жизнь с его своеобразной точки зрения имела лишь две стороны – силу и слабость” и в ней было одинаково плохо как рабам, так и людям, “слабым духом” и “слабым телом”.

Законодательную базу США Каупервуд воспринимает не иначе как “туман, образовавшийся из людских причуд и ошибок”. Как и война, закон, по мнению Фрэнка, не помогает, а мешает человеку реализовывать свои деловые и общественные дерзания. Не случайно тюрьма, в которую попадает герой, подается через метафорический образ осьминога, чьи семь корпусов-“щупалец” раскинулись вокруг центрального здания и только и ждут, чтобы поглотить в себя “каракатицу”-Каупервуда.

“Финансист” – роман Реалистический. В нем Драйзер подробно описывает внешность каждого героя, архитектурные и интерьерные особенности зданий, малейшие тонкости биржевой работы и американского судопроизводства. Наравне с пространными рассуждения в “Финансисте” присутствуют и яркие, живые диалоги, и описания внутренних переживаний персонажей, и своеобразная лирическая составляющая, выраженная, к примеру, в цветовых характеристиках предметов, которые Фрэнк Каупервуд видит вокруг себя после вынесения приговора – в “лиловых и фиолетовых тенях”, ложащихся на “белую пелену снега”, в “зеленовато-сером доме”, в “кремовых кружевных занавесках”.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

“Финансист”, художественный анализ романа Теодора Драйзера