Высшая власть и ее философия в повести Оноре де Бальзака “Гобсек”

Повесть “Гобсек” есть очень важным звеном идейно-тематического стрежня всей “Человеческой комедии”. Повесть “Гобсек” извне комедийнее, чем другие произведения Бальзака: относительно охвата жизненного материала, зато и более симптоматичная, показательная, “наглядная”. Она содержит в себе сконцентрированную характеристику скупости, и не только реалистически-бытовую, а и, прежде всего, психологическую.

Главный герой повести Гобсек – миллионер, ростовщик, один из теневых властителей новой Франции. Одалживая деньги

под огромные проценты, он фактически грабит своих “подопечных”, унижает их морально и становится властителем их судеб. Гобсек для Бальзака – это живое воплощение той хищнической силы, которая целеустремленно, жестоко и непрерывно пробивается к власти, и писатель делает попытку раскрыть источника возникновения и механизма действия этой страшной силы.

Гобсек не просто занимается своим мерзким “специальностью”, он еще и размышляет над ним, анализирует систему возникновения, “кругооборота” золота и его влияния на развитие всего общества и психологию отдельных лиц. Бальзак в этом реалистическом

произведении окутывает эту фигуру вместе с тем и определенной вуалью романтической тайны, которой символической обобщенности. Никто не знает прошлого Гобсека и источников возникновения его безграничных богатств.

Его современная ежедневная жизнь (как оно представлено в повести) тоже преисполненное тайн, ведь можно лишь догадываться о настоящих масштабах влияния его личности. Даже в будничной, прозаичной атмосфере Гобсек способен вызвать ужас и сразу (своей жалкой внешностью старика, грязного деда, который своими алчными пальцами, хватает золото), однако в глазах вдумчивого человека, которым есть адвокат Дервиль, он способен превратиться и на фигуру отрицательно символическую, на неумолимое воплощение черной власти золота над душами отдельных людей и шире – над судьбой всего общества. Тот же адвокат Дервиль твердит, что Гобсек – внутренне противоречивое существо (у него будто бы соединились органически две разных существа: скряга и философ, лицо “низкая” и чрезвычайно умная, дальновидная).

В тот же время, именно Гобсековский Дервиль обязанный своим семейным счастьем.

Анализируя законы современного мира, Гобсек осознал, что главным двигателем, который определяет даже общественно-политическая жизнь к окружающему его миру, есть деньги, золото. Итак, фигура Гобсека – даже из внешней стороны – символ. “Этот мерзкий старец, – говорит Дервиль, – вдруг вырос в моих глазах, стал фигурой фантастической – олицетворением власти золота”. Таким образом, фигура Гобсека можно считать и “образом вечным”, так как он воплощает в себе сконцентрированную, убийственную характеристику скупости, доказанной к крайним границам.

Такие типы уже фигурировали раньше в литературе (к Бальзаку), скажем, фигура Шейлока в пьесе Шекспира “Венецианский купец” или фигура Скупого в одноименной комедии Мольера. Тем не менее, образ Гобсека намного более сложный от его литературных предшественников. Это не просто обычный ростовщик, а еще и философ-аналитик, чей ум способен постигнуть движущие силы буржуазного общества. Гобсек-Личность вместе с тем и целиком реалистическая (в системе своей будничной деятельности), и мрачно романтическая, гротескная, обобщающая.

Поэтому золото, которое уже принадлежит Гобсекови и которое он стремится иметь все больше и больше, уже, по сути выходит за пределы его конкретного, бытового понятия.

Слово “Гобсек” означает в переводе “живоед”, “глитай”. Человек-Гобсек, старый ростовщик умер. И или умер главный “Гобсек” – жажда к обогащению?

Посмотрите вокруг…


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Высшая власть и ее философия в повести Оноре де Бальзака “Гобсек”