“Мартин Иден”, художественный анализ романа Джека Лондона

Роман “Мартин Иден” впервые появился на свет на страницах журнала “Пасифик Мансли” в 1908-1909 годах. В 1909 году издательство “Макмиллан Компани” выпустило его отдельной книгой. Произведение Джека Лондона, повествующее об интеллектуальном развитии талантливого индивидуалиста Мартина Идена, оказалось во многом автобиографичным: в нем писатель воссоздал историю своей жизни, в которой был и изнуряющий труд в море и прачечной, и любовь к девушке из буржуазной английской семьи, и упорная литературная работа, приведшая писателя к

популярности и смерти.

Главный герой романа отличается от Джека Лондона только философским настроем: он является приверженцем материалистического эволюционизма Спенсера и индивидуализма Ницше. Близкие автору социалистические идеи входят в произведение через образы второстепенных персонажей: рабочих, собирающихся на словесные прения в Муниципальном парке; выходцев из богатых семей, ведущих простую трудовую жизнь; мистера Морза и судьи Блаунта, ориентирующихся, по мнению Мартина Идена, в своей общественной деятельности на принципы всеобщего равенства. Джек Лондон периодически сталкивает своего героя

с теми или иными социалистами, давая понять и ему, и читателю, что только этот путь развития общества наиболее приемлем для человечества.

Тема любви в романе также имеет автобиографическую основу. Сюжетная схема взаимоотношений Мартина Идена и Руфь Морз почти полностью повторяет любовную “канву” Джека Лондона и Мейбл Эпплгарт: у Руфь, как и у Мейбл, есть брат, с удовольствием общающийся с простым моряком (Артур в романе – Эдвард в жизни); она, как и свой прототип, просит жениха поступить на службу (журналистом или в контору отца в романе/на почту в жизни); героиня романа, как и реальная девушка, не становится женой Мартина Идена (в романе Руфь отворачивается от Мартина под влиянием сословных предрассудков, навязанных ей родителями/в жизни Мейбл предпочитает остаться с матерью, потерявшей мужа). После разрыва с Руфь Мартин Иден тесно общается с влюбленной в него простолюдинкой Лиззи Конноли, но отказывается жениться на ней, объясняя это “болезнью”.

Джек Лондон после расставания с Мейбл жениться на ее подруге – Бесси (1900), с которой разводится через несколько лет, после того, как она ему надоедает, чтобы жениться еще раз на новой возлюбленной Чармиан (1905).

Художественный Образ Мартина Идена несколько идеализирован: в своем стремлении к утверждению идеи сильной личности, которая может пробить себе дорогу в жизни, он становится слишком бескомпромиссным. Наравне с неустрашимостью, упорством и трудолюбием, главный герой постепенно уходит в открытое правдолюбие, выражающееся в начале – в стычках с идейными противниками, а затем в постепенном разочаровании в людях и отказу от общения с ними. Интеллектуальное развитие Мартина происходит слишком быстро: несколько лет упорного самостоятельного обучения и литературного труда в сочетании с изнуряющей физической работой в прачечной и постоянной бедностью и недоеданием заканчиваются для него социальным успехом и внутренним крахом.

Эволюция сознания главного героя проходит в несколько этапов, в каждом из которых принимает участие Руфь Морз. Любовь к хрупкой, воздушной девушке оказывает благотворное воздействие на манеры Мартина Идена. Стремление стать достойным своей мечты приводит героя к идее стать писателем.

Врожденное трудолюбие, небывалая любознательность, развитый ум и внимание к деталям позволяют Мартину Идену быстро освоиться в новой профессии. Знание жизни простого народа и взгляд на окружающее через призму материализма Спенсера вооружает его великолепной логикой. Внутренняя сила и юношеский максимализм (на момент встречи с Руфь герою нет еще даже двадцати одного года) придают произведениям Мартина жизненную правду и мощь, которой не хватает рафинированной буржуазной литературе, ориентирующейся на устоявшуюся в обществе мораль и обязательный счастливый конец.

Начинающий писатель и сам поначалу принимает участие в создании шаблонных любовных рассказов, пользующихся популярностью у публики. Мартин делает это ради заработка, открывающего ему возможность жить и работать над Настоящим. Молодой человек пробует себя и в других “литературных поделках” – юмористических стихах, сатирических зарисовках, небольших литературных заметках.

Первое время он получает отказы из всех издательств и редакций. Затем его рукописи постепенно начинают выкупать, но жить на это он все еще не может. Успех приходит к Мартину неожиданно – после публикации его философского очерка “Позор солнца”, получившего признание у литературных критиков.

Рассказы и повести писателя начинают пользоваться спросом, но он очень быстро понимает, что все это было делом случая, а не признания его таланта.

Разрыв с Руфь, предваряющий литературный успех Мартина, открывает второй этап жизни героя, в котором он проходит обратный путь – от очарования буржуазной средой к разочарованию всем, что его окружает. Близкие родственники писателя (сестры, зятья), друзья из высшего общества, семейство Морз, торговцы, у которых он покупает продукты, долгое время считавшие Мартина ничего не представляющим из себя лентяем, начинают приглашать его на обеды, забывают старые обиды, с интересом выслушивают все суждения “мистера Идена” и почитают за честь водить с ним знакомство. Мартин тяжело переживает подобное отношение к себе.

Общаясь с людьми, он только и думает о том, что в нем самом ничего не изменилось: все, что сейчас превозносится окружающими, уже было написано в тот момент, когда о нем отзывались, как о бездельнике.

Приход Руфь на мгновение вырывает героя из тягостного существования, но понимание того, что она решила вернуться к нему по той же причине, по которой с ним теперь общается весь мир, окончательно добивает Мартина. Разочарование людьми становится настолько острым, что герой решает сбежать из опостылевшего ему Сан-Франциско. Находясь на корабле, по пути на Таити, Мартин понимает, что это решение было ошибочным: его тяготит не окружающий мир, а он сам в его отношении к той лжи, которую он видит и не принимает в людях. Популярный писатель не может любить, не видит цели в жизни, не хочет ничем заниматься.

Он проводит время в одиночестве и постоянном сне, который завершается для него сном вечным – в водах столь любимых им когда-то Южных морей.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

“Мартин Иден”, художественный анализ романа Джека Лондона