“Сестра Керри”, художественный анализ романа Теодора Драйзера

Первый роман Теодора Драйзера увидел свет в 1900-м году. Он не сразу был принят публикой и критиками. “Сестру Керри” отвергали за ее аморальность и несоответствие традиционным американским ценностями. В Америке она была напечатана тиражом в одну тысячу экземпляров.

В Англии к “Сестре Керри” отнеслись более благосклонно, после чего, в 1907-м году, она была переиздана в США и получила в начале местную, а затем и мировую признательность.

В своем романе американский журналист (а именно с этого и начинал Драйзер свой литературный путь) поднял классическую для США 90-х годов XIX века Проблему реализации “американской мечты” . Главная героиня произведения – Керри Мибер по достижении восемнадцатилетия переселяется из небольшого, захолустного городка Колумбия-Сити в Чикаго. Девушкой, как и большинством американцев того времени, движет единственное стремление – покорить этот город и, если не добиться в нем оглушительного успеха, то хотя бы стать его неотъемлемой частью.

Воспитанная в духе классических моральных ценностей Керри быстро сбивается с пути. В этом ей “помогают” и неблагоприятные жизненные обстоятельства (отсутствие опыта работы, тяжелый труд на обувной фабрике, неимение теплых вещей зимой, болезнь), и лишенные чуткости родственники, живущие размеренной жизнью, заполненной работой, экономией и домашними делами. Пассивная и мечтательная по натуре девушка, преклоняющаяся перед красотой и живущая надеждами на неизведанное доселе счастье, легко поддается очарованию молодого коммивояжера Чарльза Друэ. Загнанная в угол, стоящая перед выбором – вернуться к родителям или продолжать покорять Чикаго, Керри легко смиряется со своим новым положением любовницы, прикрывая непривычную для себя распущенность надеждой все исправить.

В начале девушка ждет, когда на ней женится Друэ. Затем те же надежды она возлагает и на Герствуда. В своем стремлении жить с комфортом Керри доходит до того, что принимает за чистую монету венчание с уже женатым мужчиной, но… делает она это ровно до того момента, пока ей самой это не перестает быть выгодным.

Как только Герствуд разоряется, а Керри получает деньги и известность на театральном поприще, она тут же его бросает.

Импозантный управляющий баром “Фицджеральд и Мой” – Джордж Герствуд – обладатель солидного состояния в сорок тысяч долларов и отец всеми уважаемого в Чикаго семейства выражает в романе идею зыбкости американской стабильности, призрачности успеха и богатства. Все в его жизни идет хорошо ровно до того момента, как он начинает скучать и увлекается молодой и прелестной Керри. Высокое социальное положение и деньги не делают Герствуда счастливым. Любовь – вот то единственное, что наполняет его жизнь смыслом.

Ради нее он идет на преступление (“он должен хоть раз в жизни познать счастье, хотя бы ценою отречения от чести и правды”), ради нее он готов мириться с потерей влиятельных знакомых и скромным существованием. Однако выход за пределы привычной среды и надвигающаяся старость делает для Герствуда невозможным повторный взлет: как только он теряет долю в купленном за тысячу долларов нью-йоркском баре и сталкивается лицом к лицу с безработицей, ему остается только сидеть в качалке Керри, читать газеты и вспоминать прошлое.

Молодой коммивояжер Чарльз Друэ представляет собой характерный для Америки конца XIX века тип людей, именуемых “мастаками”. Он легко порхает по жизни, как мотылек (по сравнению Драйзера): делает карьеру, обольщает женщин, наслаждается всеми доступными удовольствиями – любовью, деньгами, модной одеждой, вкусной едой, влиятельными знакомствами и т. п. Ни в судьбе, ни в характере Чарльза Друэ не происходит никаких изменений. Не относясь ни к чему серьезно, он лишен возможности ошибиться, как Герствуд.

Не стремясь ни к чему конкретному, он не испытывает огорчений, как Керри.

Финал романа подводит итог авторским размышлениям о ценности “американской мечты”. Керри, добившись славы и богатства, не знает, что делать со своими деньгами, не верит мужчинам и довольствуется игрой в развлекательных комедийных спектаклях. Счастья она не приобрела, лучше не стала.

Впереди у нее вся жизнь, которую она, в силу своих внутренних особенностей, проведет в бесконечных поисках себя. Герствуду же искать уже нечего. Его жизнь кончена.

Он убил себя, потеряв все – семью, положение в обществе, деньги, любовь, уважение к себе как к человеку.

Успех никому не приносит счастья – ни Керри, ни Герствуду. “Американская мечта” хорошо только для таких, как Чарльз Друэ – живущих одним днем и не испытывающих сложных духовных устремлений. Материальные блага хорошо ложатся только на “земные” сердца. “Небесные” натуры в столкновении с ними почти всегда проигрывают.

В своем первом романе Теодор Драйзер показал себя мастером словесного жанра. Он подошел к реализации художественного замысла тщательно и серьезно, дав каждой главе два названия. Художественная манера писателя в “Сестре Керри” характеризуется четкими, лаконичными, наполненными яркими метафорами, описаниями, простыми и понятными диалогами, небольшими собственными рассуждениями о той или иной проблеме или герое.

В романе можно встретить много философских идей, выраженных по-журналистски безыскусно и прямо: например, рисуя бегство Герствуда и Керри в Монреаль Драйзер говорит о целительном воздействии дороги на человека – “в пути можно забыть возлюбленного, рассеять горе, отогнать от себя призрак смерти”; рассказывая о первом успехе Керри на сцене, писатель замечает, что “нет ничего отраднее, чем наблюдать в человеке пробуждение честолюбивых желаний, стремления достичь более высокого духовного уровня. От этого человек делается сильнее, ярче и даже красивее”.

Хронотоп романа связан с двумя крупными американскими городами – Чикаго и Нью-Йорком – бурно развивающимися, шумными и отличающимися “полным равнодушием к человеку”. В текст повествования Драйзер вводит ряд исторических деталей, характерных для США конца XIX века – неорганизованность грязной фабричной работы, стремление крупных корпораций к экономии, вспыхивающие время от времени забастовки (трамвайщики в Бруклине), наличие безработицы и нищих, разделение общество на богатых и бедных и в то же время – развитие театрального искусства в Америке, яркость и красота Бродвея, открывающиеся по всей стране первые универсальные магазины.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

“Сестра Керри”, художественный анализ романа Теодора Драйзера