Поэтика романа Э. М. Ремарка “На Западном фронте без перемен”

Система жизненных ценностей героя Ремарка. Мир и война как метафизика сознания у Ремарка (по романам “На Западном фронте без перемен”, “Возвращение”). Третья книга Ремарка, опубл. в 1928 году в газете, на след. год – отдельное издание.

Эпиграф: “эта книга не является ни обвинением, ни исповедью. Это только попытка рассказать о поколении, которое погубила война, о тех, кто стал ее жертвой, даже если спасся от снарядов”. Как и Эрнест Хемингуэй, Ремарк использовал понятие “потерянное поколение”, чтобы описать молодых людей,

которые из-за полученных ими на войне душевных травм не в состоянии были устроиться в гражданской жизни. Произведение Ремарка таким образом стояло в остром противоречии с правоконсервативной военной литературой, превалировавшей в эпоху Веймарской республики, которая, как правило, старалась оправдать проигранную Германией войну и героизировать ее солдат.

Ремарк – немец-антифашист. Он, как и его герой Пауль, не видит разницы между людьми на войне, противники-не монстры, они такие же, как мы – пытаемся выжить. В одном из эпизодов “Западного фр.” – Пауль извиняется перед своим убитым противником,

хочет даже написать письмо его жене.

Потерянное поколение – своеобразная гордость, романтизация героя-одиночки, он выживет сам, ему не нужна мама. У Хема противопоставляет себя хаосу и смерти, но у Ремарка важна тема фронтового товарищества. Вместе не страшно. “Дневник взвода” – живут как одна семья. По одиночке страшно (когда Пауля отправляют домой – вместо “мы” – “я”), а вместе – целым классом они противостоят всему, и им не страшно, война для них естественна.

Бесполезно возвращаться с войны – они погибают на войне все.

Жизнь и смерть: скрываются под гробами, их защищают покойники. Второй момент – они идут в наступление и видят перед этим лакированные гробы.

“Мир” на войне описан Ремарком без эмоций, с медицинской беспристрастностью (герои видят голых окровавленных мертвецов, висящих на дереве – интересуются лишь тем, что это за бомба такая новая, что выталкивает людей из одежды).

Крики раненых лошадей – стон многострадального мира, даже люди так не кричат, вопль отчаяния. Детеринг: “Самая величайшая подлость – это гнать на войну животных, вот что я вам скажу!”.

Главное – не думать, а покориться. Мы ничего не забываем, но нельзя размышлять – воспоминания задавят нас. Товарищи отстрадали, но что ждет нас?

Жизнь коротка.

Герои (Пауль, Кропп, Кат, Тьяден, Мюллер) – живут “сиюминутно”, здесь и сейчас – сегодня они в бою, завтра могут отдыхать и жарить лепешки. Когда они возвращаются с фронта, радуются тому, что их осталось почти в два раза меньше =” им достанется в два раза больше еды и табака. Это не значит, что им не жаль погибших товарищей, они приучены выживать любой ценой. Еда важна так же, как боеприпасы.

Большинство их слов связано с едой. Естественные потребности.

Выжить, насладиться жизнью, если получается, здесь и сейчас. Тьяден – очень жадный до еды, забрасывает ложки супа, старается наесться – может, “я уже больше не вернусь”. Мюллер мечтает о сапогах умирающего Кеммериха, но не от того, что он циник, а потому что сапоги ему больше не пригодятся.

Война – как основной способ существования. Ницше: войны боятся только слабые.

Фронт – это клетка, мы сидим за решеткой. Власть случая. Зависимость от случая: меня могут убить, могут оставить в живых.

Все, что остается – быть готовым ко всему.

Простое и естественное состояние войны – как болезнь. От нее можно умереть, как от рака, только смертельный исход чаще и в различных обличиях.

Вместе с осенью приходит холера, от нее погибает всего…тысяч человек – это повсеместное уничтожение людей, как и стихийное бедствие, как болезнь.

Возвращение Эрих Майер – жизнелюбие, аппетит, возвращается, и не понимает, почему нельзя убить соседского петуха – я не украл, а добыл еду.

Ценности “отцов” не выдерживает испытания подлинностью войны, ценности так называемой мирной жизни (т. к. беднота).

Сапожник Адольф Бетке добрый, смыслит в военном деле. О них в мирной жизни говорят пренебрежительно. Эрнста Биркхольца (Гл. героя) бесит, как можно судить о людях в “мирной” жизни, не видя их в войну, в состоянии выживания. Они требуют, чтобы мы были героями, но не хотят ничего знать о вшах.

Люди совсем не такие как, на фронте, разговаривают как на сцене. Я неуклюж, как танк, руки потеют, когда надо поздороваться с дамой. Снисходительное отношение старших – они ничего не знают о войне, о том, что пришлось пройти 20летним юнцам. Отцы пытаются что-то не разрешать, удивляются, что курят.

Мамы ругают за испорченные носки, не понимая, что сын вернулся живым из ада. Подлинный человеческий опыт не оценивается, судят по внешним признакам.

Своеобразная романтизация войны. Развенчание наивно-восторженного представления о войне, на войне выживает Настоящий герой, с настоящими ценностями. “На западном фронте” – ребят отправили почти всем классом, все, чему их учили в школе – бесполезно на войне. Записали добровольцами, хотя они не знали, что их ждет, поддались уговорам.

В тишине (“Возвращение”) – страх, зловещее, непривычное, они цепенеют. Потом звук непонятный – это летят гуси (привычное раньше вызывает ужас).

В “Возвращении” товарищи-фронтовики не могут снова жить прежней, довоенной жизнью, которая теперь им кажется мелкой, мещанской и буржуазной. Они осознают, что их обманывали и когда они шли на войну, и когда совершалась революция. “Наше поколение уничтожено. Мы лишь уцелевшие остатки его.” – говорит один из самых ярких персонажей – Георг Рахе.

Эрнст идет по лесу – размышляет, как разместить пулеметы, защита территории уже как наваждении.

Мир-фальшивка. Один из героев, Альберт застреливает любовника своей невесты, на суде товарищи защищают его – он просто делал то, что привык, он убивает то, что мешает. Судите за то, чему сами научили.

Больше нет “мы” – они пытаются встречаться в реальной жизни, но они уже разные – кто-то в дорогом пальто, кто-то в гимнастерке. Каждый из героев пытается найти новый смысл своей жизни. Но не всем это удается. Рахе возвращается в армию, но разочаровывается, не найдя чувства “фронтового товарищества” (“в этой массе – два-три идеалиста и кучка любопытных мальчуганов, жаждущих приключений”).

В финале романа Людвиг кончает жизнь самоубийством, не может жить с венерической болезнью – в мирной жизни это позор. А главный герой, Эрнст, все-таки находит смысл жизни – в благородном труде на благо человечества.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Поэтика романа Э. М. Ремарка “На Западном фронте без перемен”