Идейно-художественный анализ романа “Сестры”

В романе много внимания уделено личным отношениям этих героев. Но “Сестры” не становятся от этого просто семейно-бытовым романом. Жизнь главных героев показана в связи с жизнью страны.

Вот перед нами две сестры Булавины – Катя и Даша. И хотя их интересы как будто бы сосредоточены на своих внутренних переживаниях, судьбы их связаны с жизнью страны, определяются теми процессами, которые, происходят в русском обществе. Это люди с богатыми природными задатками, чистые, искренние, прямые, им тяжело в этом разложившемся буржуазном мире.

Автор,

рисуя жизнь Кати, часто избирает точку зрения Даши. От этого повествование во многом выигрывает. Даша, молодая девушка с максималистскими требованиями к жизни и людям, приехала из провинции в столицу, живет у сестры.

Она и в силу возраста, и потому что впервые попала в необычную атмосферу, остро чувствует окружающую жизнь, часто резко реагирует на поведение близких ей людей. Вообще в Даше много непосредственности, детскости, независимости. Даша горячо любила свою сестру, но когда узнала об ее измене мужу, то заявила ей: “…я в этой мерзости жить не желаю… Пойди к мужу и все расскажи”

Позже

Даша увидела, что Катя делала много попыток “начать добрую жизнь”. По ничего у нее не вышло. “Ласковая, добрая, слишком деликатная для этой жизни, она цеплялась за вещи и вещицы, старалась укрепиться, оберечь себя от дробления и разрушения, но нечем и некому было помочь”, к такому выводу приходит Даша, рассуждая о несчастливой судьбе сестры. Действительно, в мире “сволочей и охальников” “деликатной” Кате не было места. “Ни одной минуты радости за всю жизнь…” думает она сажа о себе.

Так приходит мысль о самоубийстве, от которого ее спасает Рощин, зашедший “засвидетельствовать почтение”. Женским чутьем Катя поняла, что она “стала нужна и дорога этому человеку, молча и сурово ждущему – принять ее душу в свою”

А. Толстой передает тончайшие душевные переживания Кати, как и других героев, не путем прямого анализа психологии героини, а через внешние проявления душевных переживаний. Писатель неоднократно говорил, что для раскрытия душевного состояния он предпочитает “дать движение, вскрывающее психологию”. Вот Катя, Даша и Телегин ждут Рощина, “Телегин отворил, вошел Рощин…

Его худое, мрачное, темное от загара лицо смягчилось улыбкой, когда он увидел Катю… Катины глаза наполнились светом”. Она “поцеловала его в голову задрожавшими губами”.

Здесь “внутреннее” передано через “внешнее”, “движение” вскрывает психологию. Ни слова не сказано о чувствах, о любви. Но все это читателю понятно из подтекста.

У Рощина “лицо смягчилось улыбкой”, у Кати “глаза наполнились светом”, губы задрожали. Это и дало Даше основание утверждать: “Иван, а как его Катя любит…”

Даша страдает от своей отчужденности от людей: “Все нехороши, всех я осуждаю. Один глуп, другой противный, третий грязный. Одна я хороша. Я здесь чужая, мне очень тяжело от этого… мне надоело быть чужой среди вас всех”.

Затхлая обстановка предвоенного Петербурга, циничное искусство декадентов, всеобщая атмосфера лжи в человеческих отношениях чуть не сломила ее. Якорем спасения оказался Телегин, любовь к нему. “История любви Даши и Ивана Ильича Телегина – одна из самых поэтических в нашей прозе”

Описывая встречу Даши с Телегиным на пароходе, А. Толстой опять использует свой излюбленный прием: ,”Я всегда ищу движения, чтобы мои персонажи сами говорили о себе языком жестов. Моя задача – создать мир и впустить туда читателя, а там уже он сам будет общаться с персонажами не моими Словами, а теми не написанными, не слышимыми, которые сам поймет из языка жестов”. Жестом, движением передает Толстой внутреннее состояние Телегина во время первой (“испуганно дрогнули веки, поджались губы”) и второй встречи с Дашей. Поистине, Толстой здесь “создал мир” и впустил нас, читателей, в него, и нам стало все понятно “из языка жестов”: любовь Даши и Телегина чистая, искренняя, нежная, трепетная.

Здесь же можно рекомендовать ученикам самостоятельно охарактеризовать мастерство Толстого в раскрытии психологии персонажей при описании встречи Даши и Телегина, бежавшего из плена.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Идейно-художественный анализ романа “Сестры”