Трагедия определение
Трагедия (греч. tragodia, буквально — козлиная песнь, от tragos — козел и ode — песнь) — драматический жанр, противоположный комедии, в основе трагедии лежит острый и неразрешимый конфликт, заканчивающийся гибелью героя. В трагедии особенно важной считалась трагическая эмоция, сочетание глубокой печали и высокого восторга, элемент зрительского сопереживания, процесс душевного очищения через страдание (катарсис). Жанр возник в Древней Греции из культовых обрядов, посвященных богу Дионису.
Греческая трагедия дала миру идеальные образцы
При этом важна была и его свободная воля — именно она заставляла его выполнить свою миссию в соответствии с волей богов, пусть даже ценой собственной жизни.
В Средние века в качестве трагического выступает
В Средние века трагедия уступает свои позиции: становятся широко распространены литургическая драма, миракль, мистерия и моралите. Трагедию же относят к эпической литературе .
Свое мощное развитие трагедия получает в эпохи Позднего Возрождения и барокко (Кальдерон де ла Барка, Уильям Шекспир) . Эпоха Возрождения раскрыла социальную природу трагического конфликта, утверждая свободу личности персонажа и его героизм. Обращаясь к современному материалу и стремясь к максимально правдивому воспроизведению жизни, У. Шекспир в своих пьесах «развил все лучшие стороны античной трагедии», открыв в героях глубину и сложность характеров.
Затем эпоха классицизма выдвигает новые требования к жанру: александрийский стих, соблюдение принципа трех единств — действия, времени, места, наличие пяти актов . В этот период создают свои произведения П. Корнель, Ж. Расин.
Эпоха Просвещения отмечена трагедиями Ф. Шиллера, в которых он во многом опирается на античные образцы («Мария Стюарт», «Дон Карлос»).
Затем трагедия лишается многих жанровых свойств (авторы отходят от принципа трех единств, сохраняется лишь единство внешнего действия), в центре изображения романтиков уже не внешний мир (как в античной трагедии), а внутренний мир человека, его душа (В. Гюго, Дж. Байрон, М.Ю. Лермонтов) . Романтики отчетливо осознают неизбежность зла в мире и вечную необходимость борьбы с ним.
Причем зло всесильно, и герой, даже погибая, не может победить его. Однако гибель эта не бессмысленна: «трагический герой не позволяет установить безраздельное господство зла на земле». Затем трагедия начинает вытесняться драмой и мелодрамой, возникает смешение жанров (мещанская трагедия Ф. Шиллера «Коварство и любовь»), трагическая драма (В. Гюго), историческая драма (А.С.
Пушкин).
В конце XIX — начале XX в. создаются пьесы, восходящие к высоким трагедиям античности (Т.-С. Эллиот, П. Клодель, Г. Гауптман, В. Иванов). Затем зарождается жанр трагикомедии (А.П.
Чехов, А. Арбузов, Э. Радзинский, Л. Петрушевская).