Определение Стансы
Стансы (франц. stance, от итал. stanza, буквально – помещение, комната, обстановка) – небольшое стихотворение медитативного или (реже) любовного содержания, состоящее из композиционно замкнутых строф (каждая строфа содержит законченную мысль и представляет собой синтаксический период) [14]. Родиной стансов является Италия (А. Полициано “Стансы на турнир”), затем данный жанр был широко распространен в английской литературе (П. Рон- сар, Дж.
Байрон “Стансы к Августе”, П.Б. Шелли “Стансы, написанные близ Неаполя в часы уединения”),
Лермонтов “Стансы” (“Взгляни, как мой спокоен взор”), “Стансы” (“Люблю, когда, борясь с душою”), Ф. Сологуб “Стансы Польше”). Для написания их использовался четырехстопный ямб с перекрестной рифмовкой (abab), тон стихов был плавным, неторопливым, грустные раздумья разрешались в оптимистический аккорд в финале. В советский период жанр стансов был представлен в творчестве Н. Гумилева (“Стансы” (“Над этим островом какие выси”)), О. Мандельштама (Стансы”), И. Северянина (“Стансы”), И. Бродского (“Строфы”).
- А. С. Пушкин. Стансы. Друзьям. Охарактеризуйте рифмы стихотворения “Стансы” Исследователи утверждают, что три последние четверостишия вновь предлагают царю программу его правления: ограничение самодержавной власти, защиту просвещения, требование свободного выражения собственных мнений. Так ли это, по вашему мнению? Пушкин остается верен сформированным еще в лицейские годы свободолюбивым убеждениям. Он считал, что истинным благом для государства и народа является соблюдение закона, гарантирующего права человека, в том […]...
- Анализ стихотворения Лермонтова “Стансы” С подросткового возраста Михаил Лермонтов был горячо и безответно влюблен в Екатерину Сушкову, которая прямом смысле слова играла с поэтом, то давая ему надежду, то отвергая ухаживания. Мучительная нелепость этих отношений нередко находила отражение в творчестве Лермонтова, который посвятил своей избраннице обширный цикл стихов. В него вошли и “Стансы”, написанные в 1830 году, когда 16-летний […]...
- “Стансы” Пушкина и “Стансы” Ходасевича Определить принадлежность лирического стихотворения к жанру стансов нетрудно, когда стансы становятся названием стихотворения. Жанровые дефиниции стансов включают преимущественно формальные, а не содержательные признаки. Сравним два стихотворения, которые оба названы “Стансы”. Итак, Пушкин, 1826 год: В надежде славы и добра Гляжу вперед я без боязни: Начало славных дней Петра Мрачили мятежи и казни. Но правдой он […]...
- Анализ стихотворения Пушкина “Стансы” Примерно в середине двадцатых годов девятнадцатого столетия у Пушкина возник повышенный интерес к личности Петра Великого. Образ царя-реформатора появился сразу в нескольких произведениях. Одно из них – стихотворение “Стансы”, отдельные строки которого до сих пор часто цитируются. Произведение написано через несколько месяцев после коронации Николая I, вернувшего Александра Сергеевича из ссылки и освободившего его от […]...
- “Стансы(В надежде славы и добра)” анализ стихотворения Пушкина Период жизни Александра Сергеевича Пушкина, в который был написано стихотворение под названием “Стансы” , пришелся на двадцатые годы девятнадцатого века. В это время поэт живо интересуется личности царя-императора Всероссийского Петра Великого. Образ талантливого, умелого правителя-реформатора появляется в нескольких работах Александра Пушкина. Такой поэтической работой стало и стихотворение “Стансы”, некоторые строки которого являются крылатыми выражениями по […]...
- А. С. Пушкин. Стансы Почему “дни Петра” поэт называет “славными”? В чем автор “Стансов” видит заслуги самодержца? “Дни Петра”, по мнению поэта, принесли России славу. И причины этой славы вполне конкретны: “правдой… привлек сердца”, “нравы укротил наукой”, “сеял просвещенье”, “знал предназначенье” своей страны, хотя начало правления было мрачным. Какие личные качества Петра I отмечает поэт в стихотворении? В стихотворении […]...
- Анализ стихотворения С. Есенина “Стансы” Особенно мне понравилось стихотворение Сергея Есенина “Стансы”. В нем поэт рассуждает о назначении поэта и поэзии. Он пишет: Стишок писнутъ, Пожалуй, всякий может – О девушке, о звездах, о луне… Но его мысли устремлены совсем в иную сторону. Есенин восхваляет сделанное руками человеческими: нефтяные вышки, фонари. Он горд, что пишет об этом. Сергей Есенин видит […]...
- Что такое Баллада? Определение Баллада (франц. ballade, прованс. balada, от позднелат. ballo – танцую) – лиро-эпический жанр, стихотворение, в основе которого какой-либо остродраматический сюжет, необыкновенный случай. Истоки данного жанра – в произведениях фольклора (народных преданиях и легендах). Жанровые особенности баллады: наличие сюжета с мистическим элементом, наличие пейзажа в зачине баллады (иногда и в конце), диалог персонажей или монолог, обращенный […]...
- Что такое Басня? Определение Басня – краткий нравоучительный рассказ (часто в стихах) в иносказательной форме, с определенной моралью, которая дана в начале или в финале. Как литературный жанр басня близка к притче и апологу, в баснях часто встречаются аллегории, олицетворения, образный параллелизм, диалоги, в основе композиции зачастую лежит прием антитезы. Героями басни являются люди, животные, растения, вещи. Это древнейший […]...
- Анализ стихотворения Северянина “Стансы” Еще подростком Игорь Северянин влюбился в Евгению Гуцан, которая оказалась его соседкой по имению в Гатчине. Его юношеская привязанность очень скоро переросла в сильное чувство, и 18-летний начинающий поэт предложил своей избраннице руку и сердце. Впрочем, о свадьбе не могло быть и речи, потому что обе семьи не отличались финансовым благополучием. Тогда северянин поселился со […]...
- Определение Панегирик Панегирик (греч. panegyrikas (lygos) – хвалебная речь на всенародном торжественном собрании), энкомий (греч. enkomion – восхваление) – похвальное слово. Жанр, противоположный панегирику, – инвектива. Своим названием панегирик обязан одной из речей древнегреческого публициста Исократа (IV в. до н.э.). Этот жанр был весьма популярен в Древней Греции и у народов Востока. Греки заимствовали у египтян традицию […]...
- Определение Дума (жанр) Дума – жанр русской литературы, стихотворение, содержащее размышления поэта на патриотическую, общественную, историческую, философскую или нравственную тему. В русской литературе данный жанр представлен в творчестве К.Ф. Рылеева (“Дмитрий Донской”, “Богдан Хмельницкий”, “Волынский”, “Державин”), АВ. Кольцова (“Думы”), М.Ю. Лермонтова (“Дума”), в советской – в творчестве Э. Багрицкого (“Дума про Опанаса”), Термин “дума” также использовался для обозначения […]...
- Определение Элегия Элегия (греч. elegeia, от elegos – жалобная песня) – лирическое стихотворение эмоционального содержания, проникнутое настроением грусти, тоски. Обычно написано от первого лица, не имеет четкой композиции. Жанр элегии возник в VII в. до н.э. в Греции (Каллин, Тиртей). И сначала элегии были ориентированы на политическую жизнь общества, затем в античной поэзии основной темой элегии становится […]...
- Что такое Рассказ? Определение Рассказ – малый повествовательный жанр, небольшое прозаическое произведение. Отличительные черты жанра рассказа: лаконизм повествования, постановка автором одной проблемы, рассказ об одном ярко характеризующем героя событии, небольшое количество действующих лиц, ограничение художественного пространства произведения и показ автором узкого отрезка времени, наличие емких деталей, выразительной концовки, иногда – присутствие рассказчика. Жанр рассказа в европейской литературе представлен в […]...
- Что такое Повесть? Определение Повесть – средняя эпическая форма, прозаический жанр занявший свое место между рассказом и романом. Для жанра повести характерно достаточно медленное развитие действия (по сравнению с рассказом и романом), ровный темп повествования, равномерное распределение сюжетного напряжения по ряду ситуаций, простота композиции, хроникальное расположение материала. Тематика данных произведений может быть различной: повесть может иметь героическое, романтическое или […]...
- Мелодрама определение Мелодрама (греч. melos – “песня, мелодия” и drama – “действие”) – драматический жанр, зародившийся внутри жанра трагедии и вобравший в себя также комедийные элементы. Характерные свойства: камерность, рассмотрение вечных проблем в рамках частной жизни, наличие острой, запутанной интриги, наличие морально-дидактического элемента, эмоциональная насыщенность, резкий контраст добра и зла, однозначность нравственных оценок, использование возвышенного стиля в […]...
- Что такое Орфография. Определение Орфография (греч. orthographia, от orthos “правильный” и grapho “пишу”) – система правил единообразного буквенного написания слов и их форм. Орфография и пунктуация – два основных раздела правил русского письма. Внутри орфографии есть свои разделы: – правила, обеспечивающие общепринятую буквенную запись звукового состава слов и их частей – морфем (корней, приставок, суффиксов и окончаний); – правила […]...
- Определение мадригал Мадригал (франц. madrigal, итал. madrigale, от позднелат. matricale (от лат. mater – мать)) – небольшое стихотворение- комплимент, написанное вольным стилем. Истоки мадригала – в старинной итальянской пастушеской песне. Он возник в XIV веке и по XVI вв. существовал в музыкальной форме. Известны любовные, шуточно-бытовые, мифологические мадригалы (Дж. да Фиренцо, Ф. Ландино). Данный жанр становится популярен […]...
- Водевиль определение Водевиль (франц. vaudeville – от Vau de Vire – название долины в Нормандии, ставшей родиной водевиля) – легкая комедийная пьеса с занимательной интригой. Основные жанровые черты водевиля: в основе сюжета какая-либо бытовая ситуация, стремительный ритм, легкие, остроумные диалоги, персонажи – яркие и выразительные характеры, наличие шуток, каламбуров, обрамление действия музыкой, песнями и танцами. Сначала водевилем […]...
- Трагедия определение Трагедия (греч. tragodia, буквально – козлиная песнь, от tragos – козел и ode – песнь) – драматический жанр, противоположный комедии, в основе трагедии лежит острый и неразрешимый конфликт, заканчивающийся гибелью героя. В трагедии особенно важной считалась трагическая эмоция, сочетание глубокой печали и высокого восторга, элемент зрительского сопереживания, процесс душевного очищения через страдание (катарсис). Жанр возник […]...
- Определение. Что такое Орфография Орфография (греч. orthographia, от orthos правильный и grapho пишу) – раздел науки о языке, занимающийся нормами правописания и предписывающий выбор какого-то одного из вариантов написания, разрешенных графикой. Центральный раздел орфографии устанавливает свод правил и принципов обозначения звуков речи буквами на письме. В современной русской орфографии используется несколько принципов: морфологический, фонетический и традиционный. Другие разделы орфографии […]...
- Трагикомедия определение Трагикомедия – драматический жанр, совмещающий свойства комедии и трагедии. Для произведений, созданных в данном жанре, характерна очень сложная, тонкая взаимосвязь трагического и комического: все события подразумевают множество интерпретаций, серьезные эпизоды сочетаются со смешными, возвышенные характеры оттеняются комическими персонажами. Комизм здесь не несет в себе обличительной функции, он призван представить ситуацию в новом, непривычном для зрителя […]...
- Представители символизма, определение На рубеже ХIХ-ХХ вв. в русской и мировой литературе возник ряд течений, объединенных общим названием “декадентство”. Эти течения ознаменовали собой отход от реалистических традиций и обращение как к иным методам (романтизм по преимуществу), так и к другим сферам действительности (психологической действительности, действительности внутреннего мира человека в первую очередь). Не так давно на этом искусстве лежал […]...
- Определение Эпиграмма Эпиграмма (греч. epigramma, буквально – надпись) – небольшое стихотворение сатирического содержания. Первоначально эпиграммой называли надпись на воинских доспехах, статуях, культовых предметах жреца и домашней утвари. В античной поэзии существовали эпиграммы посвятительные (посвящены богам), дидактические, надгробные, описательные, любовные, застольные, сатирические . В некоторых произведениях такого рода присутствовали черты эпитафии или элегии (эпиграммы Сенеки и Катулла). Для […]...
- Анафора, повтор, антитеза определение Помимо тропов, в речевой ткани произведения играют значительную роль так называемые синтаксические фигуры, служащие для придания речи особой экспрессивной выразительности. Одной из наиболее распространенных синтаксических фигур является повтор в разных его видах. Существует простой словесный повтор: “Повторить согласен снова: // Коль не знаешь – не толкуй. // Сабантуй – одно лишь слово // “Сабантуй”. Но […]...
- Определение Эпитафия Эпитафия (от греч. epitaphios – надгробный) – надгробная надпись в стихотворной форме. Основателем жанра эпитафии считается Симонид Кеосский (V в. до н.э.) Существовала истинная и фиктивная эпитафия (в сборнике стихов). Первоначально эпитафия существовала в античной поэзии как разновидность эпиграммы, зачастую в эпитафиях присутствовала ирония. Произведения данного жанра были популярны в литературе Средних веков, Возрождения и […]...
- Определение сатиры Сатира (лат. satira, от более раннего satura (сатура) – смесь, всякая всячина) – вид комического, резко высмеивающий человеческие или общественные пороки. Первоначально сатира представляла собой стихотворение, в котором была заключена насмешка над каким-либо лицом или событием. Как жанр сатира возникла в римской литературе (Гораций, Луци- лий Гай, Ювенал). Однако затем сатира утратила свою жанровую определенность, […]...
- Определение “Повесть” Повесть представляет собой эпический жанр, занимающий среднее – между рассказом и романом – положение. Повесть больше рассказа, но меньше романа. Причем это не столько количественная разница, сколько качественная, содержательная. В повести больше действующих лиц, история развития характеров которых образует более сложную конструкцию. Здесь несколько сюжетных линий, ряд эпизодов, охватывающих значительные для героя события. Но они […]...
- Определение: Что такое Загадки? Загадка – это один из малых жанров фольклора. В. И. Даль писал: “Загадка – краткое иносказательное описание предмета, предлагаемое для разгадки”. В загадках происходит замена одного предмета другим по внешнему сходству. Это художественное средство называется метафорой. Но тем не менее загадки очень точны, в них всегда говорится о каком-либо конкретном предмете, потому что иначе загадку […]...
- Определение Дифирамб Дифирамб (греч. dithyrambos – песнь) – стихотворение, близкое по форме гимну или оде. Жанр возник в Древней Греции как хоровая песнь, посвященная богу виноделия Дионису. Дифирамб возник в рамках культа бога Диониса, или Вакха, и сопровождался оргиастическим танцем, определенной мимикой, музыкой, небольшим диалогом (между запевалой и хором). Текст дифирамба сочетал в себе черты эпоса (описание […]...
- Определение. Что такое Фонетический разбор Фонетический разбор – анализ звучания слова или сочетания слов, который предполагает определение звукового состава слова, артикуляционных и акустических характеристик отдельных звуков слова, деление анализируемого слова на слоги, определение места ударения, указание на соотношение звучания слова (звуков) и написания слова (букв). Фонетический разбор осуществляется по следующей схеме: 1. Сделать фонетическую транскрипцию слова, поставить ударение. 2. В […]...
- Что такое Антитеза? Определение Антитеза (греч. antithesis – противопоставление) – сопоставление противоположных предметов, понятий, явлений, а также композиционных составляющих (характеров, образов, пейзажей, художественных деталей и т.д.). Относится к синтаксическим фигурам усиления. Пример антитезы: “Клянусь я первым днем творенья, Клянусь его последним днем” (М.Ю. Лермонтов); “Они сошлись: волна и камень, Стихи и проза, лед и пламень Не столь различны меж […]...
- Мистерия определение Мистерия (греч. misterion – таинство, тайна) – драматический жанр, зародившийся в Средние века и возникший на основе литургической драмы. Мистерии включали в себя как сцены религиозного характера (сюжеты Библии и Евангелия), так и интермедии (“Мистерия страстей господних” Арнуля Гребана (середина XV в.)). Из мистерии выделился миракль, сюжетом которого стал рассказ о греховных заблуждениях героя и […]...
- Определение жанра былина Жанр: былина Старое, собственно народное название былины – старина, то есть повествование о давних событиях. Переходя из поколения в поколение, былины служили способом передачи древних верований, представлений о мире, сведений из истории. Исполнителей былин называли сказителями. Былинам присущ особый стих – размеренный и плавный, как правило, не имеющий рифмы. Ритм в них задается одинаковым количеством […]...
- Определение: Что такое Сказки? Сказки – это популярный жанр народного творчества, устные повествования с использованием фантастических элементов. Рассказчики и слушатели сказок были выходцами из народа. Сказки передавались из уст в уста на протяжении многих поколений. Сказки подразделяются на несколько видов: сказки о животных, волшебные и бытовые. В сказках о животных обычно изображают комические ситуации, где высмеиваются человеческие пороки. Волшебные […]...
- Определение понятия “Лирика” ЛИРИКА – род литературы, создающий у читателя (слушателя) художественную иллюзию переживания событий и состояний изнутри. По содержанию лирика тяготеет к прямому, реже косвенному воспроизведению не бытия, а сознания, по форме – не столько к изображению, сколько к выражению того, о чем говорится в произведении (см.: Образ художественный). Это самый субъективный и вместе с тем самый […]...
- Что такое Эпопея? Определение Эпопея (греч. epopoia, от epos – слово, повествование и poieo – творю) – самый большой монументальный эпический жанр литературы, отличающийся общенациональной, исторической проблематикой. М.М. Бахтин выделяет три основные черты эпопеи: 1) тематика эпопеи – национальное эпическое прошлое; 2) источник эпопеи – национальное предание; 3) эпический мир отделен от современности абсолютной эпической дистанцией [7]. Древние и […]...
- Определение. Что такое Графика Графика (греч. graphike, от grapho пишу, черчу) – раздел науки о письме, который определяет инвентарь знаков, используемых в данной системе письма (эти знаки принято называть графемами), и правила и способы обозначения на письме звуковых единиц. Графическая система русского письма основана на кириллице и устроена достаточно рационально: число фонем русского языка незначительно больше числа букв русского […]...
- Силлабо-тоническое стихосложение определение Силлабо-тоническое стихосложение – система стихосложения, основанная на ритмическом чередовании сильных (ударных) слогов и слабых (безударных). Чередование ударных и безударных слогов называется метром, повторяющееся сочетание ударных и безударных слогов – стопой. Стопа, где на один ударный слог приходится один безударный, называется двусложной. Стопа, где на один ударный слог приходится два безударных, называется трехсложной. Двусложные размеры: ямб, […]...
- Что такое Новелла? Определение Новелла (от итал. novella – новость) – малый повествовательный жанр, произведение небольшого объема, рассказ с остро развивающимся сюжетом. В центре внимания автора новеллы – “неслыханное происшествие” (Гете). Для новеллы характерно противопоставление ситуаций, острый драматический конфликт, композиционная четкость, предельная концентрация на ядре сюжета – одном необыкновенном событии, неожиданная развязка. По замечанию Э.Я. Фесенко, “новелла в отличие […]...