Определение Панегирик
Панегирик (греч. panegyrikas (lygos) – хвалебная речь на всенародном торжественном собрании), энкомий (греч. enkomion – восхваление) – похвальное слово. Жанр, противоположный панегирику, – инвектива. Своим названием панегирик обязан одной из речей древнегреческого публициста Исократа (IV в. до н.э.).
Этот жанр был весьма популярен в Древней Греции и у народов Востока. Греки заимствовали у египтян традицию говорить речи при погребении усопших, которая развилась у них в особый
В Средние века панегирики использовались в житиях святых. Время расцвета панегирика – эпоха классицизма. В XVI и XVII вв. становятся популярными юмористические и сатирические панегирики: похвала пьянству, подагре, животным. Известный сатирический панегирик – “Похвала глупости” Эразма Роттердамского
Также в XVII веке становятся очень распространенными панегирики царственным и королевским особам (произведения Вольтера, Дидро, Буало, Ж.Б. Боссюэ). В России жанр панегирика представлен в творчестве Ф. Прокоповича, М.В. Ломоносова, Г.Р.
Державина. В XIX в. панегирик как определенный лирический жанр фактически исчезает.
Related posts:
- Определение Эпитафия Эпитафия (от греч. epitaphios – надгробный) – надгробная надпись в стихотворной форме. Основателем жанра эпитафии считается Симонид Кеосский (V в. до н.э.) Существовала истинная и фиктивная эпитафия (в сборнике стихов). Первоначально эпитафия существовала в античной поэзии как разновидность эпиграммы, зачастую в эпитафиях присутствовала ирония. Произведения данного жанра были популярны в литературе Средних веков, Возрождения и […]...
- Определение Эпиграмма Эпиграмма (греч. epigramma, буквально – надпись) – небольшое стихотворение сатирического содержания. Первоначально эпиграммой называли надпись на воинских доспехах, статуях, культовых предметах жреца и домашней утвари. В античной поэзии существовали эпиграммы посвятительные (посвящены богам), дидактические, надгробные, описательные, любовные, застольные, сатирические . В некоторых произведениях такого рода присутствовали черты эпитафии или элегии (эпиграммы Сенеки и Катулла). Для […]...
- Определение классицизма Классицизм – художественный стиль и эстетическое направление в европейской литературе и искусстве XVII – начала XVIII века. Важнейшей чертой его было обращение к образцам античной литературы и искусства как к идеальному эстетическому эталону. Писатели ориентировались на сочинения греческого философа Аристотеля и римского поэта Горация. Эстетика классицизма устанавливала строгую иерархию жанров и стилей. Высокие жанры – […]...
- Что такое Повтор (рефрен)? Определение Повтор (рефрен) – повторение одних и тех же слов (звуков, конструкций) в тексте, придающее речи ясность и четкость. Относится к стилистическим фигурам прибавления. Существуют следующие виды повторов: анафора (греч. anaphora – вынесение) – единоначатие: “Пока свободою горим, Пока сердца для чести живы, Мой друг, отчизне посвятим Души прекрасные порывы!”; эпифора (греч. epiphora – добавка) – […]...
- Мелодрама определение Мелодрама (греч. melos – “песня, мелодия” и drama – “действие”) – драматический жанр, зародившийся внутри жанра трагедии и вобравший в себя также комедийные элементы. Характерные свойства: камерность, рассмотрение вечных проблем в рамках частной жизни, наличие острой, запутанной интриги, наличие морально-дидактического элемента, эмоциональная насыщенность, резкий контраст добра и зла, однозначность нравственных оценок, использование возвышенного стиля в […]...
- Трагедия определение Трагедия (греч. tragodia, буквально – козлиная песнь, от tragos – козел и ode – песнь) – драматический жанр, противоположный комедии, в основе трагедии лежит острый и неразрешимый конфликт, заканчивающийся гибелью героя. В трагедии особенно важной считалась трагическая эмоция, сочетание глубокой печали и высокого восторга, элемент зрительского сопереживания, процесс душевного очищения через страдание (катарсис). Жанр возник […]...
- Что такое Басня? Определение Басня – краткий нравоучительный рассказ (часто в стихах) в иносказательной форме, с определенной моралью, которая дана в начале или в финале. Как литературный жанр басня близка к притче и апологу, в баснях часто встречаются аллегории, олицетворения, образный параллелизм, диалоги, в основе композиции зачастую лежит прием антитезы. Героями басни являются люди, животные, растения, вещи. Это древнейший […]...
- Определение Дума (жанр) Дума – жанр русской литературы, стихотворение, содержащее размышления поэта на патриотическую, общественную, историческую, философскую или нравственную тему. В русской литературе данный жанр представлен в творчестве К.Ф. Рылеева (“Дмитрий Донской”, “Богдан Хмельницкий”, “Волынский”, “Державин”), АВ. Кольцова (“Думы”), М.Ю. Лермонтова (“Дума”), в советской – в творчестве Э. Багрицкого (“Дума про Опанаса”), Термин “дума” также использовался для обозначения […]...
- Трагикомедия определение Трагикомедия – драматический жанр, совмещающий свойства комедии и трагедии. Для произведений, созданных в данном жанре, характерна очень сложная, тонкая взаимосвязь трагического и комического: все события подразумевают множество интерпретаций, серьезные эпизоды сочетаются со смешными, возвышенные характеры оттеняются комическими персонажами. Комизм здесь не несет в себе обличительной функции, он призван представить ситуацию в новом, непривычном для зрителя […]...
- Что такое Рассказ? Определение Рассказ – малый повествовательный жанр, небольшое прозаическое произведение. Отличительные черты жанра рассказа: лаконизм повествования, постановка автором одной проблемы, рассказ об одном ярко характеризующем героя событии, небольшое количество действующих лиц, ограничение художественного пространства произведения и показ автором узкого отрезка времени, наличие емких деталей, выразительной концовки, иногда – присутствие рассказчика. Жанр рассказа в европейской литературе представлен в […]...
- Что такое Антитеза? Определение Антитеза (греч. antithesis – противопоставление) – сопоставление противоположных предметов, понятий, явлений, а также композиционных составляющих (характеров, образов, пейзажей, художественных деталей и т.д.). Относится к синтаксическим фигурам усиления. Пример антитезы: “Клянусь я первым днем творенья, Клянусь его последним днем” (М.Ю. Лермонтов); “Они сошлись: волна и камень, Стихи и проза, лед и пламень Не столь различны меж […]...
- Что такое Эпос? Определение Эпос (греч. epos – слово, повествование, рассказ) – повествовательный род литературы, выделяемый наряду с лирикой и драмой. В центре внимания эпического сюжета – жизнь человека, его взаимодействие с окружающими людьми, события, в которых он участвовал. Характерные черты эпоса – изображение уже происшедших событий, максимальная свобода автора в освоении художественного времени и пространства, наличие широкого спектра […]...
- Определение. Что такое Морфема Морфема (от греч. morphe “форма”) – минимальная значимая единица языка. Термин морфема был введен в лингвистический обиход в 1881 г. И. А. Бодуэном де Куртенэ. В речи морфема может быть представлена различными вариантами, или морфами. Морфы, принадлежащие одной морфеме, как правило, имеют одно и то же значение, но различаются звуковым составом. Например, в словах села […]...
- Определение ода Ода (греч. ode – песня) – патетическое, торжественное стихотворение, посвященное какому-либо лицу или событию. Сначала одой считалась всякая торжественная песнь, предназначенная для хорового исполнения (оды Сапфо, Пиндара). Черты жанровой определенности (прославление вельможных особ и торжественных событий) ода обретает в творчестве поэта Квинта Горация Флакка, прославляющего императора Октавиана Августина [60]. В эпоху Возрождения и эпоху барокко […]...
- Определение. Что такое Фонетика Фонетика (от греч. phonetikos звуковой, голосовой) – раздел языкознания, изучающий звуковое строение языка. Предмет фонетики составляют такие материальные языковые единицы, как звуки речи, слоги, словесное ударение, фразовая интонация. Поскольку звуковую материю языка можно изучать с разных сторон, принято различать акустическую, артикуляционную, перцептивную и функциональную фонетику. Акустическая фонетика исследует звуки человеческой речи как физические явления и […]...
- Определение Дифирамб Дифирамб (греч. dithyrambos – песнь) – стихотворение, близкое по форме гимну или оде. Жанр возник в Древней Греции как хоровая песнь, посвященная богу виноделия Дионису. Дифирамб возник в рамках культа бога Диониса, или Вакха, и сопровождался оргиастическим танцем, определенной мимикой, музыкой, небольшим диалогом (между запевалой и хором). Текст дифирамба сочетал в себе черты эпоса (описание […]...
- Мистерия определение Мистерия (греч. misterion – таинство, тайна) – драматический жанр, зародившийся в Средние века и возникший на основе литургической драмы. Мистерии включали в себя как сцены религиозного характера (сюжеты Библии и Евангелия), так и интермедии (“Мистерия страстей господних” Арнуля Гребана (середина XV в.)). Из мистерии выделился миракль, сюжетом которого стал рассказ о греховных заблуждениях героя и […]...
- Определение. Что такое Синтаксис Синтаксис (от греч. syntaxis построение, порядок) – раздел языкознания, изучающий процессы порождения и строй связной речи и включающий в себя две основные части: учение о словосочетании и учение о предложении. В ряде работ синтаксис, изучающий смысловую сторону речи, противопоставляется фонетике и морфологии, занимающимся по большей части планом выражения языковой системы. Предмет описательного синтаксиса составляют следующие […]...
- Определение сатиры Сатира (лат. satira, от более раннего satura (сатура) – смесь, всякая всячина) – вид комического, резко высмеивающий человеческие или общественные пороки. Первоначально сатира представляла собой стихотворение, в котором была заключена насмешка над каким-либо лицом или событием. Как жанр сатира возникла в римской литературе (Гораций, Луци- лий Гай, Ювенал). Однако затем сатира утратила свою жанровую определенность, […]...
- Определение Элегия Элегия (греч. elegeia, от elegos – жалобная песня) – лирическое стихотворение эмоционального содержания, проникнутое настроением грусти, тоски. Обычно написано от первого лица, не имеет четкой композиции. Жанр элегии возник в VII в. до н.э. в Греции (Каллин, Тиртей). И сначала элегии были ориентированы на политическую жизнь общества, затем в античной поэзии основной темой элегии становится […]...
- Определение Стансы Стансы (франц. stance, от итал. stanza, буквально – помещение, комната, обстановка) – небольшое стихотворение медитативного или (реже) любовного содержания, состоящее из композиционно замкнутых строф (каждая строфа содержит законченную мысль и представляет собой синтаксический период) [14]. Родиной стансов является Италия (А. Полициано “Стансы на турнир”), затем данный жанр был широко распространен в английской литературе (П. Рон- […]...
- Определение. Что такое Фразеология Фразеология (от греч. phrasis выражение и logos слово, учение) – раздел языкознания, который изучает семантические, морфологосинтаксические и стилистические особенности фразеологизмов в их современном состоянии и историческом развитии. Основными задачами фразеологии являются: – исследование знаковой природы фразеологических единиц языка; – установление специфики слов и их значений, реализуемых в составе фразеологизмов; – выяснение категориальных признаков фразеологизмов и […]...
- Определение. Что такое Жанры речи Жанры речи – совокупность текстов, объединенных одинаковым использованием стилистических средств языка. Группа речевых жанров объединяется в определенный функциональный стиль. Научный стиль имеет следующие речевые жанры: статья, монография, учебник, аннотация, реферат, обзор, лекция, научный доклад и др. К речевым жанрам официально-делового стиля относятся: закон, постановление, протокол допроса, справка, заявление, приказ и др. В публицистическом стиле выделяются […]...
- Что такое Эпопея? Определение Эпопея (греч. epopoia, от epos – слово, повествование и poieo – творю) – самый большой монументальный эпический жанр литературы, отличающийся общенациональной, исторической проблематикой. М.М. Бахтин выделяет три основные черты эпопеи: 1) тематика эпопеи – национальное эпическое прошлое; 2) источник эпопеи – национальное предание; 3) эпический мир отделен от современности абсолютной эпической дистанцией [7]. Древние и […]...
- Представители классицизма, определение В своем развитии литература проходит ряд исторических этапов. На каждом из них мы легко обнаружим закономерно возникающую общность ряда писателей, близких в понимании действительности, в принципах изображения жизни, в художественных особенностях и т.п. Такие литературные общности носят название литературных направлений. В основе каждого литературного направления лежит определенный художественный метод – наиболее общие принципы отбора, оценки […]...
- Драма определение Драма (греч. drama, буквально – действие) – один из трех родов литературы, выделяемый наряду с эпосом и лирикой. Драма – род искусства, связанный как с литературой, так и с театром. Характерные свойства драмы: сюжетность, драматическая напряженность действия, обусловленная обычно прямым противоборством героев, членение действия на сценические эпизоды, единство внешнего действия (Аристотель), концентрация внимания на замкнутых […]...
- Монолог определение Монолог (от греч. monos – один, logos – слово, речь) – развернутое высказывание одного персонажа или автора в художественном произведении. Монолог – важнейшее средство характеристики героя в художественном произведении, наряду с диалогом, портретом, пейзажем, интерьером и т.д. Но монолог имеет большое значение для всей структуры произведения. Нередко в монологах заключаются важнейшие для произведения идеи, авторские […]...
- Определение Морфемика Морфемика (от греч. morphe форма) – раздел языкознания, изучающий особенности строения морфем, их отношения друг к другу и к слову в целом, морфемную структуру слов и их форм. Предметом описательной морфемики является рассмотрение следующих вопросов: – фонологическая структура разных типов морфем; – различные морфонологические процессы, происходящие на стыках морфем, или морфемных швах; – правила сочетаемости […]...
- Комедия определение Комедия (от греч. komos, ode – песнь, праздник в честь Диониса) – драматический жанр, в котором характеры, действия, ситуации проникнуты комическим, представлены в смешных формах. Длительное время (вплоть до эпохи классицизма) комедия считалась “низким” жанром. Жанровые черты комедии: наличие эффекта неожиданности, наличие комедийного противоречия, противостояния (безобразного – прекрасному, ничтожного – возвышенному, ложного – истинному и […]...
- Что такое Лирика? Определение Лирика (греч. – струнный музыкальный инструмент, под аккомпанемент которого исполнялись песни и стихотворения) – один из основных родов литературы, выделяемый наряду с эпосом и драмой. В пределах лирического произведения действительность преломляется через чувства, мысли, впечатления, настроения автора (или героя). Основные черты лирического произведения: стихотворная форма, небольшой размер, эмоциональность, субъективность, выразительность всех художественных средств, отсутствие фабулы […]...
- Определение Синтаксис, синтаксический строй языка Синтаксис, синтаксический строй языка (от греч. syntaxis “построение, порядок”) – это часть грамматической системы языка, представляющая собой иерархически организованную совокупность единиц разных рангов – словосочетаний, простых и сложных предло- жений разных типов, – а также правила и закономерности сочетания и использования в связной речи различных классов слов с учетом их грамматических свойств. Принято различать три […]...
- Что такое Повесть? Определение Повесть – средняя эпическая форма, прозаический жанр занявший свое место между рассказом и романом. Для жанра повести характерно достаточно медленное развитие действия (по сравнению с рассказом и романом), ровный темп повествования, равномерное распределение сюжетного напряжения по ряду ситуаций, простота композиции, хроникальное расположение материала. Тематика данных произведений может быть различной: повесть может иметь героическое, романтическое или […]...
- Определение. Что такое Морфология Морфология (от греч. morphe форма и logos учение) – раздел грамматики, основным объектом которого являются грамматические свойства слов и их значимых частей (морфем). Морфология, понимаемая как “грамматическое учение о слове” (В. В. Виноградов), вместе с синтаксисом, представляющим собой “грамматическое учение о предложении”, составляет грамматику. Границы описательной морфологии понимаются в различных концепциях по-разному. Она может включать […]...
- Определение мадригал Мадригал (франц. madrigal, итал. madrigale, от позднелат. matricale (от лат. mater – мать)) – небольшое стихотворение- комплимент, написанное вольным стилем. Истоки мадригала – в старинной итальянской пастушеской песне. Он возник в XIV веке и по XVI вв. существовал в музыкальной форме. Известны любовные, шуточно-бытовые, мифологические мадригалы (Дж. да Фиренцо, Ф. Ландино). Данный жанр становится популярен […]...
- Конфликт Определение Конфликт (от лат. conflictus – столкновение, удар, борьба, бой) – острое столкновение, противоборство, противоречие, возникающее между персонажами, либо героем и обстоятельствами, либо внутреннее противоречие героя. Теория конфликта была разработана Гегелем. Развитие конфликта в произведении составляет основу сюжетного действия. Этапы развития конфликта (завязка, кульминация, развязка) определяют все развитие сюжета и построение произведения. Конфликт является ядром темы, […]...
- Определение Что такое Гипербола? Гипербола (греч. hyperbole – преувеличение) – сильное преувеличение изображаемого явления. Преувеличение может относиться к характеру героя (скупость Плюшкина), может присутствовать в описании внешности (портрет ребенка-Пантагрюэля в романе Ф. Рабле “Гаргантюа и Пантагрюэль”), в интерьере (в романе А.С. Пушкина у Онегина “щетки тридцати родов И для ногтей, и для зубов”). Прием гиперболы часто использовали Н.В. Гоголь, Ф.М. […]...
- Определение Стили речи Стили речи (от лат. stilus, stylus остроконечная палочка для письма, манера письма) -системы языковых средств внутри литературного языка, разграниченные условиями и задачами общения. Обычно выделяют пять стилей речи: четыре книжных – научный, официально-деловой, публицистический и художественный – и разговорный стиль. Иногда разные стили литературного языка могут значительно отличаться друг от друга, но в некоторых языках […]...
- Определение. Что такое Орфоэпия Орфоэпия (греч. orthoepeia, от orthos правильный и epos речь) – раздел фонетики, занимающийся нормами произношения, их обоснованием и установлением. Понятие орфоэпии включает в себя как произношение отдельных звуков, в том числе и с учетом конкретных условий их реализации, так и звуковое оформление целых слов или высказываний. Например, для русского языка имеет большое значение место ударения, […]...
- Определение Идея Идея (греч. idea – понятие, представление) – главная обобщающая мысль художественного произведения, выражение авторской тенденции в раскрытии той или иной темы. Например, основная идея “Слова о полку Игореве” – идея объединения Руси перед нашествием вражеских полчищ. Свойства идеи: субъективность и образность (идея пронизывает художественные образы), соответствие всей художественной логике произведения [76]. Идея находит свое отражение […]...
- Определение Что такое Синекдоха? Синекдоха (греч. synekdohe – соотнесение) – вид метонимии, стилистическая фигура, в основе которой – обозначение количества (называние целого частью, замена множественного числа единственным, большего количества – меньшим, и наоборот). Пример синекдохи: употребление слова “звук” в значении “целое слово”: “Москва! Как много в этом звуке Для сердца русского слилось!” (А.С. Пушкин); употребление имен собственных как нарицательных […]...