Комедия определение
Комедия (от греч. komos, ode – песнь, праздник в честь Диониса) – драматический жанр, в котором характеры, действия, ситуации проникнуты комическим, представлены в смешных формах. Длительное время (вплоть до эпохи классицизма) комедия считалась “низким” жанром. Жанровые черты комедии: наличие эффекта неожиданности, наличие комедийного противоречия, противостояния (безобразного – прекрасному, ничтожного – возвышенному, ложного – истинному и т.д.), присутствие “смеха” как незримого положительного лица произведния, рельефно
Различают комедию положений, комедию интриги, комедию характеров, комедию нравов, комедию идей, комедию настроений, комедию-буф- фонаду, бытовую комедию, лирическую комедию, сатирическую комедию, героическую комедию, сентиментальную комедию.
Наиболее знаменитым античным
В Средние века появляются фарс, интермедия, соти, фастнахтшпиль.
В эпоху Возрождения отправное начало комедий – человеческая природа, представление о человеке как мере всех вещей. Драматурги раскрывают возможности комического – “способность исследовать само состояние мира” . Великолепные образцы комедий создает; У. Шекспир (“Сон в летнюю ночь”, “Двенадцатая ночь”, “Укрощение строптивой”, “Много шума из ничего”). Одна из идей шекспировских комедий – идея безраздельной власти природы над человеческой душой.
Европейская литература создает устойчивые типы комедии: итальянская “ученая комедия”, комедия дель арте, испанская комедия “плаща и шпаги”, комедия-балет, “высокая” комедия французского классицизма .
В эпоху классицизма объектом осмеяния становятся человеческие пороки, черты, противоположные добродетели, – невежество, ханжество, мизантропия (комедии Ж.-Б. Мольера “Мещанин во дворянстве”, “Тартюф”, “Мнимый больной”). Основной ориентир классицистов – абстрактные нравственные и эстетические нормы .
В эпоху Просвещения отправной точкой комедиографов становится здравый смысл. В эпоху романтизма “комедийный анализ исходит из представлений о несбыточном совершенстве мира, с помощью которых оценивается личность, а с другой стороны, из представлений о несбыточном совершенстве личности, которыми выверяется мир. Исходная точка критики все время перемещается от мира к личности и от личности к миру.
Ирония сменяется самоиронией (например, у Г. Гейне), самоирония перерастает в мировой скепсис. Мировой скепсис романтической иронии – родной брат мировой скорби романтической трагедии” .
В XIX веке комическое преломляется через развернутый эстетический идеал, включающий в себя народные представления о жизни и человеке. Эта тенденция находит свое отражение в русской литературе, где распространяются сатирические, общественно-обличительные комедии (Д.И. Фонвизин, А.С.
Грибоедов, Н.В. Гоголь, А.Н. Островский).
В литературе XX века появляются социально-бытовые и лирические комедии (В. Маяковский, М. Зощенко, М. Булгаков).