Анализ темы гражданской войны в пьесе “Оптимистическая трагедия” (часть 1)



В 1932 г. Вс. Вишневский создает “Оптимистиче­скую трагедию”. Пьеса была поставлена сразу в не­скольких театрах, однако драматург еще в течение двух лет продолжал работу, переделывая, уточняя как от­дельные образы, так и трактовку сцен.

Не давалось и само название пьесы: после “Гимна матросам” – “Да здравствует жизнь!”, за ним – “Из хаоса” и, на­конец, – “Оптимистическая трагедия”.

Произведение это создавалось в период ожесточен­ных споров. Многие в ту пору отрицали возможность возрождения жанра трагедии

на советской сцене, пола­гая, что “трагедия нужна только для классов, уходя­щих с социальной арены”. Таланту Вишневского было близко искусство масштабное, эпическое, вбирающее в себя крупные конфликты, основные противоречия эпохи. В своих идейно-эстетических поисках Вишнев­ский предельно искренен.

Признав ошибочность некото­рых своих высказываний об отношении к классическо­му наследию, и в частности к “старой” форме, Вишнев­ский увлекся изучением проблем эстетики и особенно теории драматургии. Обращаясь к творчеству драма­тургов античности и более поздних эпох, ища ответа на “вечные”

вопросы о жизни и смерти, о смысле бытия, борьбы и счастья, он приходит к обоснованию поста­новки трагедии на советской сцене, пьесы сильных страстей и характеров, значительных социальных и фи­лософских обобщений. В одном из выступлений Виш­невский дает собственное понимание трагедии в услови­ях, абсолютно не схожих с прежними.

Тема революции, гражданской войны – централь­ная в творчестве Вс. Вишневского. Ее ведущее, органи­зующее начало – тема партии. “Оптимистическая трагедия” построена на конфликте Комиссара, воплощаю­щего волю партии, с анархистской средой, возглавлен­ной Вожаком. Ситуация не исключительная для того времени.

Исключительность скорее в другом: Комис­сар – женщина. В статье “Автор о трагедии” Вишнев­ский называет имена нескольких женщин, участвовав­ших в революции. Среди них комиссар Волжской фло­тилии Лариса Рейснер, дочь петербургского профессо­ра, поэтесса, автор ряда очерково-публицистических книг. Это ее, молодую, красивую женщину-комиссара, испытывали на прочность матросы корабля, на котором был и будущий автор “Оптимистической”.

У женщины-комиссара из трагедии Вишневского другая судьба, но в ее облике, поведении подмечены многие черты тех женщин революции, с которыми драматургу довелось встречаться.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Анализ темы гражданской войны в пьесе “Оптимистическая трагедия” (часть 1)