“Предисловие к “Кромвелю” манифест французского романтизма
Подлинным манифестом французского романтизма стало “Предисловие к “Кромвелю”” (1827). Классицизм занимал особенно прочные позиции в театре. И хотя романтические драмы уже существовали, ни одна из них не была поставлена на сцене.
Гюго решил обратиться к опыту Шекспира (понятого в романтическом духе). Он создал произведение не в жанре трагедии, а в жанре романтической исторической драмы.
Драма “Кромвель” повествовала об английской буржуазной революции XVII в. Ее вождь Кромвель был показан как сильная личность. Но, в отличие
В “Предисловии к “Кромвелю”” Гюго излагает свои представления об истории общества и литературы.
Человечество прошло в своем развитии три эпохи, считает поэт. В первобытную эпоху че-иовек, восхищенный природой как творением Бога, слагал в его честь гимны, оды. Поэтому литература начинается с лирики, вершина которой Библия.
В
Третья эпоха (после юности и зрелости тго эпоха старости человечества) начинается с утверждения христианства. Оно показало человеку, что у него две жизни: “одна – преходящая, другая – бессмертная; одна – земная, другая – небесная”.
Христианство открыло в человеке два борющихся начала – ангела и зверя. В литературе Новое время отражается в драме с ее конфликтностью, контрастами. Вершина литературы Нового времени – Шекспир.
Схема развития истории, предложенная Гюго, сейчас кажется наивной, ошибочной.
Но ее значение в борьбе с классицизмом было очень велико. Она разрушала основу эстетики классицизма – представление о неизменности эстетического идеала и выражающих его художественных форм. Благодаря этой схеме Гюго смог доказать, что появление романтизма закономерно.
Более того, с точки зрения романтика, классицизм даже в момент своего расцвета не имел права на существование. В самом деле, классицистическая трагедия ориентировалась на античные драмы, которые, согласно Гюго, были эпическими произведениями, а новое время требует драмы. Гюго считает, что “особенность драмы – это реальность”.
Поэтому, вопреки утверждению классицистов, что нужно изображать только “приятную” природу, Гюго указывает: “…Все, что есть в природе, есть и в искусстве”.
Он призывает разрушить границы между жанрами, соединить комическое и трагическое, возвышенное и низкое, отказаться от единства времени и единства места, так как эти единства, придавая лишь внешнее правдоподобие драме, заставляют писателя отступать от правдивого изображения действительности. Великий образец такого искусства, свободного от условных правил, дает Шекспир в своих драмах. Однако Гюго считает, что подражание Шекспиру не принесет успеха романтику. Самому писателю ближе национальная традиция, прежде всего Мольер.
Призыв подражать природе не приводит Гюго к реализму.
Для него характерно утверждение романтических принципов типизации. Сравнивая драму с зеркалом, Гюго пишет: “…
Драма должна быть концентрирующим зеркалом”. Если классицисты типизировали какую-то одну человеческую страсть, то Гюго стремится в каждом образе столкнуть две такие страсти, одна из которых выявит идеальное, возвышенное в человеке, а другая – низменное. Гротеск.
Теория возвышенного была разработана классицистами. Гюго разрабатывает теорию гротеска как средства контраста, присущего новой литературе и противоположного возвышенному.
Гротеск – это концентрированное выражение, с одной стороны, уродливого, ужасного, с другой стороны – комического и шутовского. Гротеск многообразен, как сама жизнь. “Прекрасное имеет лишь один облик; уродливое имеет их тысячу… ” Гротеск особенно оттеняет прекрасное, в этом его главное назначение в романтическом произведении. Идеи, заложенные в “Предисловии к “Кромвелю””, стали основой эстетики французских романтиков в конце 20 -30-х годов XIX в.