ТРАГЕДИЯ ШЕКСПИРА “ГАМЛЕТ”

Исследователи творчества Шекспира утверждают, что в истории искусства нет другого примера такой стойкой и продолжительной популярности пьесы, чем популярность шекспировского “Гамлета”. Почти триста лет эта трагедия относится на сценах театров всего мира. И каждое поколение, люди разных национальностей ищут в ней ответа на вопрос, которые их беспокоят.

Секрет такого постоянного интереса к трагедии – в философской глубине и гуманистическом воодушевлении этого произведения, в мастерстве Шекспира-Драматурга, который воплотил

общечеловеческие проблемы в художественные образы.

Образ Гамлета – центральный в трагедии Шекспира. Уже в начале пьесы определяется главная цель этого героя – месть за убийство отца. Соответственно средневековым представлением – это его обязанность, но Гамлет – человек нового времени, он гуманист, и жестокая месть противоречит его натуре.

Чтобы принять решение, ему нужно хорошо взвесить, изменит ли что-нибудь в мире смерть Клавдия. Вокруг себя он видит лишь измену и коварность (мать предала отца и вышла замуж за его убийцу, Гамлета предают наивернейшие друзья и помогают убийце). Он разочаровывает

даже в своей любви и остается одиноким.

Его раздумья о назначении человека приобретают трагическую окраску (сцена на кладбище). Зло, считает он, имеет, чуть ли не космический характер, и человек – очень слабое существо, чтобы противодействовать ему. События трагедии будто подтверждают эти соображения героя: без вины гибнет Офелия, а зло остается ненаказанным. Гамлет не может смириться с этим, но и не находит в себе сил противодействовать.

Если он станет убийцей, то перейдет на сторону зла и тем усилит его. Шекспир дает Гамлету несколько возможностей убить Клавдия: Гамлет видит, как король в одиночестве молится, и ему выпадает благоприятная возможность. И герой не делает решительного шага. В молитве Клавдий заслужит прощение свои грехи, смерть в такую минуту воспринималась современниками Шекспира как извинение грехов, а душа человека, считалось, отлетала в рай.

Убить в такой миг Клавдия означало простить ему причиненное зло. Именно этого Гамлет и не может сделать. На наших глазах герой переживает сложную борьбу между чувством обязанности и собственными убеждениями, эта борьба приводит к печальному выводу: весь мир – тюрьма, где нет места человеческим добродетелям, где каждый человек обречен на одинокость.

Монологи Гамлета раскрывают внутреннюю борьбу, которую ведет с собой герой. Он постоянно упрекает себе в бездеятельности, старается понять, способный ли он вообще на любое действие. Он даже думает о самоубийстве, но и здесь раздумья о том, или не ждут на него такие же проблемы в потустороннем мире, останавливают его (“Быть или не быть?”).

Обязанность приказывает ему “быть” и действовать. Шекспир показывает последовательное развитие характера Гамлета. В финале трагедии убийце король наказан, но произошло это вследствие стечения обстоятельств, а не из воли героя. Гамлет не случайно притворяется сумасшедшим: понять то, что понял Гамлет, и не сойти с ума может лишь очень сильный человек.

Сила этого образа не в том, какие действия он делает, а в том, что он ощущает и принуждает переживать читателей. Чему человек не может достичь счастья и гармонии, в чем смысл человеческой жизни, можно ли побороть зло – вот лишь основные философские проблемы, которое поднимает Шекспир в своей трагедии. Он не дает на них окончательного ответа, наверно, это и невозможно. Но его вера в человека, в ее возможности создавать добро, противостоять злу – путь к ответу на них.

Человеком он был весь, во всем. На него похожих уже я не увижу, – эти слова Гамлета о своем отце короля можно было бы взять эпиграфом и к разговору о Гамлете, принце Датского.

Перед нами прошла вся жизнь Гамлета. Хотя трагедия охватывает несколько месяцев, но это был период настоящего преобразования героя из мальчика, который некогда не сталкивался с будничной чернотой жизни, на мыслителя, философа, готового к действиям юноши. Несколько штрихов Шекспир подает для изображения того, которым Гамлет был до того, как возникли в его жизни сложные вопросы. Гамлет был принцем Датским, наследником королевского трона.

Имел ничем не омраченная жизнь, учился в наилучшему университете, который был символом свободной мысли, “синонимом духовной реформации ХVI столетие”. Гамлет не только был знаком с научной мыслью в свое время, он хорошо знал литературу, искусство, сам писал стихи, знал правила сценического действа. Как настоящий человек в свое время, Гамлет владеет и мечом.

Гамлет – настоящий гуманист, он хорошо понимал недостатки в свое время и мог бы быть мудрым правителем.

Как сын своего отца, Гамлет должны отомстить за честь семьи, убить Клавдия, который не только отравил брата-короля, а и виновный в грехе. Братоубийцу плодит вокруг себя именно зло. Беда Гамлета в потому, что он не хочет быть продолжателем зла – ведь, чтобы искоренить зло, Гамлету придется применить то самое зло. Ему тяжело ступить на такой путь.

Героя раздирает раздвоенность: дух отца призывает к мести, внутренний же голос останавливает “действие зла”. Гамлет старается вывести зло, как это говорят, “на чистую воду”. Для этого и устраивает он спектакль: “Пьеса – это петля, Она совесть уловит короля”.

Гамлет надеялся, что король и сам теперь сознается в совершенном преступлении. Он и сознается, но сам – на – сам, только в монологе с собой. Гамлет теряет благоприятный момент и дает возможность выиграть королю, который плетет против него новые сети зла.

Гамлет умеет быть решительным – убивает же он Полония, думая, что это король; отправляет хладнокровно насмерть Гильденстерна и Розенкранца, с горькой иронией отмечая, что “Жизнь для человека – это промолвит: “Раз”. Чему же Гамлет так долго не отваживается отомстить Клавдию, подвергнуть наказанию его?

Не только об отплате за личную несправедливость или только месть за вбитого отца думает Гамлет – душу его растравляют раздумья о необходимости битвы с мировым злом:

Свихнулось время… В доля зла моя! Пусть буду я жестоким – и не зверем, Пусть ранит острое слово – не кинжал,- так думает иногда Гамлет.

Он – человек своей эпохи, которая несет в себе ее раздвоенность. С одной стороны, Гамлет понимает, что человек – венцов всего живого, украшение природы; с другого – убеждается, что человек недалеко пошел от животных, она обычный “прах”, “глина”. Гамлет убежден, что потустороннего мира не существует.

Гамлет может действовать и действует, но его раздирают совесть и сомнения, он готовый к мести и бездействует; он не может решиться на одно убийство, а его поведение служит причиной гибели тех людей, которые не имели бы быть наказаны. Вероятно, Гамлет “сам себя перехитрил”: слишком много говорит, раздумывает, делает все, кроме главного. Человек – это прекрасное, совершенное создание.

Эти убеждения человека своей эпохи столкнулись со старым образом жизни, в котором все средства прекрасные для достижения своей цели, в котором действуют законы негуманные, жестокие, звериные. Благодаря таким, как Гамлет, человек остается человеком, существом совершенной – “homo sapiens” находится в постоянном поиске истины, решая вопрос по вопросам: “Быть или не быть?”.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

ТРАГЕДИЯ ШЕКСПИРА “ГАМЛЕТ”