Трагедия Гамлета есть трагедия познания человеком зла

Англия вступила в критический период своего существования. В стране обострялись социальные конфликты, нарастала оппозиция абсолютизму, приближались бури пуританской революции. Вместе с тем трогательная вера гуманистов в неограниченные возможности человека все чаще наталкивалась на жесткую практику реального мира, подстегиваемого эгоизмом, алчностью, властолюбием.

Именно человек в его силе и слабости продолжал оставаться не только главным, но и, по сути, единственным героем шекспировских пьес. Герои Шекспира – дети земли. Но они

сильны как духом, так и телом.

Даже Гамлет, один из самых интеллектуальных героев европейской ренессансной литературы, отлично владеет шпагой, превосходя в этом искусного фехтовальщика Лаэрта. На первый план Шекспир неизменно выдвигает человека, становящегося средоточием трагических событий. Шекспир продолжал ценить нравственные идеалы, утверждавшие высокую земную миссию человека.

С трагедии “Гамлет” (1601) начинается новый этап творческого развития Шекспира. Трагическое сознание драматурга достигает здесь своей кульминации. Сама любовь становится здесь игрушкой злых начал, восторжествовавших

в датском королевстве. Южное солнечное небо уступает место небу хмурому, северному.

И не на просторах оживленного итальянского города, но за тяжелыми каменными стенами королевского замка в Эльсиноре развертываются здесь драматические события. Сюжет трагедии восходит к средневековому народному сказанию о ютландском (датском) принце Гамлете, мстящем за предательское убийство отца.

Гамлету трудно. Умный, проницательный человек, он ясно ощущает свое трагическое одиночество. На кого он может опереться? Любимая им мать стала женой главного злодея.

Милая, любящая Офелия не находит в себе сил противиться воле отца. Приятели его детства Розенкранц и Гильденстерн готовы услужить тирану. Один только Горацио, друг и однокашник Гамлета, верен ему и понимает его.

Но Горацио – студент, человек, лишенный связей и влияния. А ведь Гамлет должен не только убить Клавдия, но и уврачевать изъян расшатавшегося века. Задача эта страшной тяжестью наваливается на плечи датского принца

Гамлет – герой. Только для зрителей он уже не герой старинного сказания, живший еще в языческие времена, но герой нового времени, образованный, умный, поднявшийся на борьбу против темного царства себялюбия и коварства.
Он идет на смерть, чтобы очистить землю от зла и порока.

В этом случае истинная трагедия Гамлета состоит в том, что он, человек прекраснейших душевных качеств, надломился. Когда увидел ужасные стороны жизни – коварство, измену, убийство близких. Он утратил веру в людей, любовь, жизнь утратила для него свою ценность.

Притворяясь безумным, он на самом деле находится на грани сумасшествия от сознания того, насколько чудовищны люди, – предатели, кровосмесители, клятвопреступники, убийцы, льстецы и лицемеры. Он обретает мужество для борьбы, но на жизнь он может смотреть только со скорбью.

Что послужило причиной душевной трагедии Гамлета? Его честность, ум,
чувствительность, вера в идеалы. Будь он подобен Клавдию, Лаэрту, Полонию,
он мог бы жить, как они, обманывая, притворяясь, приспособляясь к миру зла.
Но мириться он не мог, а как бороться, и главное, как победить, уничтожить зло, – он не знал. Причина трагедии Гамлета, таким образом, коренится в благородстве его натуры.
Трагедия Гамлета есть трагедия познания человеком зла. До поры до времени существование датского принца было безмятежным: он жил в семье, озаренной взаимной любовью родителей, сам полюбил и пользовался взаимностью прелестной девушки, имел приятных друзей, с увлечением занимался науками, любил театр, писал стихи; впереди его ждало великое будущее – стать государем и править целым народом. Но вдруг все началось рушиться. В рассвете лет умер отец.

Не успел Гамлет пережить горе, как его постиг второй удар: мать, казалось, так любившего его отца, меньше чем через два месяца вышла замуж за брата покойного и разделила с ни трон. И третий удар: Гамлет узнал, что отца убил собственный брат, чтобы завладеть короной и женой.

Внутренняя драма Гамлета состоит в том, что многократно терзает себя за бездействие, понимает, что словами делу не поможешь, но конкретно ничего не предпринимает. Гамлет – одинокий борец за справедливость. Он борется против своих врагов их же средствами.

Противоречием в поведении героя является то, что для достижения цели он прибегает к тем же, если угодно, безнравственным приемам, что и его противники. Он притворяется, хитрит, стремится выведать тайну своего врага, обманывает и, как это не парадоксально, – ради благородной цели оказывается виновным в смерти нескольких лиц. За Клавдием есть вина в смерти только одного прежнего короля.

Гамлет же убивает (правда ненамеренно) Полония, отправляет на верную смерть Розенкранца и Гильденсона, убивает Лаэрта и, наконец, короля; он также косвенно виновен в смерти Офелии. Но в глазах всех он остается нравственно чистым, ибо преследовал благородные цели и зло, которое он совершал, всегда было ответом на козни его противников. Полоний гибнет от руки Гамлета.

Значит, Гамлет выступает мстителем за то самое, что он совершает по отношению к другому.

Быть – для Гамлета это значит мыслить, верить в человека и действовать
в согласии со своими убеждениями и верой. Но чем глубже он познает людей,
жизнь, тем яснее видит торжествующее зло и осознает, что бессилен сокрушить
его такой одинокой борьбой.

Разлад с миром сопровождается внутренним разладом. Былая вера Гамлета
в человека, прежние его идеалы сокрушены, надломлены в столкновении с
реальностью, но он не может отрешиться от них до конца, иначе он перестал
бы быть собой.

Гамлет – человек феодального мира, призванный кодексом чести отомстить
за смерть отца. Гамлет, стремящийся к целостности, переживает муки
раздвоения; Гамлет, восстающий против мира – муки тюрьмы, чувствует на себе
его оковы. Все это рождает непереносимую скорбь, душевную боль, сомнения.
Не лучше раз покончить со всеми страданиями. Уйти. Умереть.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Трагедия Гамлета есть трагедия познания человеком зла