Трагедия Грибоедова “Грузинская ночь” – план и отрывки
Грибоедов пробовал свои силы и в области трагедии, стремясь создать ту подлинно народную трагедию, о которой мечтали декабристы. По окончании “Горя от ума” им была задумана народная трагедия в стихах или, как полагают некоторые исследователи, драматическая поэма об Отечественной войне 1812 г. Сохранившийся план показывает, что Грибоедов избрал самую трагическую тему своего времени – противоречие между могучими силами русского народа, отстоявшего в борьбе с иноземными захватчиками свою национальную самостоятельность, и его крепостной
Трагедия была задумана очень широко, и основная ее коллизия раскрывалась писателем исторически верно, в реалистическом плане. Она должна была показать народный, освободительный характер войны 1812 г. и тот подъем национального самосознания русского народа, с которым явно не совмещалось существование крепостного права. Вся она проникнута глубоким сочувствием к народу, горячей верой в его могучие творческие силы, признанием его исторической роли.
Грибоедов задумывается в этой трагедии над вопросом, поставленным еще Радищевым,
Тема 1812 г. освещена Грибоедовым в сугубо оппозиционном, антикрепостническом духе. Положительным героем трагедии сделан простой ратник-ополченец – крепостной крестьянин, который оказался, не в пример своим господам-помещикам, подлинным патриотом. Сознание опасности, нависшей над отечеством, приводит его к геройскому подвигу, к участию “во всеобщем ополчении без дворян”, т. е. в партизанских отрядах.
Вместе с тем драматург хотел показать, что подъем патриотического чувства пробуждает в герое ополченце и сознание того, что он такой же человек, как его господа. Принужденный после окончания войны вернуться в крепостную неволю, столкнувшись с “прежними мерзостями”, грибоедовский герой должен был пережить мучительную трагедию.
Он предпочел смерть рабству, покончив жизнь самоубийством. План и отрывок из трагедии показывают, что Грибоедов, продолжая в ней обличительную линию “Горя от ума”, намеревался показать “трусость служителей правительства” и антипатриотическое поведение большинства дворянства и особенно знати. Во время своего пребывания в Грузии в 1826-1827 гг.
Грибоедов задумывает трагедию “Грузинская ночь” из истории народов Закавказья, представлявшейся ему “неисчерпаемым источником для освежения пиитического воображения”.
План и сохранившиеся отрывки “Грузинской ночи” свидетельствуют о том, что Грибоедов упорно стремился к глубоким обобщениям, к большим общественным проблемам. Сюжетом трагедии послужило одно из самых жестоких, бесчеловечных проявлений крепостного права – разлучение родителей и детей. Настойчиво звучит эта тема в замыслах Грибоедова, посвященных Грузии.
В его незавершенной поэме “Кальянчи” рисуется образ мальчика-грузина, потерявшего родителей и попавшего в рабство. В “Грузинской ночи” эта тема развивается с большой социальной остротой. Раскрытие противоречий феодально-крепостнической действительности сближают “Грузинскую ночь” с “Горем от ума”.
Помимо “Грузинской ночи”, Грибоедов задумывал трагедию “Родамист и Зенобия” на материале древней истории Грузии и Армении (I век нашей эры). Неосуществленный этот замысел восходит к той тираноборческой литературе, которая получила широкое развитие как на Западе в конце XVIII в., так и в России (Княжнин, Радищев, поэты-декабристы). На историческом материале он стремится разрешить злободневные политические проблемы.
Грибоедов так и не написал трагедии. Реалистическая трагедия не историческую тему была создана Пушкиным.