Историческая трагедия Кюхельбекера “Прокофий Ляпунов”
Наиболее значительным драматическим произведением Кюхельбекера явилась его историческая трагедия “Прокофий Ляпунов”, написанная в 1834 г. в Свеаборгской крепости и впервые напечатанная только в 1938 г. Как и в “Аргивянах”, Кюхельбекер обращается здесь к теме общественно-политической борьбы. Рисуя народное движение в России начала XVII в., Кюхельбекер избирает своим героем Прокофия Ляпунова, вождя первого земского Рязанского ополчения, выступившего против захватчиков-поляков. Ляпунов обрисован в трагедии как пламенный патриот, болеющий
Ляпунов выступает в качестве защитника обиженных крестьян. Стрелецкий голова так передает его слова:
Меня пускай обидят! не взыщу. Обидеть же присягу берегись, Да берегись обидеть земледельцев Несчастных, разоренных: я за них Жестокий, непреклонный, грозный мститель. Правильность этой характеристики подтверждается в сцене разговора Прокофия с крестьянами, которые просят у него защиты от посягательств казаков.
Демократические настроения Ляпунова находят выражение и в его политической программе. Он намерен провести
Статья последняя: “Бояр же тех Для всяких дел земских и ратных мы В правительство избрали всей землею, А буде те бояре не учнут По правде делать дел земских и ратных И нам прямить не станут, вольно нам За кривду их сменить и вместо их Иных и лучших выбрать всей землею”.
Здесь нашли отражение политические взгляды самого Кюхельбекера. По сравнению с “Аргивянами” новая трагедия писателя-декабриста представляет шаг вперед в идейном и художественном отношении. В 1823 г. А. А. Бестужев писал: “У нас не существует народной трагедии”. После этого русская литература получила пушкинского “Бориса Годунова” – замечательный образец. русской народной драмы.
В том же направлении шел и Кюхельбекер. В “Прокофий Ляпунове” значительно полнее (по сравнению с “Аргивянами”) показана роль народных масс, определяющих ход событий. Кюхельбекер стремится выдержать национально-исторический колорит в обрисовке персонажей, в языке. В трагедии заметно движение от романтического историзма к реалистическому.
В одном из писем Кюхельбекер писал о “Прокофии Ляпунове”: “Главное, о чем я хлопотал: жизнь, истина”. Для исторической трагедии писателя-декабриста не мог бесследно пройти пушкинский опыт народной драмы.
- Романтическое творчество Кюхельбекера В. К. Кюхельбекер был одним из активнейших деятелей декабристского движения. До 1825 г. он выступал преимущественно как поэт-лирик и как критик, теоретически и практически пропагандируя высокую и национально-самобытную поэзию. В качестве драматурга Кюхельбекер стремился создать трагедию в духе гражданского романтизма (“Аргивяне”). Долгие годы заключения в крепостях и ссылка в Сибирь не сломили Кюхельбекера. Продолжая напряженный […]...
- Сюжет трагедии Кюхельбекера “Аргивяне” Характерной для декабристской литературы является трагедия Кюхельбекера на сюжет из античной истории “Аргивяне” (1822- 1823; отрывки были напечатаны в 1824-1825 гг.; полностью – в наше время). Изображая борьбу республиканского Коринфа против тирана Тимофана, Кюхельбекер стремится показать неизбежность крушения самодержавной власти как власти, неотделимой от насилия и чуждой народу. Но свободу завоевывает не сам народ. Это […]...
- Трагедия Трагедия 1) Драматургический жанр, изображающий трагическое, исполненное острых противоречий столкновение героя с окружающим миром. Герой трагедии – незаурядный, сильный и волевой человек, который, попадая в роковое стечение обстоятельств, ведет борьбу с препятствиями, обрекающими его на гибель. 2) Один из основных видов драмы, противоположный по содержанию и внутренней направленности комедии. Обычно в трагедии изображаются острые, непримиримые […]...
- Оригинальность поэзии Кюхельбекера В. К. Кюхельбекер (1797-1846). Крупный талант Кюхельбекера не только не смог раскрыться в полной мере, но уже при жизни поэта подвергся замалчиванию. Из забвения его творчество было извлечено усилиями литературоведов. Кюхельбекер – один из немногих “не военных” поэтов дворянской революционности: в армии не служил, не сражался в ополчении, из пистолетов, запасенных к 14 декабря 1825 […]...
- Трагедия Гамлета есть трагедия познания человеком зла Англия вступила в критический период своего существования. В стране обострялись социальные конфликты, нарастала оппозиция абсолютизму, приближались бури пуританской революции. Вместе с тем трогательная вера гуманистов в неограниченные возможности человека все чаще наталкивалась на жесткую практику реального мира, подстегиваемого эгоизмом, алчностью, властолюбием. Именно человек в его силе и слабости продолжал оставаться не только главным, но и, […]...
- Трагедия Сенеки (Средние века и возрождение) Трагедия Сенеки (Senecan Tragedy) – пьесы Сенеки, которые оказали большое влияние на драматургов средневековья, видевших в них образцы для подражания. Трагедии Сенеки были подготовлены к печати и изданы Николасом Триветом, а в итальянской драматургии XV-XVI вв. трагедия в духе Сенеки была в моде. Широкой известностью пользовались, например, пьесы Джиральди (1504-1573), в особенности его “Орбекка” (Orbecche, […]...
- Историческая тема в трагедии “Борис Годунов” А. С. Пушкина Продолжая работу над начатым на юге романом “Евгений Онегин”, Пушкин написал в Михайловском четыре главы (третью, четвертую, пятую и шестую), в которых дал реалистические картины помещичьей жизни и быта народа. Другим крупным реалистическим произведением, над которым Пушкин работал с конца 1824 по конец 1825 года, была трагедия “Борис Годунов”. В этой трагедии Пушкин воскресил “минувший […]...
- “Моцарт и Сальери”,- вторая маленькая трагедия Пушкина – трагедия зависти Фигура Сальери, антагониста Моцарта, исполнена “несомненного трагического величия”. “Реакция его на музыку Моцарта изумительна по своей неожиданности и трагической силе”. Сальери, вопреки замыслу Пушкина и реальному содержанию драматической сцены, предстает вдруг в ореоле “трагического величия”. Для Пушкина не был и не мог быть “трагически прекрасным” убийца Моцарта, человек, черной ненавистью ненавидевший истинное искусство. Утверждение Пушкина, […]...
- Трагедия Печорина – трагедия эпохи или трагедия личности Печорин, как чувствуют почти все читатели и критики, – персонаж трагический. Кстати сказать, в романе он ни разу не назван по имени (оно так и остается неизвестным). Все, не исключая и автора, употребляют только фамилию – Печорин. Получается, что он почти в буквальном смысле слова – человек без имени, без христианского имени, чем подчеркивается демонизм […]...
- Историческая концепция трагедии “Борис Годунов” В литературе о “Борисе Годунове” не раз высказывались соображения о том, что параллельно с “Историей Государства Российского” Карамзина и русскими летописями – основными историческими источниками пушкинской трагедии – Пушкин в какой-то мере опирался и на “Анналы” Тацита. Интерес Пушкина к Тациту и пушкинские замечания на “Анналы” по времени совпадают с работой над трагедией. Об отношении […]...
- ТРАГЕДИЯ А. С. ПУШКИНА “БОРИС ГОДУНОВ”; (1825) Время действия – конец 16 – начало 17 века (“Смутное время”). Тема трагедии – человек и народ ( так ее определил Пушкин). Царь Борис – противоречивая личность (самодержец, волевой государственный деятель, обладающий, однако, пороками). Его противники и приспешники. Проблема народа и власти в трагедии. Народ – главное действующее лицо в трагедии. Народ представляет собой великую […]...
- Трагедия народа – трагедия поэта (поэма Анны Ахматовой “Реквием”) Анна Ахматова сама не была непосредственной жертвой репрессий второй половины 30-х годов: Однако ее сын и муж неоднократно арестовывались и провели долгие годы в тюрьмах и лагерях (супруг Ахматовой там погиб). Эти страшные годы Ахматова запечатлела в “Реквиеме”. Поэма – это действительно реквием по погибшим в волнах сталинского террора. Поэтесса предваряет ее прозаическим вступлением, где […]...
- ТРАГЕДИЯ ФЕДОРА РОВБЫ – ТРАГЕДИЯ КРЕСТЬЯНИНА – ТРУЖЕНИКА В ПЕРИОД КОЛЛЕКТИВИЗАЦИИ (по повести В. Быкова “Облава”) Писатель Василь Быков известен нам как правдивый, искренний рассказчик о челове- ческой судьбе в годы Великой Отечественной войны. Тема войны является основной в его творчестве. Большую известность получили такие его повести, как “Альпийская балла- да”, “Третья ракета”, “Сотников”, “Карьер”. Но в творческом багаже писателя есть и дру- гая, не менее значимая по своей драматично- сти […]...
- Моя любимая историческая песня Многое мы воспринимаем, но не понимаем по-настоящему: прошли времена национального угнетения, отныне наш народ свободен и сам избирает свой путь, никто уже не посягает на независимость, прошли межконфессиональные конфликты, – теперь каждый сам избирает себе веру и носит ее в своем сердце. Но исторические песни все равно не оставляют нас равнодушными! Готовясь к написанию этого […]...
- Историческая романистика Павла Загребельного как история человеческой души Павел Загребельный – писатель загадочный, тяжело предугадать, что от него можно ждать завтра, куда мы, читатели, пойдем вслед за его неудержимым воображением. Каждый найдет что-то для себя в его большом творческом заделе. Но есть те произведения, о которых знают все без исключения, так как это рассказы о нашем прошлом, об истории нашего народа, Родине, ее […]...
- Трагедия “Гамлет”, ее философско-моральные мотивы Сонеты, которые вы то услышали, были написаны Шекспиром под час его работы над трагедией “Гамлет”. Этому произведения судилось стать не только самой известной пьесой Шекспира, а и одной из наиболее знаменитых пьес в мировой драматургии. Фильм “Гамлет”, который вы пересмотрели, снят советским режиссером Г. Козинцевым в 1962 году. Это один из лучших фильмов за всю […]...
- “Фауст” – Трагедия познания …Что значит – знать? Вот в чем все затрудненья! Кто верным именем младенца наречет? Где те немногие, кто век свой познавали, Ни чувств своих, ни мыслей не скрывали, С безумной смелостью к толпе навстречу шли? Их распинали, били, жгли… Гете “Фауст” “Величайшим немцем” называл Ф. Энгельс выдающегося писателя эпохи Просвещения И. В. Гете. Его творчество […]...
- Какова же историческая оценка роли женщин в России? Это – включение женщин в профессиональную деятельность, в политику и возникновение организованного женского движения. В области образования и науки движение русских женщин за свою эмансипацию не только воспроизводило аналогичные процессы в Западной Европе, но и в определенных моментах могло служить образцом для последних. Справедливой представляется оценка движения российских женщин, данная английским историком Линдой Эдмондсон: “…это […]...
- В. Барка “Желтый князь”: Историческая основа романа Историческая основа романа, как автор ее раскрывает и объясняет? Сталинские события голодомора в Украине оставили глубокий след в душе В. Барки, который сам его тяжело пережил, а потом наблюдал на Кубани в 1933-1934 годах. В его руки попала и тетрадь записей о трагедии семьи Катранников, что обеспечило достоверность страшных картин искусственного голодомора в Украине, автор […]...
- Историческая основа повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка” (1) В изображении народного движения в повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка” отразилось верное понимание духа исторической эпохи, глубина и зрелость исторического мышления писателя. Пушкина давно привлекал замысел произведения о пугачевском бунте. Он, верный исторической точности, штудировал печатные источники о Пугачеве, знакомился с документами о подавлении крестьянского восстания. А в 1833 году он даже предпринял поездку […]...
- Историческая тема в драматургии А. С. Пушкина Вскоре после окончания “Бориса Годунова” Пушкин задумал создать ряд новых драматических произведений на сюжеты из самых разных исторических эпох и жизни разных народов. Еще во время ссылки в Михайловском в его творческом сознании возникли замыслы нескольких пьес. Три из них получили необычайно стремительное воплощение: за две недели Пушкиным были окончены “Скупой рыцарь”, “Моцарт и Сальери”, […]...
- ТРАГЕДИЯ РАСКОЛЬНИКОВА – СОЦИАЛЬНАЯ ТРАГЕДИЯ Вес предрассудки истребя, Мы почитаем всех нулями, А единицами – себя. Мы все глядим в Наполеоны, Двуногих тварей миллионы Для нас орудие одно,,. А. С. Пушкин Главный герой романа “Преступление и наказание” – Родион Романович Раскольни- ков. Это обедневший дворянин, который при- ехал в Петербург для учебы. Денег на жизнь у него практически не было. […]...
- Анализ темы гражданской войны в пьесе “Оптимистическая трагедия” (часть 1) В 1932 г. Вс. Вишневский создает “Оптимистическую трагедию”. Пьеса была поставлена сразу в нескольких театрах, однако драматург еще в течение двух лет продолжал работу, переделывая, уточняя как отдельные образы, так и трактовку сцен. Не давалось и само название пьесы: после “Гимна матросам” – “Да здравствует жизнь!”, за ним – “Из хаоса” и, наконец, – “Оптимистическая […]...
- Романтика и трагедия революционных лет в поэзии Блока С 1910 г. Блок работал над поэмой “Возмездие”, в которой поднял проблему отношений народа и интеллигенции, однако не закончил ее: стремясь к слиянию народом, поэт не смог принять “хищного лица зверя”, жаждущего крови. В 1907-1916 годах был создан цикл стихов “Семья”, где осмысливаются пути развития России. Образ отчизны возникает то привлекательно-сказочным, наполненным волшебной силой, то […]...
- Трагедия Степана Калашникова в поэме Лермонтова В “Песне…” Лермонтов не избежал и некоторой идеализации старины. Совершенно ясно, что перед нами не реальная Россия XVI века и не достоверно изображенный быт, где царили в семье строгие и даже жестокие порядки. Идеализация старины связана с романтическими иллюзиями, но она с лихвой перекрывается той художественной истиной жизни, которая благодаря этой идеализации позволила Лермонтову выразить […]...
- “Медный всадник” поэма философская, социальная и историческая В 1833 г. Пушкин пишет поэму “Медный всадник”. Одной из идей этой поэмы является мысль о том, что самодержавие, при Петре сыгравшее прогрессивную роль в развитии России, в последующем превратилось в реакционную, антинациональную силу, задерживающую всякое движение вперед. С другой стороны, в русском обществе не было тогда и силы, способной противопоставить себя деспотической монархии, чудовищному, […]...
- Трагедия одиночества М. Ю. Лермонтова Добрый характер, любящее сердце, способность увлекаться – вот каким он был и каким навсегда остался в отношениях с друзьями. Он не изменял им, не забывал их. И, обращаясь к умершему декабристу – поэту Александру Одоевскому, с которым встретился на Кавказе, писал: Мир сердцу твоему, мой милый Саша! Покрытое землей чужих полей, Пусть тихо спит оно, […]...
- Известнейшая трагедия Еврипида “Медея” На первый взгляд кажется, что драма, как и должно быть по традиции, написана на мифологический сюжет. Однако заметно, что драматург выбирает тот фрагмент мифа, когда героическое прошлое героев позади, и изображает частную, семейную драму. Перед нами горе одинокой, покинутой женщины. Еврипид одним из первых обратился к изображению любовного конфликта в драме и сделал любовную страсть […]...
- Историческая правда и вымысел в поэме “Песня о Роланде” Французскую “Песню о Роланде” можно сравнить с “Словом о полке Игоревом”. Подобно к “Слову…”, “Песня о Роланде” является военной повестью. Также эта поэма близка к героическому эпосу. Но “Слово…” создал современник описанных событий и, возможно, даже участник похода князя Игоря. А между событиями в Ронсенвальськом ущелье и поэме о них пролегли игры столетия. Поэтому в […]...
- Барокко как культурно-историческая эпоха Переход от Возрождения к барокко представлял собой длительный и неоднозначный процесс, и многие черты барокко уже вызревали в маньеризме (стилевом течении позднего Ренессанса). Происхождение термина не вполне ясно. Иногда его возводят к португальскому термину, который означает “жемчужина причудливой формы”, иногда к понятию, обозначающему один из видов логического силлогизма. Нет единого мнения о содержании данного понятия, […]...
- Историческая драматургия Михаила Старицкого “Отцом украинского театра” назвал Михаила Петровича Старицкого Иван Франко, отметив его выдающуюся роль в становлении и развитии отечественной драматургии. В историю литературы он вошел как поэт, прозаик, издатель, переводчик произведений русских и западноевропейских классиков, но ярчайший его талант проявился в украинском театре, где М. Старицкий выступал и драматургом, и автором, и режиссером, и организатором театральных […]...
- Память историческая и нравственно-этическая в драме А. С. Пушкина “Борис Годунов” 1. Историческая память и ее осмысление. 2. Память царедворца. 3. Память преступного правителя. 4. Память народа в понимании автора драмы. Сюжет драмы “Борис Годунов” А. С. Пушкин взял из “Истории государства Российского” Н. М. Карамзина. Этому выдающемуся российскому историку и писателю он и посвятил свое произведение. Таким способом Пушкин принес дань уважения не только личности […]...
- Русская историческая повесть преимущественно второй половины XVII века XVII век – особенно вторая его половина – в истории русской литературы отмечен значительным развитием повествовательной литературы. Тут частично звучат еще старые, обжившиеся мотивы и разрабатываются уже знакомые из прошлого темы и сюжеты, окрашенные часто в христианские благочестивые тона, проникнутые элементами чуда и легенды и сплошь и рядом не обходящиеся без непременного участия нечистой бесовской […]...
- Трагедия определение Трагедия (греч. tragodia, буквально – козлиная песнь, от tragos – козел и ode – песнь) – драматический жанр, противоположный комедии, в основе трагедии лежит острый и неразрешимый конфликт, заканчивающийся гибелью героя. В трагедии особенно важной считалась трагическая эмоция, сочетание глубокой печали и высокого восторга, элемент зрительского сопереживания, процесс душевного очищения через страдание (катарсис). Жанр возник […]...
- РОЛЬ НАРОДА В ИСТОРИИ (трагедия А. С Пушкина “Борис Годунов”) В 1824 году А. С. ПушкинА сильно заин- тересовали события конца XVI – начала XVII века, когда русским государством уп- равлял Борис Годунов, трон которого потом занял Лжедмитрий. Изучая данный матери- ал, Пушкин задумал написать произведение о власти и народе. Для того чтобы ярче пока- зать минувший век со всеми его особенностя- ми, Пушкин счел […]...
- Трагедия гибели Валленштейна в драме Шиллера В трагедии Шиллера показаны объективные причины гибели Валлеиштейна. Они в том, что переворот задумывается и выполняется Валленштейном не столько во имя действительных национальных интересов, сколько исключительно в личных целях. Забота Валлеиштейна о собственном возвышении приводит к тому, что он чисто заговорщическим путем хочет осуществить дело, выполнимое лишь при поддержке широких демократических слоев общества, интересам которых […]...
- Историческая тема в творчестве А. С. Пушкина Знаменитые слова Белинского об “энциклопедии русской жизни” можно отнести ко всему творчеству А. С. Пушкина. Белинскому вторит и А. Григорьев: “Пушкин – наше все”. Пушкин и тончайший лирик, и философ, и автор увлекательных романов, и учитель гуманизма, и историк. Для многих из нас интерес к истории начинается с чтения “Капитанской дочки” или “Арапа Петра Великого”. […]...
- “Гамлет” У. Шекспира – Трагедия разбуженного сознания Средневековье закончилось. Феодальная эпоха, где главными достоинствами считались верность сюзерену и воинская доблесть, сменилась новым периодом истории. Наступило время новых идей, ценностей, начинаний. Теперь на первое место выступали предприимчивость, умение приспосабливаться к любым условиям, вести прибыльные дела. В эту сложную эпоху жил и творил Шекспир. Гениальный драматург не мог оставаться в стороне от проблем своего […]...
- Трагедия Грибоедова “Грузинская ночь” – план и отрывки Грибоедов пробовал свои силы и в области трагедии, стремясь создать ту подлинно народную трагедию, о которой мечтали декабристы. По окончании “Горя от ума” им была задумана народная трагедия в стихах или, как полагают некоторые исследователи, драматическая поэма об Отечественной войне 1812 г. Сохранившийся план показывает, что Грибоедов избрал самую трагическую тему своего времени – противоречие […]...
- Историческая драма в репертуаре русских драматических театров Вторая половина XIX века в истории сценического искусства так же, как и в драматургии, отмечена кардинальными изменениями. Новый этап в формировании актерской школы отличался прежде всего тяготением к изображению правды жизни. Мелодраматическая и героически-пафосная преувеличенность чувств воспринималась уже как фальшь. Преодолевались эффектные приемы романтического театра, но далеко не сразу осваивались психологически-реалистические методы исполнительского мастерства. “Правда […]...