Своеобразие жанра (о пьесе «Дядя Ваня» А. П. Чехова)
Чехов обычно четко определял жанры своих драматических произведений. Так, например, «Иванов» и «Три сестры» он обозначил, как драмы, «Чайку» и «Вишневый сад» назвал комедиями (другое дело, что в данном случае возникают свои сложности, но речь сейчас не об этом). А «Дядя Ваня» имеет такой подзаголовок: «Сцены из деревенской жизни в четырех действиях». Не драма, не комедия — просто сцены…
И название нарочито будничное, домашнее: «Дядя Ваня»…
Так с самого начала проявляется замысел автора: заменить сюжетную
Как видите, самые чуткие зрители сразу же обратили внимание на чрезвычайно существенную сторону чеховского дарования, проявившуюся во всем
Основой повествования становится художественная правда, невиданные ранее простота и естественность воспроизведения жизни с ее скрытыми драмами и тревогами.
Первая поставленная на сцене большая пьеса Чехова «Иванов» заканчивалась самоубийством героя, которое происходило прямо на глазах у зрителей. В эпилоге «Чайки» Треплев тоже стреляется, но уже за пределами сцены.
В «Дяде Ване» речь о самоубийстве заходит, но оно не осуществляется. Эффектной концовки нет (как не будет ее и в последующих пьесах драматурга — «Трех сестрах» и «Вишневом саде»). На передний план выдвигается другое: глубокие размышления наиболее близких Чехову персонажей о смысле жизни.
М. Горький писал Чехову, что «Чайка» и «Дядя Ваня» — «новый род драматического искусства, в котором реализм возвышается до одухотворенного и глубоко продуманного символа… Другие драмы не отвлекают человека от реальностей до философских обобщений — ваши делают это».
Конечно, в сюжете «Дяди Вани» есть свои острые повороты, но в принципе Чехов отказывается от сложной сценической интриги; действие его пьес строится преимущественно на изображении внутреннего мира персонажей, и происходит это в самой повседневной обстановке.
- Позднее и горькое прозрение (о пьесе «Дядя Ваня» А. П. Чехова) Судя по названию пьесы, в центре внимания автора находится судьба дяди Вани. Переоценивая свой жизненный путь, он переживает духовный кризис. Теперь дядя Ваня понимает, что вся жизнь его, отданная на служение профессору Серебрякову, была ошибкой. «Я гордился им и его наукой, — в отчаянии восклицает Войницкий, — я жил, я дышал им! Все, что он […]...
- ОСНОВНОЙ КОНФЛИКТ В ПЬЕСЕ А. П. ЧЕХОВА «ДЯДЯ ВАНЯ» ОСНОВНОЙ КОНФЛИКТ В ПЬЕСЕ А. П. ЧЕХОВА «ДЯДЯ ВАНЯ» Особенность героев Чехова-драматурга в том, что все они — обычные люди. Ни один из них не может претендовать на звание героя своего времени. У каждого из них есть свои слабости, и каждый из них в той или иной степени погружен в рутину повседневной жизни. Почти все […]...
- Значение эпилога в пьесе «Дядя Ваня» А. П. Чехова В пьесе Чехова «Дядя Ваня» используется кольцевая композиция: окончание произведения как бы возвращает нас к его началу. Напомним авторскую ремарку в конце первого действия: «Телегин бьет по струнам и играет польку; Мария Васильевна что-то записывает на полях брошюры». А вот как заканчивается последнее, четвертое действие: «Телегин тихо наигрывает; Мария Васильевна пишет на полях брошюры; Марина […]...
- Язык действующих лиц как средство их индивидуализации (о пьесе «Дядя Ваня» А. П. Чехова) Фраза эта в учебных пособиях повторяется так часто, что она уже стала шаблонной. И тем не менее, она справедлива в особенности для драматических произведений. Именно там язык действующих лиц приобретает особое значение. Как может драматург выразить свое отношение к своим персонажам? В произведениях эпических и тем более лирических может быть слышен авторский голос. В драме […]...
- Истинная интеллигентность и мещанство под маской учености в пьесе А. П. Чехова «Дядя Ваня» «Драматургия Чехова, — писал А. Арбузов, — это грань, с которой начинается совершенно новая страница театра». И действительно, Чехов совершенно отказался от построения пьес на прямых столкновениях между персонажами, от борьбы, ведущей одних к поражению, других к победе. Этим он нарушил все существовавшие на то время каноны драматургии. Вместо отображения внешних конфликтов, писатель погружается во […]...
- Система образов в пьесе Чехова «Дядя Ваня» Открытая в «Чайке» новая лирико-эпическая структура драматического произведения была вскоре применена Чеховым в его другой пьесе — «Дядя Ваня», которую он обозначил просто «сценами из деревенской жизни», выведя за пределы жанровых границ. Здесь еще более решительно, чем прежде, он стал строить драму не на событиях, не на борьбе противоположно «заряженных» воль, не на движении к […]...
- Кто такой профессор Серебряков? (о пьесе «Дядя Ваня» А. П. Чехова) В пьесе Серебряков нарисован, казалось бы, без какого бы то ни было сочувствия. Достаточно вспомнить его первое появление на сцене. Дядя Ваня с иронией говорит: «Жарко, душно, а наш великий ученый в пальто, в калошах, с зонтиком и в перчатках». Это очень напоминает учителя греческого языка Беликова из рассказа «Человек в футляре». Однако для Чехова […]...
- О любви в пьесе «Дядя Ваня» А. П. Чехова Одно из самых больших несчастий Михаила Львовича Астрова — утрата способности любить. «Ничего я не хочу, ничего мне не нужно, никого я не люблю…» В произведениях русских классиков своеобразной формой проверки человека на стойкость и благородство, было самоутверждение человеческой личности. Астров не может никого любить — и это очень плохо для него самого. Вы можете […]...
- Доктор Астров (о пьесе «Дядя Ваня» А. П. Чехова) Чехов наделил своего героя одной из самых благородных профессий. Интересно сравнить двух врачей, изображенных Чеховым, — Старцева («Ионыч») и Астрова. Старцев, который поначалу с увлечением занимался своими деревенскими больными, со временем деградировал и как человек, и как специалист. Астров же вовсе не собирается бросить свою врачебную практику и ведет поистине подвижническую жизнь. «Заработался, нянька, — […]...
- Краткое содержание «Дядя Ваня» Чехова А. П Сцены из деревенской жизни в четырех действиях Действие первое Действие происходит в усадьбе отставного профессора Серебрякова. Доктор Астров рассказывает няньке Марине о трудностях его работы: масса больных, эпидемии, антисанитария в крестьянских избах, ужас смерти. Войницкий (дядя Ваня), брат первой жены профессора, жалуется, что с тех пор, как в имение приехали профессор Серебряков и его вторая […]...
- «Пучина» Островского и «Дядя Ваня» Чехова: преемственность или заимствование? Когда речь идет о таких художниках, как Чехов и Островский, проблема влияния, преемственности обычно не ставится. В сознании читателей, зрителей две творческие судьбы, два художественных метода связаны скорее общей ролью в формировании нового театра, нового типа драмы. В последнее время в исследованиях, посвященных данному вопросу, существует тенденция резко противопоставлять Чехова предшествующим мастерам, тем самым снимая […]...
- Нравственное начало в пьесе «Дядя Ваня» Что-то есть в человеке такое, что не дает ему только есть, пить, наслаждаться. Трепещет в нем искра Божья — желание творчества, созидания. Разумно прожить свою жизнь — это значит раскрыть собственный потенциал, воплотить мысленные образы в материю. Не обязательно это будет живопись или музыка, но даже умение любить людей — это настоящее творчество. Вот таких […]...
- Герой «сцен из деревенской жизни» А. П. Чехова «Дядя Ваня» Иван Петрович Войницкий, «изящный, культурный человек». Когда-то ради сестры, ныне покойной, Дядя Ваня отказался от своей доли наследства, затем на заработанные тяжелым однообразным трудом средства выкупил имение, расплатился с долгами и всю свою дальнейшую жизнь посвятил служению мужу сестры — светилу науки, профессору Серебрякову. С выходом профессора в отставку и приездом его в деревню жизнь […]...
- ДЯДЯ ВАНЯ А. П. ЧЕХОВ ДЯДЯ ВАНЯ Сцены из деревенской жизни в четырех действиях Действие первое Действие происходит в усадьбе отставного профессора Серебрякова. Доктор Астров рассказывает няньке Марине о трудностях его работы: масса больных, эпидемии, антисанитария в крестьянских избах, ужас смерти. Войницкий (дядя Ваня), брат первой жены профессора, жалуется, что с тех пор, как в имение приехали […]...
- «Дядя Ваня» Чехова в кратком изложении Пасмурный осенний день. В саду, на аллее под старым тополем, сервирован для чая стол. У самовара — старая нянька Марина. «Кушай, батюшка», — предлагает она чаю доктору Астрову. «Что-то не хочется», — отвечает тот. Появляется Телегин, обедневший помещик по прозвищу Вафля, живущий в имении на положении приживала: «Погода очаровательная, птички поют, живем мы все в […]...
- Анализ одной из пьес А. П. Чехова (НЕ «Вишневый сад») Дядя Ваня Пасмурный осенний день. В саду, на аллее под старым тополем, сервирован для чая стол. У самовара — старая нянька Марина. «Кушай, батюшка», — предлагает она чаю доктору Астрову. «Что-то не хочется», — отвечает тот. Появляется Телегин, обедневший помещик по прозвищу Вафля, живущий в имении на положении приживала: «Погода очаровательная, птички поют, живем мы все в […]...
- Анализ драмы «Дядя Ваня» В 1899 году в Ялту долетает сообщение о триумфе драмы «Дядя Ваня». Она выросла из ранней пьесы «Леший» и обогатилась «результатом наблюдений и изучения жизни» самого автора. В сценах из деревенской жизни Чехов находит художественные возможности широко охватить российскую действительность, раскрыть особенности духовной жизни интеллигенции. Удается это сделать, прежде всего, благодаря выбору действующих лиц. Помещик […]...
- Основная проблематика драмы А. П. Чехов «Дядя Ваня» 1. Пьеса «Дядя Ваня» как продолжение и усугубление темы. 2. Новый тип драмы. 3. Тема мещанства и пошлости в драме. 4. Мечта Чехова о внутреннем освобождении личности. В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли. Она прекрасна, спора нет, но… ведь она только ест, спит, гуляет, чарует всех нас […]...
- Пьеса Чайка Дядя Ваня Палата № 6 (Чехов А. П.) Горький высоко оценил «Чайку», «Дядю Ваню»- и прежде всего за то,, что в этих пьесах «реализм возвышается до одухотворенного и глубоко продуманного символа». В последней чеховской пьесе до одухотворенного символа возвышается вишневый сад. Его сюжетная история символизирует неотвратимую гибель старого. Сквозной для чеховского творчества мотив продажи имения — это еще для писателя и мотив неустойчивости, […]...
- Краткое изложение Дядя Ваня Антон Чехов А. П. Чехов Дядя Ваня Пасмурный осенний день. В саду, на аллее под старым тополем, сервирован для чая стол. У самовара — старая нянька Марина. «Кушай, батюшка», — предлагает она чаю доктору Астрову. «Что-то не хочется», — отвечает тот. Появляется Телегин, обедневший помещик по прозвищу Вафля, живущий в имении на положении приживала: «Погода очаровательная, птички […]...
- Своеобразие конфликта и проблемы жанра в пьесе «Вишневый сад» 1903 год. У порога новый век — век нефти, пара и электричества, век больших скоростей и торжества человеческой мысли. Нарушено привычно-размеренное, неспешное течение жизни в России, общество волнуется и кипит, как большая река в половодье, идет переоценка веками утвержденных ценностей. Вместе с тем недовольство, спрятанное в восьмидесятых годах под скорлупой внешнего благополучия, начинает проситься наружу, […]...
- СВОЕОБРАЗИЕ КОНФЛИКТА В ПЬЕСЕ А. П. ЧЕХОВА «ВИШНЕВЫЙ САД» КЛАССИКА А. П. ЧЕХОВ СВОЕОБРАЗИЕ КОНФЛИКТА В ПЬЕСЕ А. П. ЧЕХОВА «ВИШНЕВЫЙ САД» А. П. Чехова в первую очередь интересовал внутренний мир его героев. Стандартная композиция с бурными событиями его не устраивала. «Пусть на сцене все будет так же сложно и так же вместе с тем просто, как и в жизни, — говорил Чехов, — […]...
- Своеобразие конфликта в пьесе Антона Чехова «Вишневый сад» А. П. Чехова в первую очередь интересовал внутренний мир его героев. Стандартная композиция с бурными событиями его не устраивала. «Пусть на сцене все будет так же сложно и так же вместе с тем просто, как и в жизни, — говорил Чехов, — люди обедают, только обедают, а в это время слагается их счастье и разбиваются […]...
- Своеобразие конфликта и его разрешение в пьесе А. Чехова «Вишневый сад Что составляет конфликт пьесы Чехова «Вишневый сад»? Что является в ней той «пружиной», которая движет действиями, переживаниями и размышлениями героев? На первый взгляд в произведении дана четкая расстановка социальных сил в русском обществе рубежа XIX-XX веков и обозначена борьба между ними: уходящее дворянство — Раневская и Гаев; поднимающаяся буржуазия — Лопахин; новые революционные силы, идущие […]...
- Жизнь, принесенная в жертву идолу После двадцатипятилетней службы профессор Серебряков вышел в отставку и поселился в имении, которое принадлежит его дочери от первого брака — Соне. Соня вместе со своим дядей Ваней, убежденные в исключительном таланте Серебрякова, верой и правдой ведут хозяйство, высылая все доходы, которые дает имение, знаменитому профессору. «Вспомни, — говорит Соня отцу, — когда ты был помоложе, […]...
- Позднее и горькое прозрение Судя по названию пьесы, в центре внимания автора находится судьба дяди Вани. Переоценивая свой жизненный путь, он переживает духовный кризис. Теперь дядя Ваня понимает, что вся жизнь его, отданная на служение профессору Серебрякову, была ошибкой. «Я гордился им и его наукой, — в отчаянии восклицает Войницкий, — я жил, я дышал им! Все, что он […]...
- Характеристика героя Ваня, Бежин луг, Тургенев Ваня Для самого маленького и младшего и всех ребят, которых встретил автор у костра на ночной равнине, Вани, писатель не дает его портретной характеристики. Он в рассказе отмечает только, что ему было семь лет. Мальчик тихонько лежал, укрывшись своей рогожей, ему хотелось спать. Он просо смотрел в ночное небо, любовался им и восхищался звездами, которые […]...
- Своеобразие жанра комедии Грибоедова «Горе от ума» «Драматического писателя должно судить по законам, им самим над собою признанным.» (А. С. Пушкин) Границы жанра должны определяться задачей или целью, которую в своем произведении ставил перед собой автор. Отмечая жанровое своеобразие комедии Грибоедова, критики подходили к важному вопросу являются ли особенности ее (комедии) результатом недостаточного мастерства Грибоедова-драматурга (непродуманности плана, вялости интриги), или же они […]...
- Проблема жанра пьесы «Вишневый сад» А. П. Чехова 15 сентября 1903 г. Чехов писал жене Станиславского, М. П. Алексеевой (Лилиной): «Вышла у меня не драма, а комедия, местами даже фарс…» Прочитав пьесу, Станиславский отвечал Чехову: «Это не комедия, не фарс, как Вы писали. Это трагедия…» С тех пор не умолкают споры о жанре «Вишневого сада». Школьникам было предложено ответить на традиционный вопрос: «Почему […]...
- Новаторство Чехова-драматурга (по пьесе «Вишневый сад») Человек, который задолго предчувствовал Многое из того, что теперь совершил, сумел Бы принять все предсказанное им. К. С. Станиславский Антон Павлович Чехов является в истории русской драматургии не только выдающимся драматургом — автором известных пьес «Три сестры», «Чайка», Дядя Ваня», но и драматургом-новатором. И его творческое своеобразие особенно проявилось в пьесе «Вишневый сад». Эту пьесу […]...
- H. С. Лесков. «Левша». Своеобразие жанра 1. Жанр сказа. 2. Легенда тульского оружейника. 3. Левша и русский народ. В левше я имел мысль вывести не одного человека… там, где стоит «левша», надо читать «русский народ». Н. С. Лесков Как определяет толковый словарь, сказ — это двухголосое повествование, стилизованное под устный монолог рассказчика, жанр устной прозы не сказочного характера. Это не рассказ […]...
- Обличение недотепства в пьесе Чехова «Вишневый сад» Каждая пьеса Чехова — это всегда произведение совершенно неповторимое, оригинальное. Читая любую из них, будь то «Чайка» или «Три сестры», «Дядя Ваня» или «Вишневый сад», мы сразу ощущаем атмосферу, в которой живут, страдают, любят герои. «Вишневый сад» — это пьеса о родине, о мнимых, настоящих хозяевах России, о близком превращении всей страны в прекрасный вишневый […]...
- «Мертвые души» Н. В. Гоголя. Смысл названия и своеобразие жанра 1. Особенности художественной манеры Гоголя. 2. Смысл названия произведения. 3. «Поэма» о мертвых душах как особый жанр. 4. Преемственность творчества писателя. Питая ненавистью грудь, Уста вооружив сатирой Проходит он тернистый путь С своей карающею лирой… …Со всех сторон его клянут, И только труп его увидя, Как много сделал он, поймут И как любил он, ненавидя. […]...
- Своеобразие жанра поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души» Хотя понятие жанра непрерывно изменяется и усложняется, под жанром можно понимать исторически складывающийся тип литературного произведения, которому присущи определенные черты. Уже по этим чертам нам во многом становится ясна основ-ная мысль произведения, и мы примерно угадываем его содержа-ние: от определения «роман» мы ждем описания жизни героев от начала до конца, от комедии — динамичного действия […]...
- Своеобразие сюжета драматургии А. П. Чехова Драматургия Чехова строилась с учетом достижений прежде всего русской литературы, в частности драматических произведений И. С. Тургенева и А. Н. Островского. Вместе с тем пьесы Чехова — шаг вперед в мировом искусстве. Он начинает новый этап в развитии драматургии, обогащая опыт своих великих предшественников новыми достижениями, углубляя и расширяя возможности изображения жизни. Художественные открытия Чехова, […]...
- Японская классическая поэзия. Художественное своеобразие жанра танка Цель: познакомить учащихся с новым жанром мировой литературы; формировать ассоциативное и образное мышление, а также навыки восприятия метафорического языка произведений; воспитывать художественный вкус. Танка = Исследователи не пришли к единому мнению: изменяемое ли это слово. Оборудование: список устойчивых метафор, характерных для японской литературы (см. В ходе урока); перечень особенностей японских стихотворений (до определенного этапа урока […]...
- Мифология сада в последней комедии Чехова 1 Бунин, трепетно относившийся к Чехову как личности и признававший особенную «органичность» творений Чехова-прозаика, не любил чеховских пьес. Свои позднейшие «Воспоминания» (1950) он открыл иронической «заметкой», в которой доказывал бытовую несостоятельность последней чеховской комедии. «…Чехов, имевший весьма малое представление о дворянах-помещиках, о дворянских усадьбах, о их садах, но еще и теперь чуть не всех поголовно […]...
- Вина героев в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад» «Вишневый сад» Антон Павлович Чехов — великий русский писатель и драматург, чьи пьесы неизменно вызывают восхищение у зрителей во всем мире. Своеобразие пьес Чехова в новом соотношении между внешним и внутренним действием. Внешнее действие чеховских пьес буднично, обыденно, наполнено мелочами повседневного быта. Однако значение всего, что происходит на сцене, раскрывается в глубине, во внутреннем, как […]...
- Образ Лопахина в пьесе Чехова Лопахин — умный, энергичный делец новой формации. Лопахин — купец, промышленник, вышедший из рядов крепостного крестьянства. Огромная энергия, предприимчивость, широкий размах работы — все это выделяет Лопахина на фоне тех нежизненных настроений, которыми живет дворянская группа. Лопахин правильно разбирается в положении владельцев вишневого сада и дает им практический совет. Совет этот кажется Гаеву «хамством», непониманием […]...
- О пьесе «Три сестры» А. П. Чехова Пьеса была написана Чеховым специально для Московского Художественного театра. Этот замечательный театр возник в 1898 г. Его основали К. С. Станиславский и В. И. Немирович-Данченко. Театр открылся постановкой трагедии А. К. Толстого «Царь Федор Иоаннович», но утвердил свое право на существование блестящим спектаклем по Чехову «Чайка». С тех пор тесные и дружеские связи укрепились у […]...