Своеобразие конфликта и проблемы жанра в пьесе “Вишневый сад”

1903 год. У порога новый век – век нефти, пара и электричества, век больших скоростей и торжества человеческой мысли. Нарушено привычно-размеренное, неспешное течение жизни в России, общество волнуется и кипит, как большая река в половодье, идет переоценка веками утвержденных ценностей.

Вместе с тем недовольство, спрятанное в восьмидесятых годах под скорлупой внешнего благополучия, начинает проситься наружу, затрагивая при этом все слои русского общества. “Век шествует путем своим железным, в сердцах корысть, и вечная мечта час от часу

насущным и полезным отчетливей, бесстыдней занята”,- писал поэт Баратынский, глядя в будущее. Он сумел предвидеть, что утрата старого жизненного уклада повлечет за собой и утрату многих духовных ценностей. Эти проблемы и решает в своем творчестве А. Н. Чехов.

С особой остротой писатель ставит их в своей пьесе “Вишневы” сад”, которую по праву называют творческим завещанием Чехова.
Сам Чехов подчеркивал, что “Вишневый сад” является комедией, причем считал пьесу загубленной (“Сгубил мне пьесу Станиславский”), если актеры видели в ней драму.
Глубоким сочувствием проникнуто отношение

автора к Раневской, Гаеву, но оба они по-настоящему комичны: Раневская смешна своей беспечностью, оправдывающей себя безнравственностью (вспомним случай с телеграммами из Парижа), безалаберностью; Гаев – своим инфантилизмом (Фирс до сих пор указывает ему, “какие брючки надеть”, и чистит его щеточкой), неумение что-либо делать самостоятельно, выспренными речами перед половыми и лакеями. Петя Трофимов считает себя идущим “в первых рядах” борцов за счастье и справедливость, а сам вот уже десять лет не может окончить университет, падает, с лестницы и ходит в рваных калошах.
В пьесе много и чисто комедийных персонажей: Епиходов, Симеонов-Пищик, Шарлотта; много комедийных ситуаций.
Таким образом, по жанру “Вишневый сад” можно отнести к лирической комедии, где смешное переплетается с грустным, комическое с трагическим, как и в реальной жизни.
Необычен и конфликт в пьесе. Тема “родового гнезда” освещена в ней по-новому. Основное событие пьесы – покупка вишневого сада бывшим крепостным – лишено той остроты, какую оно бы приобрело в романах прежнего времени.

Лопахин – буржуа, купец, лишен зависти и ненависти по отношению к недавним “хозяевам жизни”, лишен характерной для купцов в литературе XIX вежа (вспомним того же Островского) агрессивности, скупости, ярко выраженной жажды наживы. Покупка имения, “прекрасней которого нет на свете”, не радует его. Напротив, Лопахин, видя плачущую Раневскую, расстроенных Гаева, Аню, Варю, призносит свою знаменитую фразу: “Поскорей, поскорей бы изменилась как-нибудь наша нескладная, несчастливая жизнь”, и не потеря имения, ни разорение так печалят Любовь Андреевну, потому что ведь был же ей предложен прекрасный экономический проект спасения ее сада.

Истоки конфликта в пьесе лежат гораздо глубже.
Всех героев “Вишневого сада” угнетает временность всего сущего, бренность бытия. В их жизни, да и в жизни современной им России, “порвалась дней связующая нить”, разрушено старое, а новое еще не создано, и неизвестно, будет ли создано хоть когда-нибудь. А Гаев, Раневская, Лопахин – все они плоть от плоти того прекрасного мира, унесенного ветром перемен”. Они уже не молоды, чтобы начинать жизнь сначала, их характер и мировоззрение уже сформированы (“Я – человек восьмидесятых”,- говорит про себя Гаев), поэтому они бессознательно хватаются за прошлое, не понимая того, что его уже нет.

Они оста-лись за бортом новой, стремительно летящей вперед жизни.
Отсюда ощущение одиночества в этом мире, нескладности бытия. Одиноки и несчастны в этой жизни не только Раневская, Гаев, Лопахин. Воплощенное одиночество – Шарлотта, а Епиходов – воплощение несчастья.

Все герои пьесы замкнуты в самих себе, они настолько поглощены своими проблемами, что не слышат, не замечают других. Все они больны эгоизмом, равнодушием. (Вспомним, как в ответ на рассказ Дуняши о том, что Епиходов сделал ей предложение, Аня говорит: “А я растеряла все свои шпильки”.) В этом смысле символична глухота Фирса.
Раневская уже так привыкла страдать, что она ждет несчастий отовсюду, боится всего: звука лопнувшей струны, стука топора но дереву, случайного прохожего. (“Я так и жду, что над нами обвалится Дом“.) То же относится и к Лопахнну, и к Шарлотте, и к Пете Трофимову.
Все герои возбуждены, нервы у всех натянуты до предела, все живут в атмосфере тревоги, неизвестности, страха перед будущим. Но тем не менее в сердцах всех живет надежда. Сломленные и одинокие, герои Чехова не утратили своей красоты, в том числе и красоты внутренней. Все по-разному отвечают на вопрос,
Поставленный перед ними будущим. Кто-то возвращается к прошлой распутной жизни (Раневская), кто-то умирает (забытый Фирс), кто-то меняет свою нынешнюю жизнь на еще более неустроенную (Варя, Шарлотта), кто-то доверчиво идет за своим кумиром (Аня). Петя Трофимов верит в новую, прекрасную жизнь, на пути к которой “он в первых рядах”, по его словам. Но какое оно, это будущее?

Этот вопрос Чехов оставляет открытым.
Стремление к высшей правде объединяет лучших героев Чехова. Нравственные идеалы Раневской, Лопахина, Пети Трофимова несут в себе заряд духовности, так необходимой в новый, жестокий век. И эта вера в торжество добра, любви и справедливости ставит А. П. Чехова в один ряд с великими гуманистами: Пушкиным, Толстым, Достоевским.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Своеобразие конфликта и проблемы жанра в пьесе “Вишневый сад”