ДЯДЯ ВАНЯ

А. П. ЧЕХОВ

ДЯДЯ ВАНЯ

Сцены из деревенской жизни в четырех действиях

Действие первое

Действие происходит в усадьбе отставного профессора Серебрякова. Доктор Астров рассказывает няньке Марине о трудностях его работы: масса больных, эпидемии, антисанитария в крестьянских избах, ужас смерти. Войницкий (дядя Ваня), брат первой жены профессора, жалуется, что с тех пор, как в имение приехали профессор Серебряков и его вторая жена Елена Андреевна, вся жизнь в доме “выбилась из колеи”.

Дядя Ваня критикует профессора за эгоизм,

за постоянные жалобы, за то, что тот двадцать пять лет пишет об искусстве, ничего в этом не понимая. Астров болеет за судьбу русского леса, который бессмысленно вырубают. Сам он находит время спасать крестьянские леса от порубки и насаждать молодые деревья. Это настоящий подвижник.

Он очень симпатичен Соне, дочке профессора от первого брака, которая живет в усадьбе и вместе с дядей Ваней ведет хозяйство.

Войницкий высказывает свои чувства Елене Андреевне, та отмахивается от него.

Действие второе

Серебряков постоянно брюзжит и жалуется то на подагру, то на ревматизм. Он заставляет всех за собой

ухаживать. Дядя Ваня понимает, как мелочен и пуст профессор, которого когда-то он так обожал. Всю жизнь Соня и Войницкий работали на Серебрякова, выжимая из имения последние соки, торгуя постным маслом, горохом, творогом.

Они сами недоедали, только чтобы посылать профессору деньги. Теперь Войницкий чувствует себя обманутым, а жизнь свою – лишенной смысла. Доктор Астров пьян. Соня умоляет его не давать пить дяде Ване.

Астров бранит “нашу русскую жизнь”. Он говорит о мачехе Сони, что она прекрасна (“В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли”), но ведет совершенно паразитический образ жизни. Красота Елены Андреевны влечет к ней Астрова.

Соня старается не сердиться на мачеху и рассказывает Елене Андреевне о своей любви к Астрову.

Действие третье

Соня называет мачеху колдуньей – та заразила всех своей праздностью: все обленились. Дядя Ваня ходит за ней, как тень; доктор бросил свои леса и медицину. Соня жалуется Елене Андреевне, что доктор не замечает ее чувств.

Мачеха предлагает поговорить с доктором. Астров показывает Елене Андреевне свою карту, где регистрируется, как беднеет флора и фауна края. Истребление леса, вырождение народа его волнует и сердит.

Женщину же занимают совсем другие мысли, она пытается выведать у доктора о его чувствах к Соне. Доктор же называет Елену хищницей, ведь она не может не догадываться, что Астров ездит в дом вовсе не ради Сони. Он обнимает женщину, целует ее волосы, назначает ей свидание в лесничестве.

Эту сцену видит дядя Ваня. Он смущен и испуган. Елена Андреевна хочет уехать.

Серебряков собирает всех и объявляет о своем решении продать имение, а деньги вложить в ценные бумаги, которые дадут им с женой средства жить в городе. О том, где и как будут жить Соня и Войницкий, он не подумал. А ведь имение принадлежит Соне!

Оно перешло ей в наследство от покойной матери. Дядя Ваня объявляет Серебрякову, что тот погубил его жизнь – ему сорок семь лет, а он не жил! Не жил! Только работал на неблагодарного и самодовольного человека.

Разгорается скандал. Дядя Ваня с нелепым возгласом “Бац!” стреляет в профессора из револьвера, но промахивается.

Действие четвертое

Астров и дядя Ваня беседуют о безнадежности своей жизни. Серебряков с женой собираются уезжать в Харьков. Все остается по-старому.

Соня и Войницкий проверяют запущенные счета. Соня мечтает о лучшей жизни: “Мы отдохнем! Мы услышим ангелов, мы увидим все небо в алмазах… Мы отдохнем!”


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (2 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

ДЯДЯ ВАНЯ