Позднее и горькое прозрение
Судя по названию пьесы, в центре внимания автора находится судьба дяди Вани. Переоценивая свой жизненный путь, он переживает духовный кризис. Теперь дядя Ваня понимает, что вся жизнь его, отданная на служение профессору Серебрякову, была ошибкой. “Я гордился им и его наукой, – в отчаянии восклицает Войницкий, – я жил, я дышал им!
Все, что он писал и изрекал, казалось мне гениальным… Боже, а теперь? Вот он в отставке, и теперь виден весь итог его жизни: после него не останется ни одной страницы труда, он совершенно неизвестен, он ничто?
И я обманут… – вижу, – глупо обманут…” “Ты погубил мою жизнь! – кричит дядя Ваня Серебрякову. – Я не жил, не жил! По твоей милости я истребил, уничтожил лучшие годы своей жизни! Ты мой злейший враг!”
В том-то и трагедия дяди Вани, что в своих несчастьях, в своей неудавшейся жизни он винит только внешние обстоятельства, винит, главным образом, Серебрякова. “Я обманут…” Не справедливее ли сказать, что он обманулся сам, что он сам содействовал превращению талантливого юноши в того брюзгливого, невыносимого в общении человека, который предстает перед нами с первого
Но дядя Ваня об этом не думает. Понимание, что жизнь прожита напрасно, наступает для него слишком поздно: “Я ночи не сплю с досады, – жалуется он, – что так глупо проворонил время, когда мог бы иметь все, в чем отказывает мне теперь моя старость!”
Размышляя о дяде Ване и о себе, доктор Астров ставит безнадежный диагноз: жизнь прожита “так глупо и так безвкусно…”. Что же, винить в этом только старого профессора?
- Позднее и горькое прозрение (о пьесе “Дядя Ваня” А. П. Чехова) Судя по названию пьесы, в центре внимания автора находится судьба дяди Вани. Переоценивая свой жизненный путь, он переживает духовный кризис. Теперь дядя Ваня понимает, что вся жизнь его, отданная на служение профессору Серебрякову, была ошибкой. “Я гордился им и его наукой, – в отчаянии восклицает Войницкий, – я жил, я дышал им! Все, что он […]...
- Жизнь, принесенная в жертву идолу После двадцатипятилетней службы профессор Серебряков вышел в отставку и поселился в имении, которое принадлежит его дочери от первого брака – Соне. Соня вместе со своим дядей Ваней, убежденные в исключительном таланте Серебрякова, верой и правдой ведут хозяйство, высылая все доходы, которые дает имение, знаменитому профессору. “Вспомни, – говорит Соня отцу, – когда ты был помоложе, […]...
- Драмы души (Позднее творчество Л. Н. Толстого) Если бы можно было писать, как Толстой, и заставить весь мир прислушаться! Т. Драйзер К концу 70-х – началу 80-х годов XIX века в мировоззрении Толстого наступил перелом, подготовленный всем ходом исторического развития пореформенной России. В это время Толстой окончательно порывает со своим классом и переходит на позиции патриархального крестьянства. На идейное содержание его произведений […]...
- Незнакомый Тургенев (позднее творчество писателя) Тургенев вошел в историю не только русской, но и мировой литературы как непревзойденный психолог и художник слова. Писатель известен прежде всего как автор бессмертных романов “Отцы и дети”, “Дворянское гнездо”, “Рудин” и другие. Мало кому известны его стихи в прозе, полные лиризма и глубоких раздумий над жизнью, другие прозаические произведения. Определяя главную особенность своего творческого […]...
- Внутренняя борьба Жульена Сореля и его прозрение Молодой и честолюбивый Жульен Сорель стремится сделать карьеру в жестоком, вражеском обществе. Для достижения этой цели у него нет никаких средств и возможностей, кроме лицемерия, “искусством” которого он вынужден овладевать, чтобы приспособиться к ненавистной среде. Постоянно ощущая себя в окружении врагов, Жульен пристально контролирует каждый свой шаг, все время действует и говорит вопреки своим убеждениям […]...
- Внутренняя борьба главного героя и его прозрение Молодой и честолюбивый Жюльен Сорель стремится сделать карьеру в жестоком, враждебном обществе. Для достижения этой цели у него нет никаких средств и возможностей, кроме лицемерия, “искусство” которого он вынужден осваивать, чтобы приспособиться к ненавистной среде. Постоянно чувствуя себя в окружении врагов, Жульен пристально контролирует каждый свой шаг, все время действует и говорит вопреки своим убеждениям […]...
- Горестное прозрение народа (По произведениям Андрея Платонова) В течение последних нескольких лет одно за другим были опубликованы произведения крупного советского писателя Платонова (1899-1951), ранее широкому читателю не известные. Имя Андрея Платонова возвратилось в литературный обиход нашего времени, пройдя через колоссальный перепад оценок творчества писателя: от “юродиво-вредного явления”, как критика определяла его при жизни, до выдающегося мастера, по мнению сегодняшнего литературоведения. Художник редкой […]...
- Нравственное прозрение Дмитрия Нехлюдова (по роману Л. Н. Толстого “Воскресение”) Роман “Воскресение”, начатый еще в 1889 году, Л. Н. Толстой писал очень медленно, с большими остановками, и лишь с 1898 года работа над ним пошла достаточно интенсивно, В основу сюжета лег случай, рассказанный Толстому знаменитым юристом А, Ф. Кони, гостившим в Ясной Поляне в июне 1887-го. Тема возрождения, пробуждения к новой, настоящей жизни, пробуждения не […]...
- Герой “сцен из деревенской жизни” А. П. Чехова “Дядя Ваня” Иван Петрович Войницкий, “изящный, культурный человек”. Когда-то ради сестры, ныне покойной, Дядя Ваня отказался от своей доли наследства, затем на заработанные тяжелым однообразным трудом средства выкупил имение, расплатился с долгами и всю свою дальнейшую жизнь посвятил служению мужу сестры – светилу науки, профессору Серебрякову. С выходом профессора в отставку и приездом его в деревню жизнь […]...
- ДЯДЯ ВАНЯ А. П. ЧЕХОВ ДЯДЯ ВАНЯ Сцены из деревенской жизни в четырех действиях Действие первое Действие происходит в усадьбе отставного профессора Серебрякова. Доктор Астров рассказывает няньке Марине о трудностях его работы: масса больных, эпидемии, антисанитария в крестьянских избах, ужас смерти. Войницкий (дядя Ваня), брат первой жены профессора, жалуется, что с тех пор, как в имение приехали […]...
- Краткое содержание “Дядя Ваня” Чехова А. П Сцены из деревенской жизни в четырех действиях Действие первое Действие происходит в усадьбе отставного профессора Серебрякова. Доктор Астров рассказывает няньке Марине о трудностях его работы: масса больных, эпидемии, антисанитария в крестьянских избах, ужас смерти. Войницкий (дядя Ваня), брат первой жены профессора, жалуется, что с тех пор, как в имение приехали профессор Серебряков и его вторая […]...
- Значение эпилога в пьесе “Дядя Ваня” А. П. Чехова В пьесе Чехова “Дядя Ваня” используется кольцевая композиция: окончание произведения как бы возвращает нас к его началу. Напомним авторскую ремарку в конце первого действия: “Телегин бьет по струнам и играет польку; Мария Васильевна что-то записывает на полях брошюры”. А вот как заканчивается последнее, четвертое действие: “Телегин тихо наигрывает; Мария Васильевна пишет на полях брошюры; Марина […]...
- ОСНОВНОЙ КОНФЛИКТ В ПЬЕСЕ А. П. ЧЕХОВА “ДЯДЯ ВАНЯ” ОСНОВНОЙ КОНФЛИКТ В ПЬЕСЕ А. П. ЧЕХОВА “ДЯДЯ ВАНЯ” Особенность героев Чехова-драматурга в том, что все они – обычные люди. Ни один из них не может претендовать на звание героя своего времени. У каждого из них есть свои слабости, и каждый из них в той или иной степени погружен в рутину повседневной жизни. Почти все […]...
- Кто такой профессор Серебряков? В пьесе Серебряков нарисован, казалось бы, без какого бы то ни было сочувствия. Достаточно вспомнить его первое появление на сцене. Дядя Ваня с иронией говорит: “Жарко, душно, а наш великий ученый в пальто, в калошах, с зонтиком и в перчатках”. Это очень напоминает учителя греческого языка Беликова из рассказа “Человек в футляре”. Однако для Чехова […]...
- Своеобразие жанра (о пьесе “Дядя Ваня” А. П. Чехова) Чехов обычно четко определял жанры своих драматических произведений. Так, например, “Иванов” и “Три сестры” он обозначил, как драмы, “Чайку” и “Вишневый сад” назвал комедиями (другое дело, что в данном случае возникают свои сложности, но речь сейчас не об этом). А “Дядя Ваня” имеет такой подзаголовок: “Сцены из деревенской жизни в четырех действиях”. Не драма, не […]...
- Истинная интеллигентность и мещанство под маской учености в пьесе А. П. Чехова “Дядя Ваня” “Драматургия Чехова, – писал А. Арбузов, – это грань, с которой начинается совершенно новая страница театра”. И действительно, Чехов совершенно отказался от построения пьес на прямых столкновениях между персонажами, от борьбы, ведущей одних к поражению, других к победе. Этим он нарушил все существовавшие на то время каноны драматургии. Вместо отображения внешних конфликтов, писатель погружается во […]...
- Система образов в пьесе Чехова “Дядя Ваня” Открытая в “Чайке” новая лирико-эпическая структура драматического произведения была вскоре применена Чеховым в его другой пьесе – “Дядя Ваня”, которую он обозначил просто “сценами из деревенской жизни”, выведя за пределы жанровых границ. Здесь еще более решительно, чем прежде, он стал строить драму не на событиях, не на борьбе противоположно “заряженных” воль, не на движении к […]...
- Анализ драмы “Дядя Ваня” В 1899 году в Ялту долетает сообщение о триумфе драмы “Дядя Ваня”. Она выросла из ранней пьесы “Леший” и обогатилась “результатом наблюдений и изучения жизни” самого автора. В сценах из деревенской жизни Чехов находит художественные возможности широко охватить российскую действительность, раскрыть особенности духовной жизни интеллигенции. Удается это сделать, прежде всего, благодаря выбору действующих лиц. Помещик […]...
- Анализ рассказа И. А. Бунина “Цифры” Жанр произведения – психологический рассказ. Герои – мальчик, дядя, мама, бабушка. Завязка – мальчик упрашивает дядю показать ему цифры и доставить небольшие детские радости. Кульминация – дядя резко обрывает мальчика, вызвав его бурные слезы. Развязка – ребенок учится писать цифры. Это рассказ о взаимоотношениях ребенка и взрослого, построенный на изложении отдельных моментов ссоры. О непонимании […]...
- Проблема нравственного выбора И. А. Бунин пишет свои произведения в первой половине двадцатого века в сложное для России переломное время. В начале века происходит переосмысление многих жизненных ценностей, меняются ориентиры, но творчество писателя всегда современно, так как в своих прозаических произведениях Иван Алексеевич поднимает вечные проблемы: гуманизма, нравственности, долга и совести. Сюжет рассказа И. А. Бунина “Цифры” основан […]...
- Придумать сказку про вежливость и воспитание Не в сказке, а в обычном городе жил мальчик, звали его Ваня. Весело жилось мальчику. Одного он не очень любил – когда взрослые его воспитывали. – Хороший мальчик всегда здоровается, не вмешивается в разговор взрослых, моет руки перед едой, говорит спасибо, – постоянно напоминала Ване мама. Много всяких полезных замечаний делал и папа: надо быть […]...
- ЧТО Я ДУМАЮ О А. П. ЧЕХОВЕ Он мог стать знаменитым врачом, но не стал. С медициной романа не получилось. Юрист тоже из него не вышел. В раздумье и безденежье он начал писать о том, что за- мечал или слышал, и помещать в “Листках” и иллюстрированных журнальчиках. Так стал литератором. А публика, по- чтенная публика полюбила “Антошу Чехон- те” – молодого человека […]...
- Аквариум (художественное описание) (1) Первый раз я увидела аквариум, когда мы были в гостях у дяди Саши. Это был огромный волшебный мир, который светился каким-то невероятным светом. Я подошла к нему поближе и затаив дыхание стала наблюдать за его обитателями. Рыбок было очень много. У каждой был свой неповторимый наряд и своя особая жизнь в этом водном царстве. Небольшие […]...
- Прошу вас сочинение! По рассказу николая носова три охотника! Можете с инета списать! Только напишите. Дам 15 пунктов Жили-были три веселых охотника: дядя Ваня, дядя Федя да дядя Кузьма. Вот пошли они в лес. Ходили, ходили, много разных зверушек видели, но никого не убили. И решили устроить привал: отдохнуть, значит. Уселись на зеленой лужайке и стали рассказывать друг другу разные интересные случаи. Первым рассказал охотник дядя Ваня. – Вот послушайте,- сказал он.- Давно […]...
- Кто такой профессор Серебряков? (о пьесе “Дядя Ваня” А. П. Чехова) В пьесе Серебряков нарисован, казалось бы, без какого бы то ни было сочувствия. Достаточно вспомнить его первое появление на сцене. Дядя Ваня с иронией говорит: “Жарко, душно, а наш великий ученый в пальто, в калошах, с зонтиком и в перчатках”. Это очень напоминает учителя греческого языка Беликова из рассказа “Человек в футляре”. Однако для Чехова […]...
- Сочинение на тему: Расскажите о произведениях Бунина, которые были уже прочитаны вами Уже прочитаны такие рассказы И. А. Бунина: “Косцы”, “Лапти”, “В деревне”, “Цифры”. Рассказ “Косцы” – воспоминания человека, покинувшего родину. Герой вспоминает о березах, о русской природе, о косцах. Это произведение было непросто читать: в нем нет яркого сюжета, описания очень красивые, но воспринимать их очень непросто. Рассказ “Цифры” о взаимоотношениях взрослых и детей. Мальчик и […]...
- Самоотверженность тружеников и паразитизм духовно нищего человека В своем творчестве Антон Павлович Чехов неоднократно изображал людей-тружеников, создателей материальных и духовных ценностей, с одной стороны, и тех, кто паразитируют на них, духовно опустошенных прожигателей жизни – с другой. Этой же теме посвящена и его пьеса “Дядя Ваня”, имеющая подзаголовок: “Сцены из деревенской жизни”. Действие пьесы происходит, очевидно, на Харьковщине, в родовом имении, которое […]...
- Сочинение Утверждение идеала духовности в образе дяди Льва (по произведению Леси Украинки “Лесная песня”) -15 Давали деньги – талеры битые, людям очень милы, но дядя Лев клялся на жизнь, что дуб он вовек не даст рубить. Тогда же и я на бороду клялся, что дядя Лев и вся его родня вовек безопасны будут этому лесу. За уважение к природе, ее законов дяди Льва уважает Лесовик, любит Нимфа. В хозяйстве […]...
- Бунин, Анализ произведения Цифры, План Анализ произведения Жанр произведения – психологический рассказ. Герои – мальчик, дядя, мама, бабушка. Завязка – мальчик упрашивает дядю показать ему цифры и доставить небольшие детские радости. Кульминация – дядя резко обрывает мальчика, вызвав его бурные слезы. Развязка – ребенок учится писать цифры. Это рассказ о взаимоотношениях ребенка и взрослого, построенный на изложении отдельных моментов ссоры. […]...
- Однажды летом… (сочинение-рассказ) Однажды летом я гостил у своего дяди лесника. Он уходил рано, возвращался поздно. На мои вопросы, что он делает целый день в лесу, дядя отвечал: “Работы хватает и летом и зимой, Охраняю лес от браконьеров, участвую в санитарных рубках засохших деревьев, ухаживаю за молодыми деревцами. Да мало ли работы и лесу!” Однажды дядя возвратился домой […]...
- Образы крестьян. Трудовая народная Россия За страшным миром помещиков, чиновников и авантюристов-приобретателей – всех, кто живет “на счет… крестьянских оброков”, Гоголь видит трудовую, народную Россию. Значительное место в “Мертвых душах” занимают образы крепостных. Некоторые из них проходят через все произведение, о других автор упоминает лишь в связи с отдельными событиями и сценами. Юмористически обрисованы Петрушка и Селифан, дядя Митяй и […]...
- Что такое сильный человек Собрались Гринька и Федя на луг за щавелем, а Ваня решил пойти с ними (ЕГЭ по русскому) “Сила” – смысл этого слова каждым человеком расценивается по-разному. Кто-то сильного человека видит в горе мышц, рельефных широких плечах и торсе, накаченном до невозможности. Хотя существует иное значение понятия “сильный”, если рассматривать его с точки зрения силы духа. Многие знакомы с примерами успешных людей, достигших желаемого, несмотря на трудности. Они преодолевали любые преграды, и не […]...
- Сочинение на тему: ТАК РАБОТАЕТ ЛЕНТЯЙ! ТАК РАБОТАЕТ ЛЕНТЯЙ! Осенью ребята нашего класса дружно вышли работать на пришкольный участок. Стояла теплая осень. В саду, на клумбах золотистые листья! Нам надо было вскопать клумбу, собрать и вынести листья. Настроение было веселое, и все принялись работать. А вот наш Ваня… Нет, он тоже работал: бегал, бросал листья, дразнил девочек, а лопатой еле-еле шевелил. […]...
- Список литературы для 11-го класса 1. Л. Н Толстой. “Война и мир”, “Анна Каренина”. 2. Ф. М. Достоевский. “Преступление и наказание”. 3.А. П. Чехов. “Ионыч”, “Человек в футляре”, “Анна на шее”. Пьесы: “Дядя Ваня” “Вишневый сад”. 4. Уолт Уитмен. “Листья травы”. 5. Поль Верлен. “Закаты”. 6. Оскар Уайльд. “Портрет Дориана Грея”. 7. И. А. Бунин.”Легкое дыхание”, “Чистый понедельник” и др. […]...
- Взаимоотношения детей и взрослых (по рассказу И. А. Бунина “Цифры”) (3) Рассказ Бунина “Цифры” написан в форме исповеди взрослого человека маленькому мальчику. Вот о чем идет в рассказе речь. Дядя, поссорившись со своим горячо любимым племянником Женей, пытается объяснить мотивы своего поведения по отношению к малышу. Ссора произошла вроде бы из-за пустяка. Дядя, приехав в гости к племяннику, пообещал ему купить в подарок пенал, книжки, цветные […]...
- Над чем заставляет задуматься и. Бунин в рассказе цифры? Очень надо помогите! Бунин “Цифры” – сочинение “Взаимоотношения детей и взрослых (по рассказу И. А. Бунина “Цифры”) . Рассказ Бунина “Цифры” написан в форме исповеди взрослого человека маленькому мальчику. Вот о чем идет в рассказе речь. Дядя, поссорившись со своим горячо любимым племянником Женей, пытается объяснить мотивы своего поведения по отношению к малышу. Ссора произошла вроде бы из-за […]...
- Основная проблематика драмы А. П. Чехов “Дядя Ваня” 1. Пьеса “Дядя Ваня” как продолжение и усугубление темы. 2. Новый тип драмы. 3. Тема мещанства и пошлости в драме. 4. Мечта Чехова о внутреннем освобождении личности. В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли. Она прекрасна, спора нет, но… ведь она только ест, спит, гуляет, чарует всех нас […]...
- “На золотом крыльце сидели” Т. Н. Толстой краткое содержание Детство кажется рассказчице огромным садом без конца и края. Она проводит его на даче с друзьями, такими же детьми, как и она. Соседи видятся девочке персонажами детской считалочки “На золотом крыльце сидели…”. Четыре дачи стоят без оград, а пятая – это “собственный дом”. Рассказчица мечтает посмотреть, что там, внутри, но хозяйка дома, огромная белая красавица […]...
- Драматургия Чехова А. П Пьесы А. П. Чехова “Дядя Ваня”, “Три сестры”, “Вишневый сад” впервые были поставлены еще при жизни драматурга на сцене Московского Художественного театра. Они не только принесли известность их автору, но и прославили сам театр и его режиссеров – Владимира Немировича-Данченко и Константина Станиславского. Сегодня невозможно представить драматургию Чехова без МХТ, как и знаменитый во всем […]...
- Два брата (сказка) Жили-были два веселых брата по имени Ваня и Коля. Эти два брата очень любили книги и ежедневно посещали библиотеку. Однажды при чтении одной из книг Ваня нашел закладку. Он показал находку Коле. Братья стояли ошеломленные, когда узнали, что это карта чего-то неизвестного. Они начали следовать по указанному пути и на месте, где стоял крестик, нашли […]...