Вина героев в пьесе А. П. Чехова “Вишневый сад”



“Вишневый сад” Антон Павлович Чехов – великий русский писатель и драматург, чьи пьесы неизменно вызывают восхищение у зрителей во всем мире. Своеобразие пьес Чехова в новом соотношении между внешним и внутренним действием. Внешнее действие чеховских пьес буднично, обыденно, наполнено мелочами повседневного быта.

Однако значение всего, что происходит на сцене, раскрывается в глубине, во внутреннем, как бы скрытом действии. Лебединая песня Чехова, пьеса “Вишневый сад” была написана на закате жизни писателя, в 1904 году. Основной

конфликт пьесы заключается в вынужденной продаже родового имения, принадлежащего обедневшим дворянам.

Действие разворачивается в доме главной героини, Любови Андреевны Раневской. Чехов, являясь преемником Ивана Сергеевича Тургенева, также освещает в своей пьесе “Вишневый сад” проблему гибели дворянских гнезд. Основной темой его произведения является тема уходящего мира.

В пьесе три героя принадлежат к дворянскому сословию. Это Любовь Андреевна Раневская, ее брат Леонид Андреевич Гаев и помещик Борис Борисович Симеонов-Пищик. В этих образах представлена Россия прошлого, отживающего. В начале

пьесы Любовь Андреевна предстает перед нами по-детски радостной всему окружающему: родственникам, дому, саду: “Я не переживу этой радости…

Шкафчик мой родной… Столик мой”.

Она возвращается из Франции в ностальгическом, сентиментальном настроении. Вишневый сад дорог ей как воспоминание о молодости, благополучии, легкой и изящной жизни: “О мое детство, чистота моя!”, “глядела на сад…

Счастье просыпалось вместе со мною…весь, весь белый! О, сад мой!”. Все счастливое детство, юность и молодые годы Любови Андреевны протекали в этом имении, в этом саду.

Она выходит замуж по любви за присяжного поверенного, человека, не принадлежащего к дворянскому сословию. Потом в ее жизни чередой проходят несчастья: умирает от пьянства муж, семилетний сын Гриша тонет в реке.

Не выдержав испытаний судьбы, Любовь Андреевна уезжает в Париж, бросив и двух дочерей, и брата, и свое имение. Аня вспоминает об этом: “Мама не перенесла, ушла, ушла без оглядки… Как я ее понимаю… “. Если в начале произведения Раневская привлекает читателя своей открытостью, добротой, то в дальнейшем наше отношение к ней резко меняется.

Теперь перед нами равнодушная эгоистка, которой чужды проблемы ее родных.

В самом деле, уезжая в Париж, она не задумывалась над судьбой своих дочерей, хотя Ане было только 12 лет. Находясь во Франции, она сорила деньгами, не понимая того, что в ее имении еле сводят концы с концами и “дома людям есть нечего”. С другой стороны смысл ее жизни – любовь, именно поэтому Чехов дает ей это имя. Оставив родных, она едет в Париж, к своему любовнику, “мелкому негодяю, ничтожеству”, которого интересуют только деньги, и когда они закончатся, он бросит Раневскую, и она останется в одиночестве.

Гаев, брат Раневской, в сущности такой же эгоист, как и сестра. Оставшись на пять лет хозяином в доме, он не только не приумножил состояние семьи, но и довел имение до полного разорения.

Самое страшное то, что он абсолютно не понимал этого. Гаев радостно встречает сестру после возвращения из Парижа и, пытаясь быть во всем на нее похожим, в глазах читателя становится еще более смешным. В его пафосном обращении к шкафу больше трагического, чем комического, он обращается к нему, как к человеку: “Дорогой, многоуважаемый шкаф!”. Аня любит его, но, несмотря на это, иногда просит его “не говорить лишнего”: “Милый дядя, тебе надо молчать, только молчать”.

Гаев – это карикатурный образ дворянина в пьесе. Его постоянные реплики с бильярдными терминами, вопрос “Кого?” и слухи, что он “состояние проел на леденцах” вызывают у читателя смех.

За всеми его красивыми фразами стоит внутренняя пустота, которую он пытается закрыть. Чехов сознательно занижает образ Гаева, чтобы создать впечатление его несамостоятельности и безответственности.

Гаев и Раневская одинаково отрицательно относятся к предложению Лопахина вырубить сад: “Извините, какая чепуха”, “Милый мой, простите, вы ничего не понимаете”, но их можно понять, потому что они выросли, наслаждаясь красотой этого сада. С другой стороны, они уже должны понимать, что вишневый сад на их ответственности и то, что Лопахин предлагает решительные меры к спасению семьи и имения. Беда Раневской и Гаева как хозяев сада в том, что они не привыкли к ответственности, а то, что они не понимают этого – их вина.

Горький так говорит о них: “Эгоистичны, как дети, и дряблые, как старики.

Они опоздали вовремя умереть и ноют, ничего не видя вокруг себя, ничего не понимают”. Не менее интересен нам еще один персонаж пьесы – Борис Борисович Симеонов-Пищик. На протяжении всего повествования проявляются его комические черты: он съел целую ладонь пилюль, “на святой полведра огурцов скушал”. Если Раневская мечтает лишь о Париже, а Гаев говорит только о бильярде и ни тот, ни другой не думают об улучшении благосостояния семьи, то Симеонов-Пищик занят именно этой проблемой.

Для него главная ценность в жизни – это деньги, он уверен, что за них все покупается и продается. Пищик все время пытается выпросить их в долг, хотя, вероятно, сам не знает, как будет его возвращать.

Симеонов-Пищик настолько же несамостоятелен, как и Раневская с Гаевым, сам он не имеет представления о том, как зарабатываются деньги, ему просто повезло: по его земле прошла железная дорога, англичане нашли на его участке белую глину. Все представители дворянского сословия показаны Чеховым в пьесе неспособными к самостоятельному существованию. Гаев, клявшийся своей честью не допустить потери сада, в итоге ничего не смог сделать, Раневская вообще равнодушно отнеслась к продаже.

В конце произведения мы видим, что для Гаева и Раневской особой трагедии в продаже вишневого сада нет.

Леонид Андреевич отправляется на службу в банк, хотя мы не уверены, что он надолго там останется: “Где тебе! Сиди уж…”, а Любовь Андреевна уезжает в Париж к своей нелепой “любви”. Дворяне не знают, что такое труд, живут в мире воспоминаний и иллюзий.

Петя Трофимов говорит: “Громадное большинство той интеллигенции, которую я знаю…к труду пока не способно”. Чехов доказывает, что только люди, посвятившие себя труду, имеют право на счастье, а потому дворянство неизбежно уходит в прошлое.

Здесь мы подходим к символике “Вишневого сада”. Если Епиходов – собирательный образ, символ поступков каждого персонажа, то общий символ пьесы – уходящая в прошлое, ломающаяся жизнь и неспособность людей изменить это. Потому так символична комната, которая “до сих пор называется детскою”. Символичны даже некоторые персонажи, Шарлотта, например, которая не знает своего прошлого и боится будущего, символична среди людей, теряющих свое место в жизни.

Люди не в силах переломить ее ход в свою пользу, даже в мелочах. В этом и заключается основной пафос пьесы: конфликт между героями и жизнью, разбивающей их планы, ломающей их судьбы.

Но в событиях, которые происходят на глазах у зрителей, это не выражено в борьбе против какого-либо злоумышленника, поставившего себе целью погубить обитателей имения. Поэтому конфликт пьесы уходит в подтекст. Все попытки спасти имение оказались тщетными. В четвертый акт Чехов вводит звук топора, стучащего по дереву.

Вишневый сад, центральный образ пьесы, вырастает до всеобъемлющего символа, выражающего неизбежную гибель уходящей, распадающейся жизни. Все герои пьесы виноваты в этом, хотя все они искренни в своем стремлении к лучшему.

Но намерения и результаты расходятся, а горечь происходящего в состоянии подавить даже радостное чувство Лопахина, оказавшегося в борьбе, к победе в которой он не стремился. И лишь один Фирс остался до конца преданным той жизни, и именно поэтому он оказался забытым в заколоченном доме, несмотря на все заботы Раневской, Вари, Ани, Яши. Вина героев перед ним – это тоже символ всеобщей вины за гибель прекрасного, что было в уходящей жизни.

Словами Фирса пьеса заканчивается, а дальше слышен только звук лопнувшей струны да стук топора, вырубающего вишневый сад.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Вина героев в пьесе А. П. Чехова “Вишневый сад”