Обличение недотепства в пьесе Чехова “Вишневый сад”
Каждая пьеса Чехова – это всегда произведение совершенно неповторимое, оригинальное. Читая любую из них, будь то “Чайка” или “Три сестры”, “Дядя Ваня” или “Вишневый сад”, мы сразу ощущаем атмосферу, в которой живут, страдают, любят герои. “Вишневый сад” – это пьеса о родине, о мнимых, настоящих хозяевах России, о близком превращении всей страны в прекрасный вишневый сад.
Создавая эту замечательную пьесу, А. П. Чехов прежде всего представлял себе вишневый сад, весь в снегу белоснежных цветов, потом озеро, затем
Это “недотепы “, как говорит Фирс, старый слуга.
На первый взгляд может показаться странным, как можно назвать Раневскую, такую милую, добрую, умную женщину, “недотепой “. Что же такое “недотепство”, в чем оно выражается? Прежде всего это неприспособленность к
Раневская способна сказать о себе правду, иногда очень горькую, но изменить что-то в жизни, сделать лучше для себя и для всех, кого она так любит, она не способна. Любовь к родине, к дому, к саду – это умиленное созерцание, вздохи, ахи. Изза своего безволия она не может спасти любимый вишневый сад и уезжает в Париж, который покинула с такой радостью несколько месяцев назад.
Что с нею дальше будет, не известно ни нам, ни ей самой.
А вот перед нами Леонид Андреевич Гаев – “истинный аристократ “. Это человек без прошлого, без настоящего, без будущего. Это уже какая-то пародия на человека. Если у Раневской мы еще можем найти много хорошего, у нее всегда хватает чуткости и такта, то у Гаева не осталось ничего привлекательного. Ему, по сути дела, ничего особенно не дорого, у него нет никаких стремлений либо желаний.
Живя, по-видимому, уже несколько лет за счет Лопахина, он всегда найдет повод оскорбить его за мужицкое происхождение. Его ежедневная игра в бильярд с самим собой, его “философские” рассуждения по любому поводу – разве это не признаки морального упадка? Быть никому не нужным, кроме Фирса, и самому ни в ком не нуждаться – разве это н приговор самому себе, своей никчемности и младенчеству? Предать все, что, казалось бы, так дорого: сад, дом, верного Фирса – разве это не самое яркое “недотепство”?
А. П. Чехову потрясающе удалось показать какую-то внутреннюю связь господ со своими слугами. Ведь Фирс, Яша, Епиходов, Дуняша – это пародии на хозяев, это целая “галерея” карикатур. Яша – это типичный “холуй и хам”, это пародия на пародию. Его “ум”, “образованность”, “занятость” проявляются на каждом шагу.
Родную мать называет “необразованной женщиной”, себя же считает достойным жить только в Париже.
Вот Епиходов – самый яркий “недотепа”, с его вечными несчастьями, пустопорожними разговорами. Что же это за имение, где управляют Епиходовы, и каковы должны быть его господа? Вот, наконец, Фирс – старый преданный слуга, добровольно отдавший себя в рабство господам. Он отражает аристократические замашки Гаева.
Если Гаев – это Аристократ с большой буквы, то Фирс – это Слуга с большой буквы. Для него главное, чтобы все было по ритуалу: подает в белых перчатках, когда в доме и естьто нечего, беспрестанно беспокоится о драгоценном здоровье Гаева, когда тому уже, слава богу, за пятьдесят лет. Когда Фирса, никому не нужного, покидают в доме, он и не думает обижаться на господ, а только беспокоится, какое пальто надел Леонид Андреич, которого он, вероятно, видит последний раз. “Жизньто прошла, словно и не жил…
Эх-ты… недотепа!..” – говорит он о себе.
Вот так же точно прошла жизнь у всех “недотеп”: глупо, бессмысленно. Они уходят, ничего после себя не оставив, и мы провожаем их смехом, ибо они уходят в прошлое и никогда больше не вернутся. На смену им приходят новые люди, новые формы жизни. Прекрасное будущее – Россия, похожая на цветущий сад, уже не за горами.
И это гениально предсказывает в своей пьесе Антон Павлович Чехов.