Одно из самых больших несчастий Михаила Львовича Астрова — утрата способности любить. «Ничего я не хочу, ничего мне не нужно, никого я не люблю…»
В произведениях русских классиков своеобразной формой проверки человека на стойкость и благородство, было самоутверждение человеческой личности. Астров не может никого любить — и это очень плохо для него самого. Вы можете сказать, что он неравнодушен к Елене Андреевне. Да, он увлечен ею как «роскошной женщиной» (его слова), но — не больше.
Он сам признается, «это не любовь, не привязанность…».
Не способна на любовь и сама Елена Андреевна. Ей нельзя отказать в откровенности. Она достаточно трезво оценивает саму себя: «А я нудная, эпизодическое лицо…
И в музыке, и в доме мужа, во всех романах — везде, одним словом, я была эпизодическим лицом».
Да, она сама страдает от окружающей пошлости, сама так же не удовлетворена своей жизнью, как Астров и дядя Ваня. «…Если вдуматься,- признается она,- то я очень, очень несчастна». Ей нельзя отказать в наблюдательности, умении разбираться в людях; она в состоянии оценить незаурядность, талантливость, духовную красоту Астрова. Впрочем, ее чувство к Астрову в чем-то сродни его чувству к ней. «Кажется, я сама увлеклась немножко».
Обратите внимание на осторожное немножко…
Чеховская взыскательность к своим героям проявляется и в авторском отношении к этой молодой, красивой и, несомненно, интересной женщине (вспомните, она ведь обучалась в консерватории). Не случайно именно в связи с разговором о Елене Андреевне Астров говорит Соне замечательные слова: «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли. Она прекрасна, спору нет, но… ведь она только ест, спит, гуляет, чарует всех нас своею красотою — и больше ничего.
У нее нет никаких обязанностей, на нее работают другие… Ведь так? А праздная жизнь не может быть чистою».
Последняя фраза выделена не случайно.
Здесь с присущим Чехову лаконизмом выражена самая суть его представлений об этике и эстетике, которые он никогда не отделял.
А для понимания авторского отношения к Елене Андреевне достаточно вспомнить один, казалось бы, второстепенный момент: она каждый день обедает с Телегиным за одним столом, но так и не в состоянии запомнить его имя и отчество.
Безответно любит Елену Андреевну Войницкий, но он сам понимает иллюзорность этой вдруг вспыхнувшей страсти (не забудем, что он старше ее на двадцать лет): «Я знаю, шансы мои на взаимность равны нулю, но мне ничего не нужно, позвольте мне только глядеть на вас, слышать ваш голос…» Любовь не приносит ему счастья.
Только Соня, бесконечно добрая, великодушная, самоотверженная, способна испытывать счастье от любви, хотя и ее горячее и искреннее чувство к Астрову оказывается безответным. «Я его люблю уже шесть лет, люблю больше, чем свою мать; я каждую минуту слышу его, чувствую пожатие его руки…» Но надежды на счастье оказываются неосуществимыми…
И получается, что несчастливы все (не исключая, кстати, и старого профессора).
- Краткое содержание «Дядя Ваня» Чехова А. П Сцены из деревенской жизни в четырех действиях Действие первое Действие происходит в усадьбе отставного профессора Серебрякова. Доктор Астров рассказывает няньке Марине о трудностях его работы: масса больных, эпидемии, антисанитария в крестьянских избах, ужас смерти. Войницкий (дядя Ваня), брат первой жены профессора, жалуется, что с тех пор, как в имение приехали профессор Серебряков и его вторая ... Читать далее...
- Язык действующих лиц как средство их индивидуализации (о пьесе «Дядя Ваня» А. П. Чехова) Фраза эта в учебных пособиях повторяется так часто, что она уже стала шаблонной. И тем не менее, она справедлива в особенности для драматических произведений. Именно там язык действующих лиц приобретает особое значение. Как может драматург выразить свое отношение к своим персонажам? В произведениях эпических и тем более лирических может быть слышен авторский голос. В драме ... Читать далее...
- ОСНОВНОЙ КОНФЛИКТ В ПЬЕСЕ А. П. ЧЕХОВА «ДЯДЯ ВАНЯ» ОСНОВНОЙ КОНФЛИКТ В ПЬЕСЕ А. П. ЧЕХОВА «ДЯДЯ ВАНЯ» Особенность героев Чехова-драматурга в том, что все они — обычные люди. Ни один из них не может претендовать на звание героя своего времени. У каждого из них есть свои слабости, и каждый из них в той или иной степени погружен в рутину повседневной жизни. Почти все ... Читать далее...
- Доктор Астров (о пьесе «Дядя Ваня» А. П. Чехова) Чехов наделил своего героя одной из самых благородных профессий. Интересно сравнить двух врачей, изображенных Чеховым, — Старцева («Ионыч») и Астрова. Старцев, который поначалу с увлечением занимался своими деревенскими больными, со временем деградировал и как человек, и как специалист. Астров же вовсе не собирается бросить свою врачебную практику и ведет поистине подвижническую жизнь. «Заработался, нянька, — ... Читать далее...
- ДЯДЯ ВАНЯ А. П. ЧЕХОВ ДЯДЯ ВАНЯ Сцены из деревенской жизни в четырех действиях Действие первое Действие происходит в усадьбе отставного профессора Серебрякова. Доктор Астров рассказывает няньке Марине о трудностях его работы: масса больных, эпидемии, антисанитария в крестьянских избах, ужас смерти. Войницкий (дядя Ваня), брат первой жены профессора, жалуется, что с тех пор, как в имение приехали ... Читать далее...
- Позднее и горькое прозрение (о пьесе «Дядя Ваня» А. П. Чехова) Судя по названию пьесы, в центре внимания автора находится судьба дяди Вани. Переоценивая свой жизненный путь, он переживает духовный кризис. Теперь дядя Ваня понимает, что вся жизнь его, отданная на служение профессору Серебрякову, была ошибкой. «Я гордился им и его наукой, — в отчаянии восклицает Войницкий, — я жил, я дышал им! Все, что он ... Читать далее...
- Значение эпилога в пьесе «Дядя Ваня» А. П. Чехова В пьесе Чехова «Дядя Ваня» используется кольцевая композиция: окончание произведения как бы возвращает нас к его началу. Напомним авторскую ремарку в конце первого действия: «Телегин бьет по струнам и играет польку; Мария Васильевна что-то записывает на полях брошюры». А вот как заканчивается последнее, четвертое действие: «Телегин тихо наигрывает; Мария Васильевна пишет на полях брошюры; Марина ... Читать далее...
- Система образов в пьесе Чехова «Дядя Ваня» Открытая в «Чайке» новая лирико-эпическая структура драматического произведения была вскоре применена Чеховым в его другой пьесе — «Дядя Ваня», которую он обозначил просто «сценами из деревенской жизни», выведя за пределы жанровых границ. Здесь еще более решительно, чем прежде, он стал строить драму не на событиях, не на борьбе противоположно «заряженных» воль, не на движении к ... Читать далее...
- Живые человеческие характеры в пьесе «Дядя Ваня» А. П. Чехова Открытая в «Чайке» новая лирико-эпическая структура драматического произведения была вскоре применена Чеховым в его другой пьесе — «Дядя Ваня», которую он обозначил просто «сценами из деревенской жизни», выведя за пределы жанровых границ. Здесь еще более решительно, чем прежде, он стал строить драму не на событиях, не на борьбе противоположно «заряженных» воль, не на движении к ... Читать далее...
- Кто такой профессор Серебряков? (о пьесе «Дядя Ваня» А. П. Чехова) В пьесе Серебряков нарисован, казалось бы, без какого бы то ни было сочувствия. Достаточно вспомнить его первое появление на сцене. Дядя Ваня с иронией говорит: «Жарко, душно, а наш великий ученый в пальто, в калошах, с зонтиком и в перчатках». Это очень напоминает учителя греческого языка Беликова из рассказа «Человек в футляре». Однако для Чехова ... Читать далее...
- Истинная интеллигентность и мещанство под маской учености в пьесе А. П. Чехова «Дядя Ваня» «Драматургия Чехова, — писал А. Арбузов, — это грань, с которой начинается совершенно новая страница театра». И действительно, Чехов совершенно отказался от построения пьес на прямых столкновениях между персонажами, от борьбы, ведущей одних к поражению, других к победе. Этим он нарушил все существовавшие на то время каноны драматургии. Вместо отображения внешних конфликтов, писатель погружается во ... Читать далее...
- «Дядя Ваня» Чехова в кратком изложении Пасмурный осенний день. В саду, на аллее под старым тополем, сервирован для чая стол. У самовара — старая нянька Марина. «Кушай, батюшка», — предлагает она чаю доктору Астрову. «Что-то не хочется», — отвечает тот. Появляется Телегин, обедневший помещик по прозвищу Вафля, живущий в имении на положении приживала: «Погода очаровательная, птички поют, живем мы все в ... Читать далее...
- Анализ одной из пьес А. П. Чехова (НЕ «Вишневый сад») Дядя Ваня Пасмурный осенний день. В саду, на аллее под старым тополем, сервирован для чая стол. У самовара — старая нянька Марина. «Кушай, батюшка», — предлагает она чаю доктору Астрову. «Что-то не хочется», — отвечает тот. Появляется Телегин, обедневший помещик по прозвищу Вафля, живущий в имении на положении приживала: «Погода очаровательная, птички поют, живем мы все в ... Читать далее...
- Герой «сцен из деревенской жизни» А. П. Чехова «Дядя Ваня» Иван Петрович Войницкий, «изящный, культурный человек». Когда-то ради сестры, ныне покойной, Дядя Ваня отказался от своей доли наследства, затем на заработанные тяжелым однообразным трудом средства выкупил имение, расплатился с долгами и всю свою дальнейшую жизнь посвятил служению мужу сестры — светилу науки, профессору Серебрякову. С выходом профессора в отставку и приездом его в деревню жизнь ... Читать далее...
- Своеобразие жанра (о пьесе «Дядя Ваня» А. П. Чехова) Чехов обычно четко определял жанры своих драматических произведений. Так, например, «Иванов» и «Три сестры» он обозначил, как драмы, «Чайку» и «Вишневый сад» назвал комедиями (другое дело, что в данном случае возникают свои сложности, но речь сейчас не об этом). А «Дядя Ваня» имеет такой подзаголовок: «Сцены из деревенской жизни в четырех действиях». Не драма, не ... Читать далее...
- Серебряков и дядя Ваня: значение образов в пьесе Сцены из деревенской жизни «Дядя Ваня», созданные около 1896 года (точная дата написания неизвестна), определенно можно отнести к наиболее ярким образцам «зрелой» драматургии Чехова. Пьеса вобрала в себя лучшие авторские композиционные, стилистические и сюжетные традиции, принципы организации сценического действия, философские воззрения писателя. «Дядя Ваня» интересен в первую очередь как «типичное» чеховское произведение. Типичность «Дяди Вани» ... Читать далее...
- Нравственное начало в пьесе «Дядя Ваня» Что-то есть в человеке такое, что не дает ему только есть, пить, наслаждаться. Трепещет в нем искра Божья — желание творчества, созидания. Разумно прожить свою жизнь — это значит раскрыть собственный потенциал, воплотить мысленные образы в материю. Не обязательно это будет живопись или музыка, но даже умение любить людей — это настоящее творчество. Вот таких ... Читать далее...
- Дядя Ваня краткое содержание Чехов А. П. Пасмурный осенний день. В саду, на аллее под старым тополем, сервирован для чая стол. У самовара — старая нянька Марина. «Кушай, батюшка», — предлагает она чаю доктору Астрову. «Что-то не хочется», — отвечает тот. Появляется Телегин, обедневший помещик по прозвищу Вафля, живущий в имении на положении приживала: «Погода очаровательная, птички поют, живем ... Читать далее...
- Краткое изложение Дядя Ваня Антон Чехов А. П. Чехов Дядя Ваня Пасмурный осенний день. В саду, на аллее под старым тополем, сервирован для чая стол. У самовара — старая нянька Марина. «Кушай, батюшка», — предлагает она чаю доктору Астрову. «Что-то не хочется», — отвечает тот. Появляется Телегин, обедневший помещик по прозвищу Вафля, живущий в имении на положении приживала: «Погода очаровательная, птички ... Читать далее...
- «Пучина» Островского и «Дядя Ваня» Чехова: преемственность или заимствование? Когда речь идет о таких художниках, как Чехов и Островский, проблема влияния, преемственности обычно не ставится. В сознании читателей, зрителей две творческие судьбы, два художественных метода связаны скорее общей ролью в формировании нового театра, нового типа драмы. В последнее время в исследованиях, посвященных данному вопросу, существует тенденция резко противопоставлять Чехова предшествующим мастерам, тем самым снимая ... Читать далее...
- Основная проблематика драмы А. П. Чехов «Дядя Ваня» 1. Пьеса «Дядя Ваня» как продолжение и усугубление темы. 2. Новый тип драмы. 3. Тема мещанства и пошлости в драме. 4. Мечта Чехова о внутреннем освобождении личности. В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли. Она прекрасна, спора нет, но… ведь она только ест, спит, гуляет, чарует всех нас ... Читать далее...
- Анализ драмы «Дядя Ваня» В 1899 году в Ялту долетает сообщение о триумфе драмы «Дядя Ваня». Она выросла из ранней пьесы «Леший» и обогатилась «результатом наблюдений и изучения жизни» самого автора. В сценах из деревенской жизни Чехов находит художественные возможности широко охватить российскую действительность, раскрыть особенности духовной жизни интеллигенции. Удается это сделать, прежде всего, благодаря выбору действующих лиц. Помещик ... Читать далее...
- А. П. Чехов. «Дядя Ваня» Открытая в «Чайке» новая лирико-эпическая структура драматического произведения была вскоре применена А. П. Чеховым в его другой пьесе — «Дядя Ваня» (1897), которую он обозначил просто «сценами из деревенской жизни», выведя за пределы жанровых границ. Пьеса эта родилась в результате решительной переработки более раннего варианта под названием «Леший», написанного между «Ивановым» и «Чайкой». Уже там ... Читать далее...
- Пьеса Чайка Дядя Ваня Палата № 6 (Чехов А. П.) Горький высоко оценил «Чайку», «Дядю Ваню»- и прежде всего за то,, что в этих пьесах «реализм возвышается до одухотворенного и глубоко продуманного символа». В последней чеховской пьесе до одухотворенного символа возвышается вишневый сад. Его сюжетная история символизирует неотвратимую гибель старого. Сквозной для чеховского творчества мотив продажи имения — это еще для писателя и мотив неустойчивости, ... Читать далее...
- «Разумное и нравственное всегда совпадают». Л. Н. Толстой. (По одному из произведений русской драматургии. — А. П. Чехов. «Дядя Ваня».) Что-то есть в человеке такое, что не дает ему только есть, пить, наслаждаться. Трепещет в нем искра Божья — желание творчества, созидания. Разумно прожить свою жизнь — это значит раскрыть собственный потенциал, воплотить мысленные образы в материю. Не обязательно это будет живопись или музыка, но даже умение любить людей — это настоящее творчество. Вот таких ... Читать далее...
- Герои-недотепы в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад». (Лопахин и Раневская) Пьеса Антона Павловича Чехова «Вишневый сад» по праву считается одной из самых известных в русской литературе. Она — пример новаторства, возможность передать старые идеи в новом стиле. Автор смеется над героями произведения, выявляя истинную глубину их чувств и переживаний и показывая их беспомощность перед этим миром. Героями-недотепами можно назвать каждого персонажа в произведении. Для меня ... Читать далее...
- Мать и дочь Раневские в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад» Чем больше привычек имеет человек, Тем меньше он свободен и независим. И. Кант «Вишневый сад» был написан Чеховым в завершение творческого пути писателя. Пьеса начинается с того, что Раневская приезжает в свое поместье, а в конце II действия уезжает снова но Францию. И между этими событиями эпизоды жизни в поместье Гаева и Раневской. Отношения, переживания, ... Читать далее...
- О пьесе «Три сестры» А. П. Чехова Пьеса была написана Чеховым специально для Московского Художественного театра. Этот замечательный театр возник в 1898 г. Его основали К. С. Станиславский и В. И. Немирович-Данченко. Театр открылся постановкой трагедии А. К. Толстого «Царь Федор Иоаннович», но утвердил свое право на существование блестящим спектаклем по Чехову «Чайка». С тех пор тесные и дружеские связи укрепились у ... Читать далее...
- Тема любви в рассказе А. П. Чехова «О любви» А. П. Чехов — один из величайших мастеров короткого рассказа. Никто не мог так искусно, как он, продолжить тему «маленького человека», его мелких проблем, быта, показать глобальную проблему человеческого бытия. Серость, мелочность, мещанство, «футлярная жизнь» — все то, что так ненавидел Чехов, непримиримым врагом чего являлся, поглотили общество конца XIX века, проникли во все стороны ... Читать далее...
- Образы «футлярных» людей в рассказах А. П. Чехова (по пьесе Чехова А. П Вишневый сад) Чехов — великий мастер короткого рассказа, обличитель мира пошлости и мещанства — в конце 90-х годов XIX века создает так называемую маленькую трилогию, в которую вошли три рассказа: «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви». В этих рассказах, объединенных общей идеей разоблачения «футлярной» жизни, писатель выступил против духовного одичания, обывательщины, охвативших значительные слои русской интеллигенции. Главный ... Читать далее...
- Роль любви и семьи в пьесе Г. Ибсена «Кукольный дом» Размышляя над проблематикой Пьесы «Кукольный дом» (сочинение) , критики выделяют, прежде всего, проблему борьбы женщины за равные с мужчиной права. Однако в пьесе, на мой взгляд, убедительно звучит именно мотив любви, воспеваются настоящие семейные ценности. Да, к сожалению, Семейная жизнь Норы и Хельмера не сложилась. Но почему? Разве не нужна была семья ему или ей? ... Читать далее...
- Тема любви в творчестве А. П. Чехова, А. И. Куприна, И. А. Бунина Ты чужая, но любишь, Любишь только меня, Ты меня не забудешь До последнего дня. И. А. Бунин Я не могу и не хочу сравнивать этих писателей, просто потому, что они пишут о разном: разные ситуации, разные люди (ну что общего между Беликовым, Желтковым и Арсеньевым?). Поэтому я всячески буду избегать сравнения, вопреки, быть может, здравому ... Читать далее...
- Образ Лопахина в пьесе Чехова Лопахин — умный, энергичный делец новой формации. Лопахин — купец, промышленник, вышедший из рядов крепостного крестьянства. Огромная энергия, предприимчивость, широкий размах работы — все это выделяет Лопахина на фоне тех нежизненных настроений, которыми живет дворянская группа. Лопахин правильно разбирается в положении владельцев вишневого сада и дает им практический совет. Совет этот кажется Гаеву «хамством», непониманием ... Читать далее...
- Дворянство в пьесе А. II. Чехова «Вишневый сад» Эгоистичные, как дети, и дряблые, Как старики, они опоздали вовремя Умереть и ноют, ничего не видя Вокруг себя, ничего не понимая. М. Горький Пьеса А. П. Чехова «Вишневый сад» является не только вершиной его драматургии, но и величайшим произведением XX века. Это произведение до сегодняшнего дня привлекает актеров и режиссеров, не оставляет равнодушными и простых ... Читать далее...
- Мотив железной дороги (о пьесе «Вишневый сад» А. П. Чехова) «Распалась связь времен». Первой исполнительнице роли Раневской в Московском Художественном театре О. Л. Книппер-Чеховой принадлежат очень интересные суждения о своей героине: «…у Раневской душа растерялась. Она не понимает, что происходит кругом… Что делать, как жить? И от этой неразберихи она все время на грани — тут слезы, там смех. По-моему, все дело в том, что ... Читать далее...
- Вопросы и ответы к пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад» (№1) Вы прочитали пьесу А. П. Чехова «Вишневый сад», и у вас, очевидно, сложилось мнение о ее жанре. Чья позиция вам ближе: А. П. Чехова, полагавшего, что у него вышла не драма, а комедия, или руководителей Художественного театра, поставивших «Вишневый сад» как «тяжелую драму русской жизни»? А. П. Чехов был великим человековедом, он как никто другой ... Читать далее...
- ИЗОБРАЖЕНИЕ УХОДЯЩЕГО МИРА В ПЬЕСЕ А. П. ЧЕХОВА «ВИШНЕВЫЙ САД» ИЗОБРАЖЕНИЕ УХОДЯЩЕГО МИРА В ПЬЕСЕ А. П. ЧЕХОВА «ВИШНЕВЫЙ САД» Лирическая комедия. Так обозначен жанр пьесы Антона Павловича Чехова «Вишневый сад». Однако, читая это произведение, каждый из нас проникается сознанием происходящей трагедии, которая охватывает не одно поколение и даже не одну семью. Ход истории — и сюжет комедии и ее содержание. В пьесе обыгрывается ситуация, ... Читать далее...
- Будущее в пьесе Чехова «Вишневый сад» Пьеса «Вишневый сад», написанная Чеховым в 1904 году, может по праву считаться творческим завещанием писателя. В ней автор поднимает ряд проблем, характерных для русской литературы: проблема деятеля, отцов и детей, любви, страдания и других. Все эти проблемы объединены в теме прошлого, настоящего и будущего России. В последней пьесе Чехова — один центральный образ, определяющий всю ... Читать далее...
- Тема любви в пьесе Горького «На дне» Пьеса «На дне» — произведение глубокое, неоднозначное, в котором автор поставил сложные философские и нравственные проблемы. Среди них — проблема правды и лжи, истинного и ложного сострадания, проблема деградации личности, проблема взаимоотношений людей. Раскрывая последнюю проблему, автор не может не обратиться к теме любви, которая даже и в таких нечеловеческих условиях, как жизнь в ночлежке, ... Читать далее...
- Тема любви в пьесе ТЕМА ЛЮБВИ В «ГОРЕ ОТ УМА» А. С. ГРИБОЕДОВА Ах, если любит кто кого, Зачем ума искать и ездить так далеко? А. С. Грибоедов «Горе от ума» — — пьеса политическая. По крайней мере, так принято считать. Чацкий вступает в конфликт с косным, невежественным, ретроградным обществом, терпит поражение, которое принято почему-то считать моральной победой, и ... Читать далее...
О любви в пьесе «Дядя Ваня» А. П. Чехова