“Мертвые души” Н. В. Гоголя. Смысл названия и своеобразие жанра



1. Особенности художественной манеры Гоголя.
2. Смысл названия произведения.
3. “Поэма” о мертвых душах как особый жанр.
4. Преемственность творчества писателя.
Питая ненавистью грудь,
Уста вооружив сатирой
Проходит он тернистый путь
С своей карающею лирой…
…Со всех сторон его клянут,
И только труп его увидя,
Как много сделал он, поймут
И как любил он, ненавидя.
Н. А. Некрасов
Это стихотворение Н. А. Некрасова написано после смерти поэта, но в нем выражен смысл жизни и творчества Н. В. Гоголя. Его

художественный стиль как писателя отличался тонким чувством меры, художественным тактом, поразительной сатирической глубиной, и при этом все его произведения, даже самые едкие, удивительно лиричны и проникнуты огромным чувством любви к родной стране. Гоголю принадлежат слова, которые можно считать девизом его творчества “Кто же, как не автор, должен сказать святую правду!” Эта правда, многими непонятая и непринятая, говорилась им “во благо”.
Гоголь всегда хотел создать произведение, в “котором бы явилась вся Русь”. По его замыслам, это должно было быть всеобъемлющее описание быта и нравов
современной ему России. Таким произведением стала поэма “Мертвые души”, написанная в 1842 году.

Первое издание произведения называлось “Похождения Чичикова, или Мертвые души”. Такое название принижало истинное значение этого произведения, вызывало ассоциации с авантюрным романом. Этот ход был сделан Гоголем по цензурным соображениям, для того чтобы поэма была издана.
Несмотря на кажущиеся простоту и ясность, произведение содержит в себе много таинственного, неразгаданного и по сей день. Поиск ответов на многочисленные вопросы обычно начинается с подробного рассмотрения замысла произведения. Литературоведы находят в ней влияние гомеровского эпоса, фольклорных русских и украинских мотивов, сервантесовского “Дон-Кихота”, традиций рыцарского и плутовского травестийных романов, а также других тем мировой литературы.
Но более отчетливо проводятся композиционные и текстовые параллели поэмы с “Божественной комедией” А. Данте. В первой части к лирическому герою является тень древнеримского поэта М. П. Вергилия, которая сопровождает его в ад. Они проходят все круги ада, перед их взором предстает целая галерея грешников. Фантастический сюжет не мешает, а, наоборот, способствует раскрытию темы родины – Италии, ее судьбы.

Гоголь задумал изобразить те же круги ада, но ада России. Замысел его был масштабен: подобно Данте, показать хождения Чичикова сначала по “аду” – первый том “Мертвых душ”, затем “в чистилище” – второй том “Мертвых душ” и представление “о рае” – третий. Как известно, этот замысел не был реализован до конца.

В завершенном виде нам известен только первый том, в котором Гоголь демонстрирует во всей красе отрицательные стороны русской жизни. Сравнивая Россию с “адом” в первом томе, Гоголь пытался “поднять дух” народа, страны, что позволило бы ей покинуть последний круг ада и перейти в чистилище, а затем и в рай. Чичиков странствует по России, заключая сомнительные сделки, но в этих поисках видны ростки будущего духовного совершенства героя.

Гоголь стремился наставить Чичикова на путь, который бы явился отправной точкой долгого пути возрождения во втором и третьем томах.
Многие писатели первой половины XIX века огромную роль в своем творчестве отводили теме России. Они видели, что нравственные ценности отступают на второй план, а на первый выходят материальные и положение в обществе. Крепостное право, которое лежит в основе государственной политики России, создает удушающую атмосферу, которая не дает раскрыться лучшим человеческим качествам.

Люди не хотят добиваться того, что приносит пользу, не интересуются науками и искусством, не пытаются оставить после себя духовное наследие. Их единственная и желанная цель – “копить копейку” любой ценой. В своем стремлении к материальной выгоде человек готов на все: воровство, обман, подмену истинных духовных ценностей лживыми.

Название поэмы – “Мертвые души” – несет большую смысловую нагрузку. Гоголь как художник слова не жалеет красок, чтобы показать читателю духовное опустошение и гибель, угрожающие России. Целая галерея помещиков проходит перед читателем по ходу развития сюжета: от бездеятельного праздного мечтателя Манилова до “страшной прорехи на человечестве” Плюшкина.
В названии поэмы заключен глубочайший философский смысл. По сути, миру “идеальному” противостоит “антимир”, в котором добродетель смешна и нелепа, а порок воспринимается как норма жизни. Для достижения резкого контраста мертвого и живого Гоголь прибегает к множеству разнообразных приемов. Во-первых, мертвенность “реального” мира определяется преобладанием в нем материальных ценностей.

Вот почему в описаниях дается длинный перечень материальных объектов, как бы вытесняющих духовное. Также в поэме присутствует множество фрагментов, написанными в гротескном стиле: персонажи часто сравниваются с животными или вещами, а также имеют “говорящие” фамилии. Во-вторых, мертвые души – это, по сути, оксюморон, соединение несоединимого, ведь душа бессмертна. Она является свидетельством божественного происхождения человека.

А в мире “реальном” мы наблюдаем множество “мертвых душ”, потому что они существуют только в том смысле, что “не покойники”. Например, в эпизоде, изображающем смерть прокурора, присутствующие поняли, что у него “была точно душа”, лишь когда он стал “одно только бездушное тело”. Пошлый мир денег забыл о душе, а бездуховность и есть причина его распада.

Только понимая это, люди смогут начать возрождение Руси, возвращение утраченных идеалов, духовности, души в истинном, первостепенном ее значении. Образ чичиковской брички, идеально перевоплотившейся в последнем лирическом отступлении в символ вечно живой души русского народа – “птицу-тройку”, завершает первый том поэмы. Бессмертие души – вот единственное, что вселяет в автора надежду на обязательное воскрешение его героев и всей жизни, следовательно, всей России.
Недоуменно было встречено и жанровое определение произведения – поэма, под которой тогда однозначно понималось лиро-эпическое произведение, написанное в стихотворной форме и романтическое по преимуществу. По первому впечатлению это скорее – роман. По исключительной широте изображения нравов и типов – больше эпопея. Определение жанра стало ясно писателю только в последний момент, так как, еще работая над поэмой, Гоголь называет ее то поэмой, то романом.

Решение о поэме имело также глубокий смысл и стало художественной находкой. В этом – мастерство Гоголя, сумевшего соединить разножанровые элементы и гармонично воплотить в одном произведении и иронию, и художественную проповедь.
Л. Н. Толстой говорил о “Мертвых душах”: “Что это? Ни роман, ни повесть. Нечто совершенно оригинальное”.
Итак, почему же поэма? Наряду с сатирическим изображением реальности Гоголь рисует величественный образ России. С ним связано “высокое лирическое движение”, которое воплощено в авторских отступлениях и вставных эпизодах, что свойственно для поэмы как литературного жанра. В них Гоголь касается самых острых российских общественно-политических вопросов.

Они придают всему произведению глубину, серьезность и оттеняют иронию. Мысли автора о высоком назначении человека, о судьбе страны и народа противопоставлены в произведении мрачным картинам русской жизни. Н. Г. Чернышевский писал: “Давно уже в мире не было писателя, который был бы так важен для своего народа, как Гоголь важен для России”.

Главная тема поэмы – это судьба России: ее прошлое, настоящее и будущее. В первом томе Гоголь затронул тему прошлого страны. Запланированные им второй и третий тома должны были освещать настоящее и будущее России.

Гоголь в своих мечтах видел Россию другой. Образ птицы-тройки – это символ величия России.

Поэма имеет оптимистический настрой. Вера в Россию с ее неповторимостью и самобытностью, вера в народ, в его необъятные силы питали все творчество Гоголя.
Писатель мечтал перевоспитать людей путем прямого наставления, но он так и не увидел их перерождения. Первый том “Мертвых душ” и дальнейшие произведения обернулись для писателя творческой трагедией. Но его дело было продолжено в русской литературе. Именно с Гоголя начинается ее мессианский характер и продолжается в творчестве Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого.

Они смогли показать перерождение человека, воскресение его из той действительности, которую так ярко изобразил в своей бессмертной поэме Гоголь.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

“Мертвые души” Н. В. Гоголя. Смысл названия и своеобразие жанра