Сочинение на тему: ПРОБЛЕМА ВОСПИТАНИЯ В КОМЕДИИ Д. И. ФОНВИЗИНА “НЕДОРОСЛЬ”
Центральная проблема комедии Д. И. Фонвизина “Недоросль” – проблема воспитания. Воспитание рассматривается драматургом как средство формирования гражданского сознания в дворянском сословии. Оно должно дать “прямую цену учености”, пробудить гуманные, человеколюбивые чувства, способствовать общему улучшению нравов.
В комедии все персонажи разделены на две группы – положительные и отрицательные, или же “злонравные” и “добродетельные”. Проблема воспитания касается, в первую очередь, персонажей отрицательных.
Отношения Простаковой с сыном Митрофаном служат наглядным примером того, как нельзя воспитывать детей. Главная проблема Простаковой-воспитательницы, на мой взгляд, состоит в том, что она окружила своего отпрыска непомерной любовью и заботой. В ее глазах ленивый Митрофанушка – самый лучший ребенок на свете.
Однако главная задача родителей состоит
Не совсем понятно, чем занимается Митрофан в свободное время, есть ли у него какие-либо увлечения. Домашних обязательств у него нет, он предоставлен сам себе. Перед его глазами яркий пример – деспотичная, неуравновешенная мать и слабый, бесхарактерный отец. Неудивительно, что в таких условиях воспитание давало очень мало положительных результатов.
Впрочем, некоторые критики относились к образу Митрофана весьма снисходительно. В. О. Ключевский утверждал, что он размышляет по-своему находчиво и умно, “только – недобросовестно и потому иногда невпопад, размышляет не с целью узнать истину или найти прямой путь для своих поступков, а чтобы только вывернуться из одной неприятности, и потому попадает в другую, чем и наказывает сам себя за софистическое коварство своей мысли”. Такая точка зрения позволяет оправдать и ответы Митрофана на импровизированном экзамене, устроенном Правдиным, с его оригинальной теорией грамматики, а также “очень бойко и сообразительно изобретенным учением о двери существительной и прилагательной”.
Таким образом, Митрофан совершенно не глуп, ярлык “дурака” на него навесили добропорядочные взрослые. Чувства и поступки Митрофана вовсе не смешны, а только гадки.
Мог ли получить Митрофан хорошее образование? Скорее всего, ответ на этот вопрос будет отрицательным. Ведь рос он в общей атмосфере невежества.
Ветер свободы, вольнодумия был не знаком простаковской усадьбе. Пренебрежение к науке дети получают от отцов. Такой была судьба самой Простаковой, в семье которой было восемнадцать человек, но в живых осталось только двое.
Одних вытащили из бани мертвыми. Трое, “похлебав молочка из медного котлика, скончались”. Двое упали в праздничный день с колокольни.
Остальные были просто больны. Эти гиперболизированные художественным воображением драматурга факты свидетельствуют только об одном: в семье Скотининых дети были обузой. Никто, ни батюшка Скотинин, ни матушка “по прозванию” Приплодина, не занимался воспитанием подрастающего поколения.
Образование Скотинин принимал в штыки: “Бывало, добры люди приступят к батюшке, ублажают, ублажают, чтобы хоть братца отдать в школу… Бывало, изволит закричать; прокляну робенка, который что-нибудь переймет у басурманов, и не будь тот Скотинин, кто чему-нибудь учиться захочет”. Между тем новые обстоятельства заставляют Простакову пересмотреть убеждения, доставшиеся ей в наследство от батюшки.
Свой родительский долг она видит в том, чтобы найти учителей, которые бы выучили ее Митрофанушку. Только вот большие требования к учителям не предъявлялись: “Порядился учить, чему мы хотим, а по нас учи, чему сам умеешь”. “Без наук люди живут и жили” – к этому сводится житейская философия Простаковой и других, подобных ей, представителей невежественного дворянства. В руках этого дворянства, далекого от понимания нужд государства, находится воспитание молодого поколения дворян.
Раскрывая образ Митрофана, Фонвизин углубляет тему молодого дворянства: недаром в композицию “Недоросля” включены сцены обучения и воспитания молодого дворянина.
Проблема воспитания касается и другого образа – Скотинина. Рос он в тех же условиях, что и Простакова. Это сказалось на том, что у брата и сестры общие взгляды на жизнь.
У Скотинина есть небольшое имение, которым он научился славно управлять. Иногда он жалуется на соседей, которые его обижают, при этом гордо демонстрируя, что он не “челобитчик”: “Сколько меня соседи ни обижали… я ни на кого не бил челом, а всякий убыток, чем за ним ходить, сдеру с своих же крестьян, так и концы в воду”. Своей науке управления крестьянами Скотинин готов с радостью обучить и сестру, только при одном условии: она сосватает Софью. Женитьба Скотинина не связана с душевной привязанностью: он метит на недвижимое имущество избранницы, его интересуют ее деньги, которые позволят купить крупных свиней.
Отзыв о подобном поведении драматург вложил в уста Стародума, который называет несчастным тот дом, “где жена не имеет никакой сердечной дружбы к мужу, ни он к жене доверенности, где каждый со своей стороны своротил с пути добродетели”. Дети в такой семье глубоко несчастны, поскольку отец, не имея почтения к своей жене, “едва смеет их обнять, едва смеет отдаться нежнейшим чувствованиям человеческого сердца”, а мать, потерявшая добродетель, не может обучить своих детей благонравию, которого в ней нет. Как видим, проблема семьи тесно связана с проблемой воспитания.
Скотинин только мечтал о создании семьи по такому образцу, а Простаковы подобную семью создали: отец Простаков едва смел “отдаться нежнейшим чувствованиям человеческого сердца”, в своем сыне он видел только безобидного забавника.
Проиллюстрированные Фонвизиным в комедии “Недоросль” приемы воспитания еще раз доказывают, что сложившаяся веками традиция калечила молодые души. Свое видение проблемы воспитания Фонвизин вложил в уста Стародума: воспитание “должно быть залогом благосостояния государства… Ну что для отечества может выйти из Митрофанушки, за которого невежды-родители платят еще и деньги невеждам-учителям? “
“Истинное существо должности дворянина” Фонвизин видел в служении отечеству и государству. Только в одном случае дворянин мог устраниться от несения государственной службы, “взять отставку”: “когда он внутренне удостоверен, что служба его отечеству прямой пользы не принесет”. Но и уйдя с государственной службы, он должен отвечать назначению дворянина. Оно в разумном управлении имением и крестьянами, в гуманном отношении к ним.
Однако на примере поведения героев комедии Фонвизина “Недоросль” мы видим, что ни о каком гуманном отношении к подчиненным речи не могло быть. Герои комедии, дворяне, не могли найти между собой общий язык. Как следствие дурного воспитания, в них развились разнообразнейшие пороки: невежество, зло, корыстолюбие, злоупотребление властью.
Глоссарий:
– сочинение на тему проблема воспитания в комедии фонвизина недоросль
– проблема воспитания в комедии недоросль
– сочинение на тему воспитания
– сочинение на тему проблема воспитания в комедии недоросль
– Проблема воспитания сочинение