Сатирическое изображение мира Простаковых и Скотининых в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»

Комедия «Недоросль» — главный труд жизни Дениса Ивановича Фон­визина и первая социально-политическая комедия в русской литературе. Д. И. Фонвизин остро сатирически изображает пороки современного ему российского общества. В своей комедии драматург высмеял провинциаль­ную помещичью семью, мир Простаковых и Скотининых, типичный мир хозяев, господствующих не по праву, мир дворян, недостойных быть дво­рянами.

Глава семьи — госпожа Простакова — полноправная помещица, не­образованная, неразвитая, жестокая. Высказывания: «Разве

я не властна в своих людях?» и «То бранюсь, то дерусь, тем дом и держится» — как нельзя полно характеризуют ее способы управления хозяйством, дворовыми, му­жем. Муж, господин Простаков, боится своей жены и находится в полной зависимости от нее.

Так же невежественен, груб и корыстолюбив брат госпожи Простако­вой Скотинин, больше всего и всех на свете любящий свиней. Собравшись жениться на Софье, Скотинин заявляет, что и своих поросят завести хочет.

Создавая образы старших представителей мира Простаковых и Ско­тининых, Фонвизин использует говорящие фамилии. Основным средством создания характеров

является речевая характеристика. Особенно яркой явля­ется речевая характеристика госпожи Простаковой: в зависимости от си­туации и круга общения Простакова то грубо бранится (со слугами и му­жем), то ласкова и добра (с сыном Митрофаном), то «светски» обходительна (со Стародумом и Правдиным).

Госпожа Простакова по-своему чадолюбива. Для своего сына Митро­фана, ленивого и избалованного недоросля, госпожа Простакова наняла учителей: отставного сержанта Цифиркина, который учит его математике; семинариста Кутейкина, преподающего грамматику, и Вральмана, обучающе­го его французскому языку и всем остальным наукам.

Беспросветное невежество, жадность, лень — главные враги Митро­фана на пути к знаниям. Невежество и жадность госпожи Простаковой, твердо убежденной в том, что дворянину образование ни к чему, оконча­тельно уродует Митрофанушку, не обремененного ни умом, ни занятиями, ни совестью, ни воспитанием.

Смешно и противно смотреть, как Митрофан робеет перед кулачища­ми Скотинина и набрасывается с кулаками на преданную ему Еремеевну, как, стремясь показать свою образованность Стародуму, с тупой важностью рассуждает о дверях: «котора прилагательна» и «котора существительна».

Система образования и воспитания Митрофанушки — злонравие, а плоды пожинают многие, и среди них мать, которой Митрофан заявляет: «Да отвяжись, матушка, коле навязалась…» Достойные плоды… мира Про­стаковых и Скотининых.

Остро сатирически изобразив мир помещиков из русской провинции, Денис Иванович Фонвизин, о котором А. С. Пушкин сказал: «Сатиры сме­лый властелин…», показал пороки современного ему российского госу­дарственного устройства.

Рецензия

Сочинение «Сатирическое изображение мира Простаковых и Скоти­ниных в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»;» раскрывает тему, подчерки­вает сатирическую направленность комедии, выделяет основную мысль драматурга, который, изображая образ жизни помещиков из русской про­винции, показал пороки современного ему российского общества. Сочи­нение логически последовательно, композиционно завершено.

Сочинение написано в жанре литературно-критической статьи.


Сатирическое изображение мира Простаковых и Скотининых в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»