Тема воспитания и образования в комедии Д. И. Фонвизина “Недоросль”

Тема воспитания и образования в дворянских семьях была одной из актуальных в России в начале XIX века. “В России домашнее воспитание есть самое недостаточное, самое безнравственное; ребенок окружен одними холопями, видит одни гнусные примеры, своевольничает или рабствует, не получает никаких понятий о справедливости, о взаимных отношениях людей, об истинной чести. Воспитание его ограничивается изучением двух или трех иностранных языков и начальным основанием всех наук, преподаваемых каким-либо нанятым учителем”, – писал Пушкин.

/> Одним из первых проблему эту затронул Д. И. Фонвизин в комедии “Недоросль”. С первой же реплики автор вводит нас и атмосферу русской помещичьей усадьбы. Мы знакомимся с госпожой Простаковой, ее супругом, сыном Митрофанушкой. В семье этой дарит “матриархат”.

Госпожа Простакова, не отличаясь особым умом и образованностью, держит в подчинении все свое семейство. “При твоих глазах мои ничего не видят”, – благодушно заявляет господин Простаков, полностью принимая существующее положение дел. Достается от своенравной помещицы и слугам, и кормилице Митрофана, старой Еремеевне, и учителям сына,

Кутейкину и Цыфиркину.
Сама же Простакова практически ничему не училась. Родители ее были “старинные люди”, ее с братом “ничему не учили”. “Бывало, добры люди приступят к батюшке, ублажают, ублажают, чтоб хоть братца отдать в школу… Покойник-свет и руками, и ногами…

Бывало, изволит закричать: прокляну ребенка, который что-нибудь переймет у басурманов, и не будь тот Скотинин, что чему-нибудь учиться захочет”, – простодушно рассказывает помещица, пребывая в полной уверенности в правильности подобного “воспитания”.
Покойный батюшка ее “не умел грамоте, а умел достаток нажить и сохранить”. Госпожа Простакова унаследовала качества своего отца: при своем полном невежестве, грубости, самодурстве, она расчетлива и корыстна. Узнав, что ее воспитанница, Софья, стала богатой невестой, она задумывает женить на ней Митрофанушку, который, впрочем, и не думает сопротивляться.
Митрофанушка – недоросль, ленивый, неуклюжий увалень, которому нет еще и шестнадцати лет. Любимое занятие его – гонять голубей. Митрофан не особенно жалует науки. “Не хочу учиться, а хочу жениться”, – заявляет он.

Тем не менее к нему постоянно ходят учителя: семинарист Кутейкин учит его грамматике, отставной сержант Цыфиркин – математике, немец Вральман – “по-французски и всем наукам”. И сынок Простаковой в науках “весьма преуспевает”: из грамматики он знает, что есть “существительна да прилагательна”. Дверь, по его мнению, является прилагательным, так как она приложена к своему месту.

Другая дверь, которая еще не навешена, – “покамест существительна”. Столь же успешен Митрофан и в изучении математики – Цыфиркин бьется с ним третий год, а “этот недоросль… трех перечесть не умеет”. Истории и прочим наукам обучает Митрофана немец Вральман, ранее служивший у Стародума кучером.

Вральман не утруждает своего воспитанника занятиями – вместо того, чтобы учить его истории, Вральман заставляет рассказывать “истории” скотницу Хавронью и вместе с Митрофаном с удовольствием слушает ее.
Госпожа Простакова, всем сердцем любя сына, всячески его балует. Привить Митрофану какие-либо положительные качества или понятия о нравственности она не в состоянии, так как сама лишена их. Результаты подобного воспитания плачевны: Митрофанушка не только невежествен, но и злонравен. Он труслив, груб со своими учителями.

В финале комедии он отрекается от собственной матери, лишившейся всех прав на управление имениями. Потерпев неудачу в своем намерении женить сына на Софье и лишившись имений, госпожа Простакова растерянна и разбита. В надежде найти утешение она бросается к Митрофанушке, а в ответ слышит: “Да отвяжись, матушка, как навязалась…”
Героем-резонером выступает в комедии дядюшка Софьи, Стародум. “Вот злонравия достойные плоды!” – восклицает он в финале. Этот персонаж выражает в комедии авторские взгляды, утверждая, что достойное воспитание должно быть залогом благосостояния государства. Образование должно быть на высоком уровне, однако образование не имеет ценности само по себе.

Главная цель всех знаний человеческих – “благонравие”, “просвещение возвышает одну добродетельную душу”.
Самодурка-помещица, госпожа Простакова, ее брат Скотинин, обожающий свиней, ленивый Митрофанушка – “…все в этой комедии кажется чудовищной карикатурой на русское. А между тем ничего нет в ней карикатурного: все взято живьем с природы и проверено знаньем души”.
Таким образом, система воспитания и образования, принятая в русских дворянских семьях в XVIII-XIX веках, была во многом несовершенной, порочной, уродующей юные умы и сердца, губящей судьбы. В молодых людях развивались такие качества, как лень, пассивность, инфантилизм, неумение реализовать свои собственные мечты и одновременно – высокомерие, чувство превосходства по отношению к окружающим. Эти качества во многом способствовали жизненной несостоятельности людей, фатальной неизбежности несчастливой судьбы.

В русской литературе эта тема была развита затем Пушкиным и Гончаровым.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Тема воспитания и образования в комедии Д. И. Фонвизина “Недоросль”