Сочинение: Каковы жизненные принципы Митрофана и отношение к ним автора? (По комедии Д. И. Фонвизина “Недоросль”)

Главному персонажу комедии Дениса Ивановича Фонвизи­на “Недоросль” Митрофану шестнадцать лет. Это возраст, ког­да у молодого человека происходит взросление, определяется его отношение к жизни, формируются жизненные принципы. Каковы же они у Митрофана?

Прежде всего нужно отметить, что определяются его жиз­ненные принципы окружающей средой и обстановкой, в кото­рой он воспитывается. Его родители – помещики-крепостни­ки. Они живут за счет труда крепостных крестьян и поэтому сами не могут делать ничего полезного. Главным воспитателем

Митрофана является его мать госпожа Простакова.

Это само­властная барыня, которая командует не только всеми своими слугами, но и мужем. Тот ни в чем не смеет ей противоречить. И лишь по отношению к Митрофану мать проявляет любовь и заботу.

Но выражаются они очень своеобразно.

Во-первых, она считает необходимым кормить сына так, что тот становится обжорой. В одной из начальных сцен коме­дии мы узнаем, что у Митрофанушки болит живот: “Вчера пос­ле ужина схватило”, – жалуется он матери. А из последующе­го перечисления съеденного им за ужином выясняется, что он просто-напросто объелся.

Во-вторых,

положение помещика-крепостника, по мне­нию матери, позволяет обходиться без какого бы то ни было учения. Так, знать географию, как считает Простакова, Мит­рофанушке незачем: ведь есть извозчики, которые довезут куда нужно. Такое отношение матери очень нравится Митрофану.

Он так и заявляет: “Не хочу учиться, хочу жениться”.

В-третьих, у матери Митрофана нет никаких моральных принципов. С теми, кто слабее, она ведет себя как грозная барыня, в чьей воле казнить или миловать своих крепост­ных. В то же время по отношению к более сильным Простако­ва проявляет угодничество и лицемерие. И эти жизненные принципы в полной мере сформировались уже у ее сына.

Тот так же груб с зависимыми от матери людьми, в том числе и с нянюшкой Еремеевной, которая всячески опекает его и забо­тится о нем.

Особенно наглядно проявляется подлость его натуры в финале комедии. Когда Простакова, привлеченная к ответу за свои злодеяния Стародумом и Правдиным, в горе бросается обнимать сына и говорит: “Один ты остался у меня, мой сер­дечный друг, Митрофанушка!” – тот с откровенной грубостью отвергает ее ласку: “Да отвяжись ты, матушка, как навяза­лась…” И такое поведение Митрофана вызывает даже жалость к матери, оскорбленной сыном.

В образе Митрофана Фонвизин показал, как пороки, при­сущие всему крепостническому обществу, калечат души людей с детских лет. Осуждая эти пороки, драматург выставляет их носителей на всеобщее осмеяние. В этом состоит идейно-худо­жественная ценность комедии “Недоросль”, созданной в во­семнадцатом веке, но сохранившей свою актуальность до на­ших дней.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Сочинение: Каковы жизненные принципы Митрофана и отношение к ним автора? (По комедии Д. И. Фонвизина “Недоросль”)