Основная тема идея и проблемы воспитания по комедии Недоросль (Фонвизин Д. И.)

Ярким примером классицизма, литературного направления XVIII века, является комедия “Недоросль”, написанная Дмитрием Ивановичем Фонвизиным.

Одной из особенностей пьесы стали “говорящие” фамилии: Простакова, Скотинин, Стародум, Правдин. Имя еще одного героя – Митрофанушки – тоже является говорящим, его значение – “подобный своей матери”.

В название пьесы автор выносит важный вопрос своего времени – об истинном и ложном воспитании. В современном русском языке понятие “недоросль” изменило свой первоначальный

смысл и означает “недоучка”.

Это на самом деле так.

Митрофан не смог научиться ничему положительному. Ему уже шестнадцать лет, с ним занимаются учителя, нанятые матерью не из стремления сделать сына грамотным, а лишь потому, что такова была воля Петра I. Помещица даже не пытается скрыть это, она прямо говорит сыну, чтобы он учился хотя бы для виду, чтобы заметен был окружающим его труд.

С одной стороны воспитание достойного человека в комедии пропагандируется положительными умными героями, которыми являются Правдин, Стародум.

Они высказывали мысль о том, что человек во все времена будет человеком, если у него есть сердце и душа. Эти герои презирают несправедливых, трусливых, бесчестных людей.

Основой воспитания Стародум считал не деньги, а достоинство, которое воспитывается в семье.

Каким же человеком мог вырасти Митрофанушка? В его характере четко прослеживаются порочные черты, воспринятые им от матери: жадность, грубость, жестокость, крайнее невежество, презрение окружающих. Это вполне объяснимо: дети всегда подражают своим родителям.

Так и Митрофан вел себя точно так же, как его мать: хамил, грубил всем, кто был рядом с ним, унижал тех, кто слабее. Однако при этом Простакова очень любила сына, но своей любовью она его сильно избаловала: она боится, что ученье будет опасно для головушки Митрофанушки, излишне закармливает его, хотя тот и так ест слишком много. В результате Митрофан растет невежественным и необразованным.

Учение недоросля не дает никаких результатов. Да и как может быть иначе, если его учителя – сами недоучки? Цыфиркин и Кутейкин не спорили с Митрофанушкой и Простаковой и не принуждали недоросля учиться, а сам ученик не стремился получить знания.

Как только у него возникали какие-то затруднения, он тут же бросал одно дело и начинал другое. Еще один учитель – бывший немецкий кучер Вральман снискал доверие госпожи Простаковой тем, что не утомлял ее сыночка, и, как только у того появлялись признаки усталости, тут же отпускал его погулять.

Митрофан учился уже три года, а знаний никаких так и не приобрел. Наконец, он решил, что учебу пора оканчивать. Это решение выразилось в крылатой фразе: “Не хочу учиться, а хочу жениться…”

Результат воспитания Митрофана закономерен: он равнодушен к чувствам матери, на ее слепую любовь он отвечает предательством.

Реплика Стародума: “… Вот злонравия достойные плоды!” – звучит как приговор крепостничеству и невежеству. Подобное воспитание неизменно ведет к бессердечию, которое неисправимо.

Образцом бессердечия в финале комедии становится Митрофан.

Проблема воспитания актуальна во все времена. Неслучайно комедия “Недоросль”, написанная более двух столетий назад, популярна и поныне, ведь в ней раскрываются последствия недостойного воспитания, которое было дано главному герою. Эта пьеса заставляет задуматься над тем, каким должен быть человек.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Основная тема идея и проблемы воспитания по комедии Недоросль (Фонвизин Д. И.)