Разделяете ли вы точку зрения П. Вайля и А. Гениса: “Фонвизин всеми силами изображал торжество разума…” (по комедии “Недоросль”)?



Разделяете ли вы точку зрения П. Вайля и А. Гениса: “Фонвизин всеми силами изображал торжество разума…” (по комедии “Недоросль”)?

Размышляя над высказыванием критиков, обратитесь к замыслу автора: продемонстрировать, согласно классицистическим канонам, торжество просветительских идей. Рассмотрите, как срывается интрига помещицы Простаковой, направленная против ее воспитанницы, а незадачливый жених Митрофанушка готов по приказу Правдина идти на службу.

Покажите, что “разумные герои” комедии Д. И. Фонвизина торжествуют,

а невежественные становятся жертвами собственного обмана. В “Недоросле” “злонравные” дворяне противостоят просвещенным, благонравные одерживают победу на общественном и личном поприще. Стародум, его племянница Софья, Правдин, Милон олицетворяют идеал просвещенного дворянина в противовес жестокосердию, злой воле, обжорству, лености Простаковых и Скотининых. Стародум уверен: “Невежда без души – зверь”.

Таков Митрофанушка даже по сравнению со своей матерью, которой не чужды человеческие чувства. Дядя Софьи справедливо вопрошает: “Ну, что для отечества может выйти из Митрофанушки,

за которого невежды родители платят еще и деньги невеждам-учителям”?

Вместе с тем, обратите внимание на то, что чистому рационализму Запада в комедии Д. И. Фонвизина противостоит русская традиция, согласно которой без души и “просвещеннейшая умница – жалкая тварь”. Эта важнейшая мысль Стародума была наиболее близка автору “Недоросля”. Недаром драматургом был задуман журнал “Друг честных людей, Стародум”.

Дядя Софьи считает, что есть три разновидности людей: просвещенный умница, непросвещенный, но обладающий душой, непросвещенный и лишенный души. Госпожа Простакова, носительница говорящей фамилии, демонстрирует свою неученость. Ее замысел женить на богатой наследнице Софье своего сына терпит крах.

В финале комедии она лишается и сына, и имения: “Погибла я совсем!” Помещица всячески поощряла бездушие сына и пожинает плоды своего воспитания.

В заключение подчеркните мысль о том, что неразвитость ума, грубость чувств, по Д. И. Фонвизину, ведут к безнравственности. Герой-резонер, следуя канонам Петровской эпохи и проповедуя разумные принципы государственного устройства, полагает, что счастье приносят лишь добродетель и разум: “Прямую силу уму дает благонравие”. Софья и ее жених Милон – носители “умного сердца”.

Так, полемизируя с французскими просветителями, автор “Недоросля” утверждает, что цель воспитания – просвещение души.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

Разделяете ли вы точку зрения П. Вайля и А. Гениса: “Фонвизин всеми силами изображал торжество разума…” (по комедии “Недоросль”)?