Образование и воспитание по комедии Недоросль (Фонвизин Д. И.)
Имей сердце, имей душу,
И будешь человек
Во все времена.
Д. И. Фонвизин “Недоросль”
Самая актуальная тема в дворянских семьях XIX – тема образования и воспитания.
Первым эту проблемы коснулся Фонвизин в своей комедии “Недоросль”. Автор описывает состояние русской помещичьей усадьбы. Мы узнаем госпожу Простакову, ее мужа и сына Митрофана. В этой семье “матриархат”.
Простаковой, женщине, не отличающейся особой образованностью, подчиняется вся семья.”При твоих глазах, мои ничего не видят” – сказал
Достается от госпожи и помещице слугам, кормилице сына Простаковой, Еремеевне, учителям сына, Кутейкину с Цыфиркину.
Простакова совсем ничему не училась. Ее родители “старинные люди”. Ее брата тоже не обучали. “Бывало, добры люди приступят к батюшке, ублажают, ублажают, чтоб хоть братца отдать в школу…
Покойник-свет и руками, и ногами… Бывало, изволит закричать: прокляну ребенка, который что-нибудь переймет у басурманов, и не будь тот Скотинин, что чему-нибудь учиться захочет”, – говорит помещица,
У Госпожи Простаковой присутствуют черты характера своего отца: при полном невежестве, грубости, она корыстна и расчетлива. Когда она узнала, что Софья теперь богатая невеста, то задумала поженить ее с Митрофаном.
Митрофанушка – недоросль, ленивый, неуклюжий, ему нет еще шестнадцати лет. Митрофан говорит: “Не хочу учиться, а хочу жениться”. Но к нему всегда ходят учителя: Кутейкин преподает ему грамматику, Цыфиркин учит его математике, и Вральман – многим наукам и французскому языку. И Митрофанушка в науках “преуспевает”: по грамматики он знает, что есть “существительна да прилагательна”.Так же успехи есть у Митрофана в изучении математики – Цыфиркин работает с ним уже три года а “этот трех перечесть не умеет”.
Другим наукам обучает Митрофана Вральман. Он не нагружает своего ученика занятиями – вместо того, чтобы обучать его истории, Вральман просит рассказывать “истории” Хавронью и с Митрофаном слушает их.
Простакова, очень любит сына, всегда его балует. Поучить Митрофана каким-либо положительным качествам или понятиям о нравственности она не может, потому что сама не знает их. В результате такого воспитания: Митрофанушка невежествен и злонравен.
Он трус, грубиян со взрослыми людьми. В конце комедии он отрекается от своей матери. Не сумев женить своего сына на Софье, госпожа Простакова поникла. Чтобы утешиться она бежит к Митрофанушке, и слышит в ответ: “Да отвяжись, матушка, как навязалась…”
Дядюшка Софьи, Стародум – очень мудрый человек. “Вот злонравия достойные плоды!” – воскликнул он. Этот герой показывает в комедии авторские чувства, говоря, что на высоком уровне должно быть образование, но оно не имеет цены само по себе. Цель всех знаний человеческих – “благонравие”, “просвещение возвышает одну добродетельную душу”.
Можно сделать вывод: программа образования и воспитания, которая принята в дворянских семьях была уродующей умы и сердца молодых людей, губящей их судьбы. Людях развивались качества лени, пассивности, и в то же время – высокомерие, чувство превосходства над остальными. Эти качества приводили к несчастливой судьбе.
Вот что я могу сказать по данной теме.