Образование и воспитание по комедии Недоросль (Фонвизин Д. И.)



Имей сердце, имей душу,

И будешь человек

Во все времена.

Д. И. Фонвизин “Недоросль”

Самая актуальная тема в дворянских семьях XIX – тема образования и воспитания.

Первым эту проблемы коснулся Фонвизин в своей комедии “Недоросль”. Автор описывает состояние русской помещичьей усадьбы. Мы узнаем госпожу Простакову, ее мужа и сына Митрофана. В этой семье “матриархат”.

Простаковой, женщине, не отличающейся особой образованностью, подчиняется вся семья.”При твоих глазах, мои ничего не ви­дят” – сказал

господин Простаков.

Достается от госпожи и помещице слугам, кормилице сына Простаковой, Еремеевне, учителям сына, Кутейкину с Цыфиркину.

Простакова совсем ничему не училась. Ее ро­дители “старинные люди”. Ее брата тоже не обучали. “Бывало, добры люди приступят к батюшке, ублажа­ют, ублажают, чтоб хоть братца отдать в школу…

Покойник-свет и руками, и ногами… Бывало, изволит закричать: про­кляну ребенка, который что-нибудь переймет у басурманов, и не будь тот Скотинин, что чему-нибудь учиться захочет”, – говорит помещица, уверенная в правильности своего воспитания.

У Госпожи Простаковой

присутствуют черты характера своего отца: при полном невежестве, грубости, она корыстна и расчетлива. Когда она узнала, что Софья теперь богатая невеста, то задумала поженить ее с Митрофаном.

Митрофанушка – недоросль, ленивый, неуклюжий, ему нет еще шестнадцати лет. Митрофан говорит: “Не хочу учиться, а хочу жениться”. Но к нему всегда ходят учителя: Кутейкин преподает ему грамматику, Цыфиркин учит его мате­матике, и Вральман – многим наукам и французскому языку. И Митрофанушка в науках “преуспевает”: по грамматики он знает, что есть “существительна да прилагательна”.Так же успехи есть у Митрофана в изучении математики – Цыфир­кин работает с ним уже три года а “этот трех пере­честь не умеет”.

Другим наукам обучает Митрофана Вральман. Он не нагружает своего ученика занятиями – вместо того, чтобы обучать его истории, Вральман просит рассказывать “истории” Хавронью и с Митрофаном слушает их.

Простакова, очень любит сына, всегда его балует. Поучить Митрофана каким-либо положительным качествам или понятиям о нравственности она не может, потому что сама не знает их. В результате такого воспитания: Митрофанушка невежествен и зло­нравен.

Он трус, грубиян со взрослыми людьми. В конце ко­медии он отрекается от своей матери. Не сумев женить своего сына на Софье, госпожа Простакова поникла. Чтобы утешиться она бежит к Митрофанушке, и слышит в ответ: “Да отвяжись, матушка, как навязалась…”

Дядюшка Софьи, Стародум – очень мудрый человек. “Вот злонравия достойные плоды!” – воскликнул он. Этот герой показывает в комедии авторские чувства, говоря, что на высоком уровне должно быть образование, но оно не имеет цены само по себе. Цель всех знаний человеческих – “благонравие”, “просвещение возвышает одну добродетельную душу”.

Можно сделать вывод: программа образования и воспитания, которая принята в дворянских семьях была уродующей умы и сердца молодых людей, губящей их судьбы. Людях развивались качества лени, пассивности, и в то же время – высокомерие, чувство превосходства над остальными. Эти качества приводили к несчастливой судьбе.

Вот что я могу сказать по данной теме.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Образование и воспитание по комедии Недоросль (Фонвизин Д. И.)