Главная тема и образы по комедии Недоросль (Фонвизин Д. И.)



Идейное содержание комедии.

Главными темами комедии “Недоросль” являются следующие четыре: тема крепостного права и его растлевающего влияния на помещиков и на дворовых, тема отечества и службы ему, тема воспитания и тема нравов придворного дворянства.

Все эти темы были в 70-80-е голы очень злободневны. Сатирические журналы и художественная литература много внимания уделяли этим вопросам, разрешай их по-разному в соответствии со взглядами авторов.

Фонвизин ставит и разрешает их в социально-политическом разрезе, как прогрессивный

деятель.

Тема крепостного права приобрела после Пугачевского восстания первостепенное значение.

Эту тему Фонвизин раскрывает не только с бытовой стороны, показывая, как управляют своими поместьями Простакова и Скотинин. Он говорит о губительном воздействии крепостного права на помещика и крепостного.

Указывает Фонвизин и на то, что “угнетать рабством себе подобных беззаконно”.

Тема отечества и честного служения ему звучит в речах Стародума и Ми лона. С момента появления своего на сцене и до конца Стародум неустанно говорит о необходимости служения отечеству, о честном выполнении

дворянином своего долга перед родиной, о содействии ее благу. Его поддерживает и Милон, который заявляет, что “истинно неустрашимый военачальник” “славу свою предпочитает жизни, но что всего более – он для пользы отечества не устрашается забыть свою собственную славу”.

Насколько такие взгляды были передовыми, можно судить по тому, что не только в первые две трети XVIII века, но и в эпоху Фонвизина дворянские писатели считали, что “государь и отечество – едино суть”. Фонвизин же говорит только о службе отечеству, но не государю.

Раскрывая тему воспитания, Фонвизин говорит устами Стародума: “Оно (воспитание) и должно быть залогом благосостояния государства. Мы видим все несчастные следствия дурного воспитания. Что для отечества может выйти из Митрофанушки, за которого невежды-родители платят еще и деньги невеждам-учителям?

Сколько дворян-отцов, которые нравственное воспитание сынка своего поручают своему рабу-крепостному? Лет через пятнадцать и выходят вместо одного раба двое: старый дядька да молодой барин”. Фонвизин ставит тему воспитания как важный общественный и политический вопрос: надо воспитывать дворян как граждан, как передовых и просвещенных деятелей страны.

Четвертая тема, поставленная в комедии, касается нравов придворной и столичной знати. Она раскрывается в речах Стародума, особенно в разговоре его с Правдиным. Стародум резко и гневно обличает развращенное придворное дворянство.

Из его рассказов мы узнаем о нравах придворного круга, где “по прямой дороге почти никто не ездит”, где “один другого сваливает”, где “водятся премелкие души”. Исправить нравы двора Екатерины невозможно, по мнению Стародума. “Тщетно звать врача к больным неисцельно: тут врач не пособит, разве сам заразится”.

Идейное содержание “Недоросля” выражало взгляды лучших людей последней трети XVIII века.

Образы комедии.

Идейный замысел обусловил состав действующих лиц “Недоросля”. Комедия рисует типичных помещиков крепостников (Простаковых, Скотинина), их крепостных слуг (Еремеевну и Тришку), учителей (Цы-фиркина, Кутейкина и Вральмана) и противопоставляет им таких передовых дворян, какими должно быть, по мнению Фонвизина, все русское дворянство: на государственной службе (Правдин), в области хозяйственной деятельности (Стародум), на военной службе (Милон). Образ Софьи, умной и просвещенной девушки, содействует более полному раскрытию своеволия и невежества Простаковой; с Софьей связана и вся происходящая в “комедии” борьба.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

Главная тема и образы по комедии Недоросль (Фонвизин Д. И.)