Анализ произведения по комедии Недоросль (Фонвизин Д. И.)



Комедия “Недоросль”, над которой Фонвизин работал много лет, была окончена в 1781 году, и уже в начале следующего года автор представил ее на суд своих друзей и светских знакомых. Он читал ее в домашнем кругу, как некогда читал “Бригадира”.

Если в комедии “Бригадир” драматург нарисовал картину русских нравов, которая понравилась Екатерине II, то судьба “Недоросля” пока была неизвестна, ведь в этом произведении, по словам П. А. Вяземского, было мало смеха, но зато сквозило негодование, вызванное пороками, царящими в обществе.

Смех в “Недоросле” не столько имеет развлекательную функцию, сколько направлен на то, чтобы отвлечь читателя от более глубоких и прискорбных впечатлений.

Пушкин с восхищением отзывался о произведении Фонвизина, он находил особую прелесть в ярких красках, которыми написана семья Простаковых, в положительных героях комедии – Правдине и Стародуме – он находил некоторые черты “педантства”.

Читая комедию Фонвизина, мы тоже делаем свои выводы. В этом произведении изображено столкновение положительных и отрицательных

героев, в результате чего мы видим борьбу добра и зла, искренности и лицемерия, низости и благородства, животности и высокой духовности.

Сюжет “Недоросля” Фонвизина строится на противоречии мира Простаковых и Скотининых и Софьи, ее жениха Милона, Стародума и Правдина. К первой группе относятся невежественные, самовлюбленные, жестокие помещики, желающие подчинить себе саму жизнь, получить право неограниченно владеть не только крепостными, но и свободными, благородными людьми, к которым принадлежат представители второй группы: Софья и Милон – доблестный офицер, Стародум – дядя Софьи, живущий согласно идеалам петровского времени, Правдин – чиновник и хранитель законов. Эти два мира имеют разные потребности, у них свой стиль жизни и манеры поведения и речи, свои идеалы.

Наиболее откровенно и прямолинейно высказывают позиции своих лагерей Стародум и Простакова. Их идеалы четко просматриваются в тот момент, когда они говорят о том, какими они хотят видеть детей. Достаточно вспомнить, как Простакова, появившись на уроке Митрофана, давала ему “дельные” советы прятать деньги и ни с кем не делиться.

Как противопоставление звучат слова Стародума, адресованные Софье: богат не тот, кто считает деньги и прячет их в сундук, а тот, кто может отсчитать у себя лишнее и отдать тому, кто в этом нуждается.

Комизм “Недоросля” проявляется в малом и в большом. Колоритно выписана фигура госпожи Простаковой, которая ведет себя, как уличная торговка, и через слово бранится. Не уступает героине ее братец, любимыми словами которого являются “хлев со свиньями”.

И, наконец, главный герой – Митрофан – обжора, который еле-еле отдохнул от обильного ужина, но уже успел с утра съесть пять булочек. Недоросль – абсолютно пустая личность, которая не обременена ни умом, ни желанием учиться, ни совестью. Интересны и смешны эпизоды с его участием: вот он робко прячется за спиной няньки Еремеевны от огромных кулачищ Скотинина, а вот он на уроке, пытается логически рассуждать, что происходит с дверьми и какая из них “прилагательна”, а какая “существительна”.

Однако в “Недоросле” присутствует и более глубокий, внутренний комизм: грубость, желающая выглядеть любезно, невежество, которое претендует на образованность, и жадность, скрывающаяся за великодушием.

Комическое в произведении основывается на нелепости, несоответствии формы и содержания. Жалкий и примитивный мир Простаковых и Скотининых стремится присоединиться к миру благородных, завладеть им, присвоить себе его привилегии. Олицетворенное в мире Простаковых зло не жалеет сил в стремлении прибрать к рукам добро, используя для этого разные способы.

По мнению автора, крепостное право является бедствием для самих помещиков. Простакова настолько привыкла обращаться со всеми грубо, что не щадит и родных. В словах Скотинина слышится беспочвенная самоуверенность, мы не видим в этом герое ни одного достоинства.

В любых своих действиях крепостники пользуются своим привычным оружием – жесткостью и насилием. Поэтому первым их побуждением было принуждение Софьи к браку. Только после того, как Простакова поняла, что за Софью есть кому заступиться, она меняет тон, начинает лебезить и старается подделаться под благородных людей.

Финал комедии вполне предсказуем: добро побеждает зло, Простакова выгладит настолько жалко, что Софья и Стародум даже готовы простить ее. Но помещица не меняется, ее качествами так и остаются наглость и подобострастие, грубость и самовластие. Она привыкла беспрепятственно получать все, что она хочет, она не желает терпеть никаких возражений.

Однако положительные герои комедии “Недоросль” смогли одержать победу только лишь потому, что в ход событий резко вмешались власти. Правдин – стойкий хранитель законов, получил письмо от наместника и восстановил справедливость. Фонвизин в своем произведении сатирическую остроту комедии прикрывает надеждой на законное правление. Так же поступит и позднее Гоголь в своем “Ревизоре”, разрешив конфликт неожиданным вмешательством сверху.

Однако по рассказам Стародума о правдивой жизни и по болтовне Хлестакова о жизни в Петербурге мы видим близость столицы и глухих углов провинции. Неслучайно возникает мысль о том, добро побеждает случайно, и это придает произведению Фонвизина трагический подтекст.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

Анализ произведения по комедии Недоросль (Фонвизин Д. И.)