Построение и художественный стиль по комедии Недоросль (Фонвизин Д. И.)

Построение и художественный стиль комедии.

Богатое идейно-тематическое содержание комедии “Недоросль” воплощено в мастерски разработанную художественную форму. Фонвизин сумел создать стройный план комедии, искусно переплетая картины бытовой жизни с раскрытием взглядов героев. С большой тщательностью н широтой описал Фонвизин не только главных действующих лиц, но и второстепенных, вроде Еремеевны, учителей и даже портного Тришки, раскрывая в каждом из них какую-то новую сторону действительности, нигде не повторяясь.

Все герои

его комедии нарисованы не равнодушным созерцателем жизни, а писателем-гражданином, который явно показывает свое отношение к изображаемым им людям.

Одних он казнит гневным негодованием и язвительным, убивающим смехом, к другим относится с веселой насмешливостью, третьих рисует с большой симпатией. Фонвизин показал себя глубоким знатоком человеческого сердца, характера человека. Он умело раскрывает душевную жизнь героев, их отношение к людям, их действия. Этой же цели служат в комедии и ремарки, т. е. авторские указания актерам.

Например: “от робости запинаясь”, “с досадой”, “испугавшись,

с злобою”, “в восторге”, “с нетерпением”, “задрожав и грозя” и т. д. Такие ремарки были новости в русских драматических произведениях XVIII века.

В основу сюжета комедии Фонвизин положил борьбу за Софью трех искателей ее руки – Скотинина Митрофанушки и Милона.

Начав комедию со сцены примерки кафтана, Фонвизин вводит нас в быт дворянской усадьбы, знакомит с основными действующими лицами – с семьей Простаковых-Скотининых. Так дается экспозиция пьесы, но она не затягивается. Уже в VI-VIII явлениях первого действия наступает завязка: полученное Софье письмо от Стародума меняет первоначальный замысел Простаковой выдать Софью замуж за Скотинина. Богатая невеста Софья, думает Простакова, была бы достойной женой Митрофанушки

Начинается борьба со Скотининым, Второе и третье действия – развитие событий, в которые вовлекаются уже все действующие лица. Момент наивысшего напряжения (кульминация) приходится на конец четвертого действия, когда Простакова решает тайно похитить Софью и насильно обвенчать ее с Митрофанушкой, В пятом действии дается двойная развязка: в III явлении Софья становится невестой Милона, а в VI кладется конец бесчеловечному обращению Простаковой с крепостными; ее имение поступает в опеку. В последнем действии наносится самый тяжелый удар Простаковой: сын, ради которого она обирала крестьян и боролась за Софью, отталкивает ее. Заключающее пьесу восклицание Стародума: “Вот злонравия достойные плоды!” – выражает основную идею комедии,

В художественном стиле комедии заметна борьба классицизма и реализма, т. е. стремление к возможно более правдивому изображению жизни. Перевес явно на стороне реализма.

Это проявляется главным образом в изображении действующих лиц, особенно отрицательных. Они – типичные представители своего класса, широко и разносторонне показанные. Это живые люди, а не олицетворение какого-либо одного качества, что было характерно для произведений классицизма.

Даже положительные образы не лишены жизненности. А Простакова, Скотинин, особенно Митрофанушка настолько жизненны, типичны, что их имена превратились в нарицательные.

Правила классицизма нарушаются и в самом построении комедии. Эти правила запрещали смешение в пьесе комического и драматического, веселого и печального. В комедии полагалось смехом исправлять нравы. В “Недоросле”, кроме смешных (комических), есть и драматические сцены (драма Простаковой в конце произведения).

Наряду с комическими картинами имеются сцены, раскрывающие тяжелые стороны крепостнического быта. Кроме того, в комедию введены сцены, имеющие лишь косвенное отношение к основному действию (например, сцена с Тришкой и ряд других), но они понадобились автору для широкой и правдивой зарисовки картин быта.

Правдивость образов, а значит и комедии, еще усиливается благодаря речевым характеристикам действующих лиц. Каждый герой (кроме положительных лиц, имеющих в общем одинаковую, книжную речь) говорит свойственным ему языком, притом живым, естественным, разговорным.

Язык комедии настолько ярок и меток, что некоторые выражения перешли из нее в жизнь на правах пословиц: “Не хочу учиться – хочу жениться”; “Глупому сыну не в помощь богатство”; “Вот злонравия достойные плоды” и другие.

Эта победа реализма на самом важном участке – в изображении человека – составляет ценнейшую сторону Фонвизина – художника слова. Правдивость в изображении жизни тесно связана с передовыми взглядами Фонвизина, с его борьбой против основных вод его времени, так ярко раскрытых им в комедии “Недоросль”

Классицизм же сказывается главным образом в построении комедии. Комедия состоит из пяти действий. Действие комедии развертывается в одном месте – в имении Простаковой (“единство места”) в течение суток (“единство времени”), объединено борьбой за Софью (“единство действия”).

Действующие лица основном делятся на “положительных” и “отрицательных” и наделены “говорящими” фамилиями и именами.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Построение и художественный стиль по комедии Недоросль (Фонвизин Д. И.)