Учителя и слуги в доме Простаковых по комедии Недоросль (Фонвизин Д. И.)
В комедии Фонвизина “Недоросль” очень хорошо показана тема крепостного права и его растлевающего влияния на помещиков и дворовых, поэтому образ хозяйки дома, помещицы Простаковой, и образы слуг играют главную роль в комедии.
Так как госпожа Простакова считает себя полноправной хозяйкой в доме, она может поступать со своими слугами и подчиненными, как захочет.
Няня Митрофанушки – Еремеевна – нянчится с ним с самого его рождения. Но сам Митрофан позволяет себе оскорблять Еремеевну. Она всячески опекает его, всегда готова защищать.
Когда же госпожа Простакова обвиняет ее в том, что она недостаточно внимательна к Митрофанушке, начинает плакать и говорить, что не жалеет жизни, служа своим хозяевам.
Еремеевна очень преданная слуга, но ее в доме не любят и наказывают по поводу и без. По ней мы видим, что ее холопская позиция для нее самой очень естественна, она живет так, не зная другого порядка вещей.
Второй слуга в доме – это Тришка – портной-самоучка. Хоть Простакова ведет себя по отношению к
Он не боится Простаковой и не льстит ей, даже когда она грозит наказанием. В результате Скотинин заявляет, что кафтан сшит хорошо. Качества Тришки показывают, что не все еще потеряно для крепостных людей, и можно добиться справедливости не только лестью и заискиванием перед господами, но и собственными хорошими качествами и разумным подходом.
Еще одну группу подчиненных людей Простаковой составляют учителя. Всего в доме три учителя: Вральман, Цыфиркин и Кутейкин.
Вральман выдает себя за учителя немецкого языка, хотя он работал три года кучером у Стародума. Он объясняет это тем, что его не брали в кучера, и он устроился учителем. Он не считает свой обман большим грехом, спокойно себя оправдывая: не работай он учителем – умер бы.
Так как в то время было модно иметь в доме заграничных учителей, то Простакова платила Вральману больше, чем остальным. Она уважает Вральмана, потому что думает, будто он образован, бывал в столице и в свете. Вральман же нашел подход к Простаковой тем, что она не понимает наук: Вральману достаточно заявить, что Митрофан переучиться, и можно не выполнять своих обязанностей.
Математике Митрофана учит Цыфиркин – отставной сержант. Он нанимается к чиновникам проверять счета и подводить итоги и учит ребят на досуге. Уже третий год он может научить Митрофанушку дробям, обвиняет Вральмана в том, что тот потакает лени ученика. Считает, что ничему не обучил Митрофана за год, поэтому ему не за что платить: ведь когда он служил государю, рисковал жизнью в боях, а по-пустому никогда не брал.
Цыфиркин проявляет благородные чувства, и Стародум вознаграждает его.
Учитель грамматики Кутейкин – семинарист епархии. У него почти нет образования, так как, поступив в младший класс духовной семинарии, возвратился назад: “убоялся бездны премудрости”. В разговорах Кутейкин старается показать свои знания по Псалтири.
Когда его отпускают, он включает в плату за год обучения также обувь и простой. А то, что Митрофан ничему не научился, это он считает не его делом.
На разных характерах слуг и учителей, мы видим, каким образом происходит взаимодействие между сословиями в комедии. Автор, обнажая проблемы неравноправия, показывает, что разумный и честный человек с чувством собственного достоинства, даже в положении подчиненного и униженного должен остаться человеком, с принципами и убеждениями. И хотя положительные герои у Фонвизина по своему ограничены, именно таким людям, несмотря на многовековое угнетение, удастся создать свободное общество.