Мы все учились понемногу (А. С. Пушкин). Проблемы образования и воспитания по комедии Недоросль (Фонвизин Д. И.)

Перевернута последняя страница комедии Д. И. Фонвизина “Недоросль”. Имение помещиков Простаковых взято под опеку, они лишаются реальной власти над своими крестьянами и имуществом, сын Митрофанушка отворачивается от матери и отправлен служить. Как такое стало возможным в 1782 году?

Ведь известно, что дворянство издавна было опорой государства и царской власти. Но давайте пристальнее всмотримся в лица тех, кто представляет дворянство в комедии Д. И. Фонвизина.

Прежде всего обращает на себя внимание госпожа Простакова.

Именно

ей принадлежит власть в доме, именно она первой заговаривает в пьесе. Она характеризуется другими героями как “презлая фурия” с “адским нравом”, “госпожа бесчеловечная”.

С самой первой сцены она ругается направо и налево: вор, мошенник, скот, воровская харя, бестия, старая ведьма… Так госпожа честит своих слуг, которые верой и правдой служат в доме не один год. Грубость, невежество, пренебрежение ко всем, кто ниже по званию, жестокость по отношению к дворовым, жадность в оплате труда учителей – вот характеристики Простаковой. “С утра до вечера, как за язык повешена, рук не покладываю: то

бранюсь, то дерусь; тем и дом держится”, – говорит о себе она.

Являясь особым центром комедии, госпожа Простакова показана в отношениях с мужем и братом Скотининым. Она не уважает супруга, унижает его в присутствии домашних и гостей, диктует ему свои взгляды на все происходящее. Простаков уже давно попал под каблук к жене и боится ей перечить в чем-либо. Со Скотининым Простакова так безудержно себя не ведет, все-таки родная кровь.

Они друг друга стоят, оба неотесанные, грубые, неграмотные, готовые ради собственной выгоды “впиться… в харю”, раздернуть друг другу “рыла по уши”.

Но есть среди домочадцев Простаковой один, кто окружен ее слепой любовью. Это сынок, “душа” Митрофанушка. Ему прощается все: обжорство, ябедничество на слуг, отца и дядю, грубость, лень, безделье.

Ради сыночка госпожа Простакова готова на все, им заняты все мысли и дела, о нем все речи помещицы от первой до последней. Госпожа Простакова воспитала плоть от плоти своей, свою юную копию – невежественного, откормленного, распустившего язык и, думается, руки, хамовитого недоросля, ни к чему не приспособленного человека.

Очевидно, что, хозяйствуя в своем доме, Простакова разрушительно действует на все и всех, кто попал под ее власть.

Как ни странно, поместье юридически принадлежит Простакову. Этот подкаблучник давно уже смирился с незавидной ролью “жениного мужа”. Его роль не завидна.

Простакова призывает его только в случаях, когда надо подтвердить ее точку зрения на предмет разговора, как это было с кафтаном, пошитым для Митрофана. Простаков старается не попадаться лишний раз жене на глаза, видно, и ему достается изрядная доля ругани, бессмысленных обвинений и придирок. А между тем он неглуп, замечания его полны скрытой иронии, его любовь к сыну не слепа. Но выдрессированный женою, свои слова он заменяет ее фразами, потому что так безопаснее.

Он просто боится свою жену. Правдин правильно говорит, что есть и вина Простакова в том, что госпожа Простакова стала “презлой фурией”.

Типичным представителем поместного дворянства той эпохи является Тарас Скотинин, любитель свинок. Не зря Фонвизин дал такую говорящую фамилию. Для него свиньи “на голову выше человека”.

Он сам признается, что выбивает из своих крепостных последнее, если где-то убыток в его хозяйстве. Как и Простакова, он кичится, что ничему никогда не учился, он не умеет даже читать. В гостях у сестры он с единственной целью – жениться на небогатой воспитаннице Софье.

Выгода этого брака для Скотинина очевидна, очень уж хороши свинки в ее деревне. Напролом он идет к своей цели, не интересуясь мнением девушки, не ставя ее в известность о своих планах. На “свинский” лад он рисует будущую семейную жизнь: если уж каждая свинка у него имеет клеть, то неужели он жене не найдет светелку?! Он груб, жесток, невежественен, жаден, распускает руки, пренебрежительно относится ко всем, кто ниже его по званию, но подобострастен к вышестоящим чиновникам.

Скотинин, одним словом.

Митрофан с детства впитал в себя фамильные черты: грубость, невежество, рукоприкладство, эгоизм. Весь мир имения Простаковых вертится вокруг него. Его кормят на убой, ублажают, потакают его капризам, восторгаются его шалостям и проделкам, которые в действительности являются бесчеловечными и нелепыми поступками ленивого неуча.

Митрофан, на взгляд современного читателя, скорее карикатурен, чем реален. Но как точно попал в цель Фонвизин, если за этой сатирой зрители еще с конца 18 века видят пороки дворянского воспитания и ужасаются им! Фраза шестнадцатилетнего Митрофана “Не хочу учиться, а хочу жениться!” стала крылатой как свидетельство полного разложения личности юного дворянина, не способного ни на какие на серьезные поступки, не способного познать даже азы арифметики и грамматики. Сейчас Митрофан оскорбляет слуг и учителей, ни во что не ставит никого, даже собственных родителей.

Он предпочитает сытно покушать и полезть на голубятню занятиям с учителями. Речь его несвязна и нескладна. Он бестактен, рад всякой домашней склоке.

А ему, повторюсь, уже шестнадцать! Глядя на Митрофана, читатель и зритель невольно задумывался: “А ведь таких Митрофанов в России немало! И что же будет, если Митрофан доберется до власти?!”

Последняя сцена звучит убийственно – трепетно любимый матерью сын предает ее в тяжелую минуту и публично отрекается от нее. Это естественный итог, ведь Простакова теперь пожинает плоды своего горе-воспитания. Сынок понял, что ему самому грозит опасность, и вовремя переметнулся, подстроился под ситуацию.

Творящиеся в поместье беззакония позволили Правдину взять под опеку имение Простаковых. Случаи передачи дворянских имений под опеку государства были в конце 18 века редкими, но они были. Если дворяне исполняли свои хозяйские обязанности нерадиво, были жестоки, не выполняли указ о достойном воспитании своих детей, принятый еще Петром I, то поместье передавалось в руки наместников. Правдин, проживая в доме Простаковых, кроме того, видит, как обижают сироту Софью, что Простаков “дурак бессчетный”.

А попытка Простаковых-Скотининых выкрасть Софью и против ее воли выдать замуж приводит к окончательному решению обобрать поместье, Митрофанушку отдать на службу.

И вот злонравие пресечено. Больше не будет грубой и невежественной помещицы Простаковой, за образование и воспитание Митрофанушки, хочется верить, возьмутся люди достойные. Возможно, из него выйдет толк, и он станет достойным гражданином отечества.

Правда, в это верится с трудом. Но пока зло, много лет сеявшее вокруг себя зло и дурные нравы, наказано, пороки обличены, справедливость торжествует. Это закономерный итог.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Мы все учились понемногу (А. С. Пушкин). Проблемы образования и воспитания по комедии Недоросль (Фонвизин Д. И.)