Сочинение на тему: ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ КОМЕДИИ Д. И. ФОНВИЗИНА “НЕДОРОСЛЬ”

Комедия Д. И. Фонвизина “Недоросль” по праву считается вершиной русской драматургии XVIII века. Сохраняя некоторую связь с тради­ционными литературными жанрами и стилями, “Недоросль” является глубоко новаторским про­изведением. Своеобразие комедии Фонвизина проявляется и в языке, и в оригинальности со­зданных автором образов, и в многообразии тем, и в злободневной проблематике.

Но в первую оче­редь новаторство писателя выразилось в самом жанре произведения.

“Недоросль” – первая социально-политичес­кая комедия

на русской сцене. В ней соединились яркие правдивые картины жизни поместного дворянства и страстная проповедь просветитель­ских идей об обязанностях правительства. Осме­яние помещичьих нравов, тупости, трусости со­седствует здесь с гневным обличением пороков самодержавного строя.

Благодаря умелому ис­пользованию многочисленных художественных приемов, автору удалось превратить усадебный уголок поместного дворянства в общественную трибуну и с помощью иронии и сарказма осудить с этой трибуны “злонравия достойные плоды”.

В литературных произведениях, относящих­ся к концу XVIII века, проблема

взаимоотноше­ний человека и общества поднималась неоднок­ратно. Но если главной задачей писателей-классицистов было создание конкретных черт харак­тера и демонстрация проявления этого характе­ра в существующих социальных условиях, то Фонвизин ставил перед собой совершенно другую цель. Он стремился выявить роль обстоятельств в жизни человека и общества, раскрыть сам про­цесс формирования характера. При этом каждый его персонаж имеет свое, индивидуальное лицо, свою историю, свою судьбу.

Рисуя типичные об­разы помещиков, писатель в то же время наделя­ет всех героев яркими отличительными чертами. Он показывает многообразие человеческих ха­рактеров и судеб, разницу не только между клас­сами и сословиями, но и между отдельными пред­ставителями одного класса.

Так в комедии “Недоросль” появляются злоб­ная и жестокая Простакова и хитрый, наглый Скотинин; униженный, но не сломленный, на­родный умелец Тришка, гордый учитель Цыфиркин и рабски преданная жестоким хозяевам слу­жанка Еремеевна; осуждающий злоупотребления помещиков, гордящийся своей должностью Ста­родум и живущий только по велению сердца, стремящийся к исключительной справедливости Правдин.

Все эти герои обладают не только индивиду­альными чертами характера, но и своим собствен­ным, отличным от других персонажей языком. В области комедийного языка Фонвизин совер­шил настоящий переворот. Речь его героев тесно связана со спецификой образа. “Скот”, “мошен­ники”, “канальи”, “воры”, “скверная харя”, “со­бачья дочь” – вот типичные выражения озверев­шей крепостницы Простаковой. “Индо пригну­ло дядю к похвям потылицею” – наглядный при­мер народной речи, характерной для крестьян. “Я те бельмы то выцарапаю… У меня и свои заце­пы востры!” – угрожает Еремеевна Скотинину. “Тщетно звать врача к больным неисцельно”, – подобными афоризмами наполнена речь Староду­ма, наиболее приближенная к книжному слогу.

Правдин широко использует в своем языке кан­целяризмы, а для Софьи и Милона характерны сентиментальные обороты: “тайна моего сердца”, “таинство души моей”.

Комедия “Недоросль” – многотемное и много проблемное произведение, в котором автор под­нял самые злободневные вопросы: о неуклонном исполнении “должности” каждым гражданином, о характере семейных отношений, о несправед­ливости крепостного права, о воспитании, о фор­ме государственной власти. Все эти темы нераз­рывно связаны между собой и взаимообусловле­ны. Таким образом, писатель впервые в русской литературе показал не одну сторону жизни обще­ства, а саму жизнь, во всей ее сложности и про­тиворечивости. Его герои делятся не только на положительных и отрицательных.

В комедии представлены и персонажи, обладающие и теми и другими чертами: Цыфиркин, Кутейкин, Вральман, Еремеевна. К тому же, в отличие от предшественников, Фонвизин окружает своих героев их привычной обстановкой, сохраняет все традиции и обычаи их жизни. Хотя мы и не ви­дим здесь специального описания бытовой обста­новки, но подробности быта незаметно, сами со­бой проступают из каждой сцены.

Примерка каф­тана, подготовка к “сговору”, учебные занятия Митрофана – все это типичные черты русской дворянской жизни XVIII века.

Высмеивая дворянство, писатель не только показывает его пороки, как это делалось и до него, но вскрывает сами причины этих пороков. В первую очередь, он касается здесь вопроса про­свещения, которому отводит немаловажную роль в развитии как отдельной личности, так и всего общества. Общество, по мнению автора, создано для мыслящих, просвещенных людей, уважаю­щих законы и помнящих о своем долге.

Но мно­гие дворяне в умственном и гражданском разви­тий стоят так низко, что их можно сравнить толь­ко с животными. Именно поэтому госпожа Про­стакова все время сравнивается с собакой, даже сама о себе говорит: “Слыхано ли, чтоб сука ще­нят своих выдавала?” или: “Ах я, собачья дочь!” В образе же Скотинина постоянно просматривают­ся сравнения со свиньями: “Люблю свиней… – признается он, – а у нас в околотке такие круп­ные свиньи, что нет из них ни одной, котора, встав на задние ноги, не была бы выше каждого из нас целою головою”. А своей сестре, Простаковой, он говорит: “Нет, сестра, я и своих поросят завести хочу”.

Так же приравнивается к животным и Митрофан: “Аз есмь скот, – читает он по часос­лову, – а не человек”.

Анализируя жанр произведения Фонвизина, Г. А. Гуковский называл его “полукомедией, полудрамой”. И действительно, комедия “Недо­росль” содержит в себе многочисленные черты западноевропейской “мещанской” драмы. Сам писатель указывал, что видит во французской комедии “возможную степень совершенства”, и, соединив ее с русской драмой, он сумел создать совершенно неповторимое и оригинальное произ­ведение, в котором просматриваются трогатель­ное, комическое и моралистическое начала.

Выс­меивая пороки помещичьего класса, автор показывает глубоко трагическое крушение человечес­ких отношений, разрушение самого института семьи, где у детей отсутствуют какие-нибудь при­знаки уважения и любви к родителям. Показы­вая отношение Митрофана к матери, драматург стремится вызвать у зрителей даже некоторую жалость к жестокой и своенравной помещице Простаковой.

Художественное своеобразие “Недоросля” не укладывалось ни в рамки классицизма, ни тем более в рамки сентиментально-романтического направления. Здесь прослеживается поиск иных, совершенно новых, неизвестных до тех пор прин­ципов и приемов создания художественного про­изведения. Картины объективной действительно­сти в широком ее охвате, создание типических и в то же время индивидуальных образов, живой, социально и психологически мотивированный язык действующих лиц – все это свидетельство­вало о начале формирования нового направления в литературе – критического реализма.

Комедия Фонвизина явилась значительным этапом в истории русской драматургии. Именно с нее началось развитие русской общественной комедии. А созданные автором яркие, колорит­ные образы стали нарицательными и пережи­ли свое время.

Историческое значение произведе­ний Д. И. Фонвизина наиболее точно определил А. С. Пушкин, назвав великого драматурга “са­тиры смелым властелином”, “другом свободы”. До последнего дня писатель сохранял верность выбранному пути, продолжал поиски новых тем, образов, жанров, чтобы с их помощью донести до людей основные причины упадка и деградации об­щества.

Глоссарий:

– сочинение на тему недоросль

– сочинение на тему Фонвизин недоросль

– сочинение на тему недоросль фонвизин

– сочинение на тему фонвизина недоросль

– какие пороки высмеивает фонвизин в комедии недоросль


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Сочинение на тему: ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ КОМЕДИИ Д. И. ФОНВИЗИНА “НЕДОРОСЛЬ”