Как писать сочинение по комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»
Во — первых, чтобы написать сочинение, нужно хорошо знать текст произведения, по которому ты это сочинение пишешь. Во — вторых, надо четко для себя уяснить, что сочинение — это твои рассуждения, размышления по определенной теме. Рассуждения должны занимать основную часть твоего сочинения.
Начнем с того, что ты должен выбрать тему сочинения, по теме подобрать материал. Это может быть биография писателя, мнения исследователей о произведении. Самое главное: ты должен подобрать отрывки из самой комедии, чтобы цитировать их в своем сочинении
Предлагаю тебе несколько тем на выбор по комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль». В скобочках указывается действия и явления, эпизоды из которых ты можешь брать для цитации в своем сочинении.
— «Живы ли еще Митрофанушки?» (Д 1 (1, 2, 4); Д 2 (4); Д 3 (7); Д 4 (8).
— «Благородство, ум и честь в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» (Д 2 (1); Д 3 (1); Д 4 (2); Д 5 (1).
— «Чем ужасен мир «простаковщины» в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль?» (Д 1(4, 7); Д 2 (3); Д 3 (3); Д 5 (4).
—
2. Будет замечательно, если ты подберешь по теме эпиграф (небольшое изречение,
«Ты был писатель знаменитый,
Известный русский весельчак.
Насмешник, лаврами увитый.
Денис — невежде бич и страх»
(А. С. Пушкин)
«Ты должен посвятить Отечеству свой век,
Коль хочешь навсегда быть честный человек»
(Д. И. Фонвизин)
«Вообще для меня Кантемир и Фонвизин, особенно последний.., самые интересные писатели нашей литературы… они говорят мне о живой действительности, о правах общества…»
(В. Г. Белинский)
3. Вступление. Во вступлении ты можешь немножко написать о биографии автора, мнения исследователей о произведении. В нашем случае в качестве «путеводителя по комедии» мы возьмем учебник 9 класса по литературе В. Г. Маранцмана.
По биографии: стр. 99 — 101.
По произведению: стр. 103, 105 — 107.
4. Основная часть. Здесь ты должен порассуждать, имея под рукой текст комедии.
Если ты взял тему «Чем ужасен мир «простаковщины»….», то должен показать всю необразованность, глупость, жестокость семьи Простаковых. В отдельности написать о самой Простаковой, о Скотинине. Как они говорят? О чем говорят?
Как относятся к другим? В этом тебе помогут эпизоды из самой комедии, которые ты должен цитировать. Для характеристики каждого персонажа подбери 6, 7 цитат из текста комедии.
Например: «Мир Простаковых, Скотининых — это мир невежественных, жестоких, самовлюбленных помещиков. Как это ужасно! Они хотят присвоить себе всю власть.
Делают это грубо, нагло, не боясь ничего! Посмотрим хотя бы на Простакову в действии первом, явлении втором. Она говорит: «цитата…».
Как это глупо.
Этими словами она показывает свое невежество. Невежество, не имеющее границ. Невежество зверя, который действует только по инстинктам.
Мои мысли подтверждают и другие слова Простаковой: «цитата…». Вот уж действительно звериные замашки. Но зверя можно простить — он не понимает, что делает, а вот человека — нет!
Нельзя простить бесчеловечие Простаковой…».
И так далее. На каждый персонаж — цитата и ваше объяснение — размышление этой цитаты.
Правильно цитируйте текст! Существует несколько способов цитации:
1. Как пишет В. Г. Маранцман: «Фонвизин славился своим остроумием…» (цитирование с использованием прямой речи).
2. «Фонвизин славился своим остроумием», — пишет В. Г. Маранцман (цитирование с использованием прямой речи).
3. В. Г. Маранцман пишет, что Фонвизин «славился своим остроумием» (цитирование с использованием косвенной речи).
4. По словам В. Г. Маранцмана, «Фонвизин славился своим остроумием» (цитирование с использованием вводных слов).
5. Заключение. Сделайте вывод по тому, что вы написали. Хорошо это или плохо? Есть ли сегодня такие «Простаковы», «Скотинины»?
Как с ними бороться? Ваш рецепт борьбы?
Жилин О. Ю. Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ п. Харлу.