ТВОРЧЕСТВО Д. И. ФОНВИЗИНА Семейство Простаковых – Скотининых в комедии Д. И. Фонвизина “Недоросль”

Русский писатель и драматург Д. И. Фонвизин жил во время царствования Екатерины II. Эпоха ее царствования была довольно мрачной. Это было время, когда эксплуатация крепостных крестьян приняла такую форму и дошла до такого предела, что крестьяне оказались на грани бунта.

Екатерина II боялась народной вспышки и поэтому старалась успокоить народ, издавая всевозможные указы, которые способствовали бы уменьшению суровости помещиков. Она хотела приостановить рост народного гнева. Но испытывшие страх дворяне и помещики, наоборот, требовали от нее ужесточения крепостничества.
Сам Фонвизин также опасался полной свободы крестьян, но, как и все просветители того времени, был обеспокоен их невыносимым положением. И в комедии “Недоросль” на первое место была вынесена тема произвола помещиков. Все действия происходят в имении помещиков Простаковых.
Полновластной и неограниченной хозяйкой в этом доме является сама госпожа Простакова. Следует заметить, что она единственная в пьесе, которой присвоено звание “госпожа”. Все остальные герои имеют лишь имена или фамилии.

Свое звание госпожа Простакова подтверждает тем, что господствует она нагло, деспотично и с полной уверенностью в своей безнаказанности.
Пользуясь сиротством Софии, она завладевает ее имением и, не спросив согласия девушки, принимает решение выдать ее замуж.
Отношение к крепостным крестьянам показывает весь характер Простаковой, жестокий нрав. Она твердо убеждена, что имеет правооскорблять и наказывать крестьян: они для нее существа низшей породы. При этом она еще их и обдирает. Все ее благосостояние держится на ограблении крепостных.

Скотинину она жалуется на то, что, отобрав у крестьян все, что было у них, большего она не может содрать. И слово подобрала такое страшное, как она сама.
С самого утра порядок в имении наводится только бранью, побоями: “С утра до вечера, – жалуется Простакова, – как за язык повешена, рук не покладаю: то бранюсь, то дерусь”. Унижение своих домочадцев, прислуги и крестьян доставляет ей удовольствие. На вопрос Еремеевны, сколько полагается жалованья, Простакова отвечает с издевкой, но со слезами: “По пяти рублей на год, до пяти пощечин на день”.
Но как только Простакова чувствует силу другого человека, она тут же становится трусливой и подобострастной. Она очень груба с Софьей, но с возвращением Стародума Простакова моментально меняет и тон, и поведение. Она валяется в ногах у Правдина, который решает отдать ее под суд за бесчеловечное отношение к крестьянам. А когда вымаливает прощение, то тут же решает отыграться на своих слугах, которые упустили Софью: “Простил!

Ах, батюшка! ну! Теперь-то дам я зорю канальям своим людям. Теперь-то я всех переберу поодиночке”.
Не отстает от своей сестры и ее брат Скотинин. Он в точности копирует ее крепостническую практику: “Не будь я Тарас Скотинин, – заявляет он, – если у меня ее всякая вина виновата. У меня в этом, сестрица, один обычай с тобою…, а всякий убыток… сдеру с своих же крестьян, так и концы в воду”. Его отношение к крестьянам такое же, как и у сестры, даже слово “сдеру” они употребляют оба.

Помещики, подобные Простаковой и Скотинину, были типичным явлением того времени. В своем умственном развитии такие господа стоят настолько низко, что их можно уподобить только животным.
Госпожа Простакова, урожденная Скотинина, и в комедии все время сравнивается с собакой, Скотинин же – со свиньей. Да и сами они называют себя скотами. “Слыхано ли, чтоб сука щенят своих выдавала?” – спрашивает Простакова. Брат ее постоянно признается, что любит свиней: “Люблю свиней…” И сын Простаковой Митрофанушка, по словам матери:”.. .до свиней сызмала такой же охотник… Бывало, увидя свинку, задрожит от радости”.

Выходит, что скоты обладают людьми, – вот та проблема, которую Фонвизин осмелился поднять в своей комедии.
Фонвизиным был совершен переворот в области комедийного языка. Вся неправильность языка невежественных героев пьесы была им сохранена: “котора”, “голоушка”, введены также были и пословицы и поговорки. А бранные слова и вульгаризмы с уст Простаковойне сходят: “скот”, “харя”, “каналья”,”.. .раздернула ему рыла по уши” и многое другое звучит на протяжении всей комедии.
Простаковы и Скотинины считают себя умными людьми, но никто из них даже читать не умеет. Они и учиться наукам не хотят и убеждены, что все это не нужно и бесполезно. “Без науки люди живут и жили”, – заявляет Простакова. Обучение своего сына она доверяет отставному солдату Цыфиркину, кучеру немцу Вральману и недоучившемуся семинаристу Кутейкину.
Сын Простаковой Митрофан – один из главных героев комедии, он изображен Фонвизиным как величайший лентяй. Но то, что он такой, не вина его учителей, а результат воспитания родителей. Не зря писатель дал ему такое имя, потому что “Митрофан” в переводе с греческого значит “подобный матери”.

Он и действительно похож на свою мать, от которой он перенял презрение к труду, знаниям и людям, грубость и хамство, жадность. Именно такое скотское воспитание дала своему сыну Простакова.
Все представления о жизни у Простаковых связаны только с деньгами. По их убеждению, все высокие должности существуют только для обогащения. Отец Простаковой был воевода лет пятнадцать и по ее словам “.. .не умел грамоте, а умел достаточек нажить”.

Все преимущество “благородного” сословия, по понятиям Простаковых и Скотининых, состоит в возможности обирать зависимых от них людей.
Помещики развращены крепостничеством, они превратили своих крестьян в рабов, с которыми можно делать все, что душе угодно. Но и сами они превратились в скотов, потеряли все человеческое – совесть и честь.
Творчество этого драматурга очень важно, потому что образы Фонвизина прошли через всю последующую литературу.



ТВОРЧЕСТВО Д. И. ФОНВИЗИНА Семейство Простаковых – Скотининых в комедии Д. И. Фонвизина “Недоросль”