ТВОРЧЕСТВО Д. И. ФОНВИЗИНА Семейство Простаковых — Скотининых в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»
Русский писатель и драматург Д. И. Фонвизин жил во время царствования Екатерины II. Эпоха ее царствования была довольно мрачной. Это было время, когда эксплуатация крепостных крестьян приняла такую форму и дошла до такого предела, что крестьяне оказались на грани бунта.
Екатерина II боялась народной вспышки и поэтому старалась успокоить народ, издавая всевозможные указы, которые способствовали бы уменьшению суровости помещиков. Она хотела приостановить рост народного гнева. Но испытывшие страх дворяне и помещики, наоборот, требовали от
Сам Фонвизин также опасался полной свободы крестьян, но, как и все просветители того времени, был обеспокоен их невыносимым положением. И в комедии «Недоросль» на первое место была вынесена тема произвола помещиков. Все действия происходят в имении помещиков Простаковых.
Полновластной и неограниченной хозяйкой в этом доме является сама госпожа Простакова. Следует заметить, что она единственная в пьесе, которой присвоено звание «госпожа». Все остальные герои имеют лишь имена или фамилии.
Свое звание госпожа Простакова подтверждает тем, что господствует она
Пользуясь сиротством Софии, она завладевает ее имением и, не спросив согласия девушки, принимает решение выдать ее замуж.
Отношение к крепостным крестьянам показывает весь характер Простаковой, жестокий нрав. Она твердо убеждена, что имеет правооскорблять и наказывать крестьян: они для нее существа низшей породы. При этом она еще их и обдирает. Все ее благосостояние держится на ограблении крепостных.
Скотинину она жалуется на то, что, отобрав у крестьян все, что было у них, большего она не может содрать. И слово подобрала такое страшное, как она сама.
С самого утра порядок в имении наводится только бранью, побоями: «С утра до вечера, — жалуется Простакова, — как за язык повешена, рук не покладаю: то бранюсь, то дерусь». Унижение своих домочадцев, прислуги и крестьян доставляет ей удовольствие. На вопрос Еремеевны, сколько полагается жалованья, Простакова отвечает с издевкой, но со слезами: «По пяти рублей на год, до пяти пощечин на день».
Но как только Простакова чувствует силу другого человека, она тут же становится трусливой и подобострастной. Она очень груба с Софьей, но с возвращением Стародума Простакова моментально меняет и тон, и поведение. Она валяется в ногах у Правдина, который решает отдать ее под суд за бесчеловечное отношение к крестьянам. А когда вымаливает прощение, то тут же решает отыграться на своих слугах, которые упустили Софью: «Простил!
Ах, батюшка! ну! Теперь-то дам я зорю канальям своим людям. Теперь-то я всех переберу поодиночке».
Не отстает от своей сестры и ее брат Скотинин. Он в точности копирует ее крепостническую практику: «Не будь я Тарас Скотинин, — заявляет он, — если у меня ее всякая вина виновата. У меня в этом, сестрица, один обычай с тобою…, а всякий убыток… сдеру с своих же крестьян, так и концы в воду». Его отношение к крестьянам такое же, как и у сестры, даже слово «сдеру» они употребляют оба.
Помещики, подобные Простаковой и Скотинину, были типичным явлением того времени. В своем умственном развитии такие господа стоят настолько низко, что их можно уподобить только животным.
Госпожа Простакова, урожденная Скотинина, и в комедии все время сравнивается с собакой, Скотинин же — со свиньей. Да и сами они называют себя скотами. «Слыхано ли, чтоб сука щенят своих выдавала?» — спрашивает Простакова. Брат ее постоянно признается, что любит свиней: «Люблю свиней…» И сын Простаковой Митрофанушка, по словам матери:».. .до свиней сызмала такой же охотник… Бывало, увидя свинку, задрожит от радости».
Выходит, что скоты обладают людьми, — вот та проблема, которую Фонвизин осмелился поднять в своей комедии.
Фонвизиным был совершен переворот в области комедийного языка. Вся неправильность языка невежественных героев пьесы была им сохранена: «котора», «голоушка», введены также были и пословицы и поговорки. А бранные слова и вульгаризмы с уст Простаковойне сходят: «скот», «харя», «каналья»,».. .раздернула ему рыла по уши» и многое другое звучит на протяжении всей комедии.
Простаковы и Скотинины считают себя умными людьми, но никто из них даже читать не умеет. Они и учиться наукам не хотят и убеждены, что все это не нужно и бесполезно. «Без науки люди живут и жили», — заявляет Простакова. Обучение своего сына она доверяет отставному солдату Цыфиркину, кучеру немцу Вральману и недоучившемуся семинаристу Кутейкину.
Сын Простаковой Митрофан — один из главных героев комедии, он изображен Фонвизиным как величайший лентяй. Но то, что он такой, не вина его учителей, а результат воспитания родителей. Не зря писатель дал ему такое имя, потому что «Митрофан» в переводе с греческого значит «подобный матери».
Он и действительно похож на свою мать, от которой он перенял презрение к труду, знаниям и людям, грубость и хамство, жадность. Именно такое скотское воспитание дала своему сыну Простакова.
Все представления о жизни у Простаковых связаны только с деньгами. По их убеждению, все высокие должности существуют только для обогащения. Отец Простаковой был воевода лет пятнадцать и по ее словам «.. .не умел грамоте, а умел достаточек нажить».
Все преимущество «благородного» сословия, по понятиям Простаковых и Скотининых, состоит в возможности обирать зависимых от них людей.
Помещики развращены крепостничеством, они превратили своих крестьян в рабов, с которыми можно делать все, что душе угодно. Но и сами они превратились в скотов, потеряли все человеческое — совесть и честь.
Творчество этого драматурга очень важно, потому что образы Фонвизина прошли через всю последующую литературу.