Почему комедию Фонвизина “Недоросль”, обличающую крепостное право, называют комедией воспитания?

Комедия Дениса Ивановича Фонвизина “Недоросль” написана в 1782 году. XVIII век в культуре был ознаменован эпохой Просвещения. Это было время, когда ценность искусства сводилась к его воспитательно-нравственной роли.

Деятели искусства этого времени взяли на себя тяжелый труд пробудить в человеке стремление к развитию и самосовершенствованию личности. Классицизм – одно из течений, в рамках которого они творили. Целью литературы, по мысли классицистов, являлось воздействие на разум человека для исправления пороков и воспитания добродетели.

/> Основные проблемы комедии “Недоросль” – это проблема жестокого отношения помещиков к своим крестьянам и проблема воспитания молодого поколения и “дикого невежества старого поколения” (В. Г. Белинский). Однако, комедию, обличающую крепостное право, называют комедией воспитания.
Причиной этого является тесная связь первых двух проблем. Именно проблема воспитания и невежества выступает причиной злонравия героев пьесы. Бессердечие, деспотизм, нежелание признавать за крепостным никаких прав на равенство с “благородными” характеризует отношение диких помещиков к своим людям.
Одна из самых преданных крепостных Простаковой – мамка Еремеевна – служит ей вот уже сорок лет, а получает в качестве вознаграждения за свою службу “по пяти рублей в год да по пяти пощечин на день”.

Причину злонравия своих героев Д. И. Фонвизин видит в их невежестве, “в собственном их развращении”. “Не умел грамоте” отец Простаковой и Скотинина, “ни от кого слышать не хотел” о ней их дядя Вавила Фалалеич; “от роду ничего не читывал” Скотинин-младший. Пренебрежение к науке дети получали в наследство от отцов. “Без наук люди живут и жили”, ученье вздор”, главное уметь “достаточек нажить и сохранить” – к этому сводится житейская философия невежественного дворянства. И в руках этого дворянства находится воспитание молодого поколения дворян.
Основной идеей произведения является вопрос об истинном, идеальном воспитании. Этот вопрос поднимается на фоне воспитания Митрофана и описания его учителей. “Для грамоты ходит к нему дьячок от Покрова, Кутейкин. Арифметике учит его один отставной сержант Цыфиркин.

По-французски и всем наукам обучает его немец Адам Адамыч Вральман.” Но учителя мальчика ничему не учили, так как сами были необразованны и ленивы. На самом же деле – это была лишь дань моде со стороны госпожи Простаковой.
По мнению Фонвизина, важной частью воспитания является не только развитие ума, но и нравственных чувств. Размышления об истинном воспитании высказывает герой-резонер Стародум в разговоре с Софьей. Он рассуждает на эту тему глобально, видя источники проблем воспитания в самой власти: “Идеальный государь прежде всего нуждается в просвещенных поданных и сам должен заботиться о своей нравственности, думать о хорошем воспитании”.

Фонвизин боролся за расцвет просвещения в России и считал, что воспитанные в строгих гражданских правилах дворяне будут достойными руководителями страны.
Тема воспитания в комедии напрямую связана с важнейшими проблемами XVIII века. Фонвизин считал, что идеальное воспитание может способствовать распространению нравственности и человеческого отношения, гуманности помещиков к крестьянам.
И в этом смысле комедия “Недоросль” для современников Фонвизина была поучительна и назидательна, была настоящим “руководителем” в воспитании.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (3 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Почему комедию Фонвизина “Недоросль”, обличающую крепостное право, называют комедией воспитания?