Сказки А. Н. Толстого “Память детства”
Сказки “Память детства” часто помогала А. Н. Толстому в общении его с читателем-ребенком, в разработке фантастических, сказочных сюжетов. Он начал печататься в детских журналах “Тропинка”, “Галчонок” с 1903 года, еовдавая сказки для маленьких, разные по сюжетам и в различной творческой манере. Некоторые из них пронизаны романтическими мотивами; там действуют русалки, домовые, прожорливый башмак, черный человек.
Но многие сказки были созданы на реалистической основе: “Полкан”, “Топор”, “Воробей”, “Снежный
Одни из них приближаются к социально-бытовым сказкам, другие – к “животному эпосу”. В сказке “Топор” сатирическое обличение сочетается с глубокой и доступной для понимания дошкольников моралью. Заносчивый топор пошел по дрова; по пути он куражится, “постукивает по горелым пням”, всем грозит расправой – березке Люленьке, Калиновому мосту.
Но мост сломался,”топор шлепнулся в воду и потонул”.
Поэтический язык сказок А. Н. Толстого отличается образностью и пластичностью; вдохновенно воспевается родная природа. Писатель создает целый хоровод сказочных персонажей:
Сторожевому псу Полкану хочется вздремнуть; ему страшно: мерещатся то жулики, то волки. В лунную ночь, когда “над воротами стоит круглый месяц-лапой достать можно”, он заснул. Во сне привиделось верному Полкану совсем необычное: три жулика с волчьими головами и борьба с ними за хозяйское добро (“Полкан”).
Поспорили однажды воробьи – кто страшнее: кот, мальчишки или коршун. “Храбрый Воробьеныш” расхвастался, что никого не боится, всех съест. И, только испугавшись старой тетки вороны, понял, какой он “маленький и несчастный” и что “не надо бы ему совсем храбриться” (“Воробей”). Сказки помогают А. Н. Толстому раскрывать “первоосновы – землю и солнце” – в форме прозрачной аллегории.
В них чувствуются элементы народного сказа, меткость наблюдений над природой. Интерес к работе над сказкой для дошкольников не ослабевал у А. Н. Толстого в течение всей его творческой деятельности. В сборнике “Елка” (1918) была напечатана сказка “Фоф-ка”. Фофкой прозвали маленькие брат и сестра желтого цыпленка с пумпушкои на хвосте, нарисованного на обоях, которыми оклеили детскую.
Шалостям Фофки приписывали они возню, писк и царапанье, которые каждый вечер начинались где-то вверху, на потолке. Чтобы избавиться от проделок Фофки, дети прикололи его кнопками к стене. В этой сказке фантастическое тесно переплетается с действительностью, глубоко раскрывается психология ребенка.
- Сказки Мамин-Сибиряк (Детские народные сказки) К исходу XIX века казалось, что гений и талант предшествующих писателей исчерпали возможности дальнейшего развития литературной сказки, но жизнь подсказала новые темы, новые образы, новый стиль. Новизной оказались затронуты все стороны художественного творчества, но у разных писателей в разной степени и в разное время. Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк вошел в сказочную литературу книгой, полной очарования и […]...
- Краткое содержание “Детства” Толстого 12 августа 18** г. десятилетний Николенька Иртеньев просыпается на третий день после своего дня рождения в семь часов утра. После утреннего туалета учитель Карл Иваныч ведет Николеньку и его брата Володю здороваться с матушкой, которая разливает чай в гостиной, и с отцом, отдающим в своем кабинете хозяйственные указания приказчику. Николенька чувствует в себе чистую и […]...
- “Золотая пора детства” в произведениях Толстого, Бунина и Горького Детство – самая светлая и радостная пора в жизни каждого человека. По крайней мере, оно должно таким быть, потому что в детстве закладывается характер человека, его отношение к себе и к окружающему миру. Именно поэтому главными героями многих произведений русских писателей являются дети, их психология, отношения с окружающими людьми. Так, Л. Н. Толстой в автобиографической […]...
- Краткое содержание “Детства Никиты” Толстого Повесть имеет автобиографический характер и основана на воспоминаниях автора о собственном детстве. Повествование ведется от третьего лица. Зимой Никите сделали скамейку для катания с горы, и мальчик с утра хотел убежать к крутым речным берегам, но его поймал учитель Аркадий Иванович, “удивительно расторопный и хитрый” человек. Никите пришлось умыться, позавтракать и заниматься сперва арифметикой, потом […]...
- Сочинение Золотая пора детства в произведениях Толстого, Бунина и Горького Никто не станет спорить о том, что самое прекрасное время в жизни каждого человека – это детство. Именно в детстве мы видим все по другому, нам искренне кажется что все вокруг чистое, светлое, а жизнь наполнена лишь радостными событиями и яркими красками. Конечно не у всех детство бывает безоблачным и таким уж радужным, но задача […]...
- ТЕМА ДЕТСТВА В РОМАНЕ Л. Н. ТОЛСТОГО “ВОЙНА И МИР” КЛАССИКА Л. Н. ТОЛСТОЙ ТЕМА ДЕТСТВА В РОМАНЕ Л. Н. ТОЛСТОГО “ВОЙНА И МИР” В произведениях Толстого много образов детей. Николенька в знаменитой трилогии, Сережа в “Анне Карениной”, дети в сказках и “народных рассказах” Толстого… Из всех толстовских произведений больше всего образов детей в “Войне и мире”. Во-первых, это само по себе большое произведение, отражающее […]...
- Сказки Ершова и Жуковского (Детские народные сказки) Склад народной сказки, – усвоенной литературой благодаря Пушкину, с новым блеском воплотил молодой поэт, почти мальчик, студент Петр Павлович Ершов. В сказке “Конек-горбунок” он подражал своему великому современнику. “Пушки с пристани палят”,- сказано у Пушкина. “Пушки с крепости палят”,- писал Ершов. “Ой вы, гости-господа, Долго ль ездили? куда?”- Вопрошает Салтан корабельщиков. “Путь-дорога, господа! Вы откуда […]...
- Тема детства в романе Льва Толстого “Война и мир” В произведениях Толстого много образов детей. Николенька в знаменитой трилогии, Сережа в “Анне Карениной”, дети в сказках и “народных рассказах” Толстого… Из всех толстовских произведений больше всего образов детей в “Войне и мире”. Во-первых, это само по себе большое произведение, отражающее всю полноту бытия, вот и получилось, что герои Толстого растут, сами становятся родителями, смена […]...
- Сценарий сказки “Грибок-теремок” Сценарий сказки “Грибок-теремок” Действующие лица: автор, муравей, кузнечик, бабочка, мышка, воробей, заяц, лиса, гриб-теремок Автор: Шел однажды муравей с тростиночкой на плече и повстречал кузнечика. Кузнечик: Торопись, дружище! Муравей : Куда мне торопиться? Кузнечик: А ты посмотри туда, дождь собирается (указывает на небо, гремит гром, дует ветер и собирается идти дождь, звучит тревожная музыка, звуки […]...
- Сочинение на тему “Золотая пора детства” в произведениях Толстого и Бунина Тема детства глубоко органична для творчества Толстого и выражает характерные черты его воззрений на человека и общество. И не случайно, что Толстой посвятил этой теме свое первое художественное произведение. Ведущим, основополагающим началом в духовном развитии Николеньки Иртеньева есть его стремление к добру, к правде, к истине, к любви, к красоте. Первоначальным источником этих его высоких […]...
- Сказки Гаршин (Детские народные сказки) Всеволод Михайлович Гаршин придал сказкам особенный смысл. Его сказки не похожи ни на какие другие. К ним более всего применимы слова: “гражданская исповедь”. Сказки так близки строю мыслей и чувств самого писателя, что как бы стали его гражданской исповедью перед читателями. Писатель высказывает в них свои самые сокровенные мысли. Безвременная гибель революционеров отозвалась в сердце […]...
- Сказка А. Н, Толстого Буратино и Пиноккио Коллоди (Детские народные сказки) Жизнеутверждающий пафос сказочного творчества великого пролетарского писателя подхватил Алексей Николаевич Толстой. Можно сказать, что всем характером своего художественного дарования он был приуготовлен к этому. Опыты, сходные с горьковскими сказками, но, конечно, и отличающиеся от них, Алексей Толстой произвел еще в пору своей блистательной писательской юности. Им был создан цикл сказок, названных “Сорочьими^ то есть шутливыми, […]...
- Сказки Гарина-Михайловского и Телешова (Детские народные сказки) Писатели конца XIX – начала XX века чаще и охотнее стали обращаться к разработке иноземных сказочных сюжетов. Русские писатели всегда глядели на жизнь и быт других народов глазами собственного народа. Это в полной мере выразилось и в превосходных сказках Николая Георгиевича Гарина-Михайловского. В 1898 году Гарин совершил кругосветное путешествие, побывал во многих странах, в том […]...
- Определение: Что такое Сказки? Сказки – это популярный жанр народного творчества, устные повествования с использованием фантастических элементов. Рассказчики и слушатели сказок были выходцами из народа. Сказки передавались из уст в уста на протяжении многих поколений. Сказки подразделяются на несколько видов: сказки о животных, волшебные и бытовые. В сказках о животных обычно изображают комические ситуации, где высмеиваются человеческие пороки. Волшебные […]...
- Проблемы детства. Почему важно сохранять воспоминания детства? Почему важно сохранять воспоминания детства – вот проблема, над которой размышляет А. Лиханов. Автор с радостью вспоминает события из детства, как он со своими друзьями забирался на высокий тополь, чтобы оттуда “снять восход солнца”. Писатель так же рассказывает, как раньше ему было весело, что весь мир был наполнен яркими красками, но все же он хотел […]...
- Сказки Гайдар и Паустовский (Детские народные сказки) Другой писатель нашего времени Аркадий Петрович Гайдар, кроме сказки о Мальчише-Кибальчише, подарил ребятам еще одну сказку – о горячем камне. Жизнь писателя от юношеских лет, когда он сражался с белогвардейцами, до гибели в еще совсем молодом возрасте на фронте в Великую Отечественную войну была пламенным горением. Герой сказки Гайдара первоклассник Ивашка Кудряшкин нашел волшебный камень […]...
- Фантастические сказки и обыденные истории. (Детские народные сказки) Как бы различны ни были все эти фантастические сказки и “обыденные истории”, всем им свойственно одно общее направление. Все они и по мысли, и по природе своей поэтики полемичны по отношению к “взрослой” шкале ценностей. Они обязательно противопоставляют свое эмоциональное богатство-богатство детства!- бедности взрослой “богатой жизни”. И как бы различны ни были в них образы […]...
- Волшебные русские сказки (Детские народные сказки) В волшебных сказках другие персонажи. Зло представлено в них фантастическими, отвратительными чудовищами. Это прежде всего Кощей Бессмертный – страшный, сильный старичище, похищающий женщин – как правило, мать, жену или невесту героя сказки. Это и Баба Яга – “костяная нога, сама на ступе, нос в потолок, одна нога в правый угол, а другая – в левый”. […]...
- Сказки А. М. Горький (Детские народные сказки) Творчеством Алексея Максимовича Горького ознаменовано наступление нового этапа в развитии сказки. Писатель завершил традиции предшествующей литературы и вместе с тем стал зачинателем нового искусства. С острым ощущением всего прекрасного в мире, с радостным ощущением своего призвания бороться против тех, кто мешает людям быть счастливыми, вступил Горький в литературу и всегда оставался верен этому призванию. И […]...
- Докучные, шуточные, веселые русские сказки (Детские народные сказки) После того, как мы познакомились со сказками о животных, волшебными и социально-бытовыми сказками, необходимо вспомнить еще об одном их виде. Речь пойдет о докучных сказках. Это шуточные, веселые сказки. Создавались они для того, чтобы отбиться от слишком уж настойчивых любителей сказок, досаждавших исполнителям бесконечными просьбами рассказать сказки. Среди таких любителей были и взрослые, и дети. […]...
- Сказки Салтыков-Щедрин (Детские народные сказки) На вершину политической публицистики поднял сказку великий сатирик М. Е. Салтыков-Щедрин. Жил помещик, рассказывает он, тело имел “мягкое, белое и рассыпчатое”; всего у него было довольно: и крестьян, и хлеба, и скота, и земли, и садов, и стал опасаться помещик, что много мужиков развелось. А вдруг они все добро его съедят. И стал помещик “стараться” […]...
- Сказки Пушкина (Детские народные сказки) Русская классическая литература – это бесценная кладовая национальной культуры. В ней ревностным трудом писателей-гениев и просто талантливых художников скоплено много сокровищ. И может быть, среди книг самые удивительные – сказки. Они не знают над собой власти времени, и каждое новое поколение людей приемлет их с благодарностью тем, кто их сочинил. Очарование сказочного вымысла во всей […]...
- Социально-бытовые русские сказки (Детские народные сказки) Социально-бытовые сказки по содержанию ближе к сказкам о животных. Особенно сильно проявилось в них сатирическое начало, выразившее социальные симпатии и антипатии народа. Героем их является простой человек: крестьянин, кузнец, плотник, солдат… Сказочники любуются его трудолюбием и оптимизмом и вместе с тем изображают его бедственное положение. Как правило, в самом начале сказок подчеркивается нищета мужика: ему […]...
- Сказки Л. Н. Толстой (Детские народные сказки) Великий знаток народной крестьянской жизни и человеческой души Лев Николаевич Толстой в разные периоды своей долгой жизни обращался к писанию сказок. Сначала он Писал их для “Азбуки” и “Русских книг для чтения”. Книги предназначались для школ. Тут много сказок, взятых из фольклора и пересказанных писателем, но есть и собственные сказки писателя. Позднее Лев Толстой писал […]...
- Чему учат нас сказки? Задали в школе однажды задание нарисовать героя любимой сказки. А на улице светило солнышко. Так и тянуло поиграть с ребятами в футбол. Сами собой пришли волшебные слова: “По щучьему велению, по моему хотению”, которым научила сказочного героя Емелю щука, пойманная в проруби, в благодарность за возвращенную свободу. Тогда Емеля тут же, на реке, произнес эти […]...
- Сказки Михайлова (Детские народные сказки) Демократическая педагогика направлением своих усилий сомкнулась с литературой революционного движения 60-х-70-х годов. Писатель Михаил Ларионович Михайлов был участником освободительной борьбы. Его мужеством восхищался Некрасов: царское правительство сослало Михайлова на каторгу за распространение прокламации “К молодому поколению”. Писатель написал несколько сказок, в которых выражены мысли, волновавшие его как революционера. Кому не известен сюжет “Теремка”, но сказка […]...
- Сочинение на тему Почему люблю сказки? Давайте вспомним наши первые истории, которые мы конечно же очень любили и в детстве и любим даже сейчас. Это сказки. Каждая сказка нас обязательно чему либо учит. Мы понимаем на примере героев как можно поступать и как поступать не стоит. Не важно как ты выглядишь, во что одет. Мальчик ты или девочка. Сказка пришла к […]...
- Сборник “Сказки моей матушки гусыни, или истории прошлых времен с поучениями” В печати сказки Перро стали появляться с 1691 года, а в 1697 году они составили сборник “Истории, или Сказки прошлых времен с поучениями” с подзаголовком: “Сказки моей матушки Гусыни”. Большая их часть, например “Красная шапочка”, “Ослиная кожа”, “Спящая красавица”, “Золушка”, создана по сюжетам французских народных сказок. А вот история “Рике с хохолком” встречается в одном […]...
- Сочинение на тему: О ЧЕМ ЧИРИКАЕТ ВОРОБЕЙ? О ЧЕМ ЧИРИКАЕТ ВОРОБЕЙ? Чик-чирик, чик-чирик… Поскорей бы закончилась эта зима. Холодно, голодно. Кошке хорошо, она сидит в теплом доме на окошке и никакие морозы ей не страшны. А тут лапки мерзнут, ветер злющий задувает под крылышки. Никак не могу согреться. Нет, сегодня еще хорошо, солнышко выглянуло. И хоть оно совсем не греет, зато радует […]...
- Читая сказки Мамина-Сибиряка Во многих прогрессивных детских журналах издаются произведения Дмитрия Наркисовича Мамина-Сибиряка (1852-1912): “Емеля-охотник”, “Зимовье на Студеной”, “Аленушкины сказки”. Он печатает их в “Роднике”, “Всходах” и особенно часто в “Детском чтении”, которое с 1906 года выходит под названием “Юная Россия”. Целый цикл рассказов посвящает писатель детям-труженикам. Он описывает нелегкую жизнь и раннюю смерть двенадцатилетнего кормильца семьи Прошки […]...
- Определение и классификация сказки Сказка: 1) вид повествовательного, в основном прозаического фольклора, включающий в себя разножанровые произведения, в содержании которых, с точки зрения носителей фольклора, отсутствует строгая достоверность. Сказочный фольклор противостоит “строгодостоверному” фольклорному повествованию. 2) жанр литературного повествования. Литературная сказка, либо подражает фольклорной, либо создает дидактическое произведение, на основе нефольклорных сюжетов. Фольклорная сказка исторически предшествует литературной. Слово “сказка” засвидетельствовано […]...
- Сказки Бианки и Нагишкин (Детские народные сказки) Поэзия природы стала основой художественности в сказках Виталия Валентиновича Бианки. Свобода вымысла соединилась в его сказках с правдой о несказанно причудливом мире леса, полей, рек и озер В сказке “Сова” поведано, как тесно связана между собой жизнь птиц, насекомых, зверей и самого человека. Перестала Сова летать на поле: обидел ее Старик – и развелось много […]...
- Скандинавские сказки (Детские народные сказки) В лисьей норе все “по-настоящему”. Папаша Лис сидит в настоящем кресле” – перевернутой старой (видно, выброшенной на помойку) детской коляске, кашу едят из консервных банок, столик сделан из дощечек, прибитых к пню… Помнится, все это уже было когда-то, в детстве, когда мы играли в “дочки-матери” и шалаше. И “живого” человечка мелом на заборе – “точка-точка-запятая!” […]...
- Краткое изложение сказки Толстого “Три медведя” Одна девочка ушла из дома в лес. В лесу она заблудилась и стала искать дорогу домой, да не нашла, а пришла в лесу к домику. Дверь была отворена. Она посмотрела в дверь, видит: в домике никого нет, и вошла. В домике этом жили три медведя. Один медведь был отец, звали его Михаил Иваныч. Он был […]...
- Русские сказки о животных (Детские народные сказки) В сказках о животных в качестве главного персонажа выступает, наряду со зверями, мужик, который занимается обычными для крестьянина работами: сеет рожь, ловит рыбу. Рядом с ним старуха, которая прядет пряжу, готовит еду и т. д. Живут они в деревне, расположенной среди густых лесов, на берегах глубоких рек; вокруг деревень – широкие поля, зеленые леса… В […]...
- У реки моего детства (описание природы) Наш старый дом в деревне находится на берегу речки Северский Донец. Дом расположен на высоком берегу, буквально в двадцати метрах от воды. Когда-то он стоял дальше, но постепенно речка меняла русло и подмывала берег, приближаясь к деревне. Часто в летний вечер я сажусь рядом с домом и смотрю на реку. В лучах заходящего солнца в […]...
- Герой сказки братьев Гримм “Храбрый портняжка” из сборника “Детские и семейные сказки” Храбрый портняжка характерный сказочный персонаж, благодаря своей находчивости и сопутствующей удаче получающий в награду все блага мира, королевство и королевскую дочку. В изложении братьев Гримм сюжет носит иронически-пародийную окраску. Убив семь мух, посягнувших на принесенное ему варенье, Храбрый портняжка смастерил себе пояс и вышил большими буквами: “Побил семерых одним махом”. А дальше все происходит, как […]...
- Сочинение “Русские народные сказки” или “Русская сказка” Сочинение “Русские народные сказки” или “Русская сказка” Сколько бы я не становился старше, русские сказки не перестают радовать и привлекать меня. Ведь сказка – кладезь мудрости многих поколений людей и народного юмора. В сказочной форме нам рассказывают о важных вещах. Например, в сказках о животных звери действуют как люди. Хитрая лиса обманывает серого волка и […]...
- Сочинение на тему: ЛЮБИМЫЙ ГЕРОЙ СКАЗКИ “ЦАРЕВНА-ЛЯГУШКА” Больше всего в этой сказке мне понравился Иван-царевич. Правда, в первой половине сказки Иван вызывает скорее не симпатии, а жалость. Из-за его необычной жены Иван становится предметом насмешек старших братьев и их жен. Очень болезненно переносит он и приказы царя, своего отца, потому что не надеется, что они будут выполнены. Однако уже в начале сказки […]...
- Городок в табакерке Одоевский (Детские народные сказки) Писатель Владимир Федорович Одоевский, “дедушка Ириней”, в сказке “Городок в табакерке” воссоздал иной быт и иную жизнь по сравнению с другими писателями. Современник Крылова и Жуковского, декабристов и Пушкина, Лермонтова и Гоголя, Одоевский одним из первых стал писать сказки для детей. Тогда это было еще очень большой редкостью. Одоевский изобразил жизненный быт, близкий пониманию благовоспитанного […]...