Определение и классификация сказки
Сказка:
1) вид повествовательного, в основном прозаического фольклора, включающий в себя разножанровые произведения, в содержании которых, с точки зрения носителей фольклора, отсутствует строгая достоверность. Сказочный фольклор противостоит “строгодостоверному” фольклорному повествованию.
2) жанр литературного повествования. Литературная сказка, либо подражает фольклорной, либо создает дидактическое произведение, на основе нефольклорных сюжетов. Фольклорная сказка исторически предшествует литературной.
Слово “сказка”
До XIX века использовалось слово баснь, до XI века – кощуна.
Слово “сказка” предполагает, что о нем узнают, “что это такое” и узнают, “для чего” она, сказка, нужна. Сказка целевым назначением нужна для подсознательного или сознательного обучения ребенка в семье правилам и цели жизни, необходимости защиты своего “ареала” и достойного отношения к другим общинам. Примечательно, что и сага, и
Фольклорная сказка имеет внутрижанровые разновидности. В науке о сказке существует проблема классификации сказочных жанров. В Указателе сюжетов фольклорной сказки представлены следующие жанры сказочного фольклора:
Сказки о животных, растениях, неживой природе и предметах.
Волшебные сказки.
Легендарные сказки.
Новеллистические сказки.
Сказки об одураченном черте.
Анекдоты.
Небылицы.
Кумулятивные сказки.
Докучные сказки.
Многие фольклористы различают в составе жанровой разновидности “Бытовые сказки” два жанровых образования: Новеллистические и Анекдотические сказки. Новеллистические сказки находятся не только в разделе “Новеллистические сказки”, но и в разделе “Волшебные сказки”. А анекдотические сказки вбирают в себя сюжеты из группы “Сказки об одураченном черте”, многие сюжеты, отнесенные к анекдотам, некоторые сюжеты, включенные в раздел новеллистические сказки, и некоторые сюжеты, причисленные к волшебным сказкам.
- Определение: Что такое Сказки? Сказки – это популярный жанр народного творчества, устные повествования с использованием фантастических элементов. Рассказчики и слушатели сказок были выходцами из народа. Сказки передавались из уст в уста на протяжении многих поколений. Сказки подразделяются на несколько видов: сказки о животных, волшебные и бытовые. В сказках о животных обычно изображают комические ситуации, где высмеиваются человеческие пороки. Волшебные […]...
- Волшебный мир литературной сказки Вы познакомились с фольклорными сказками, которые созданы коллективной фантазией. Вместе с тем в мировой литературе есть много сказок, авторами которых были писатели. Вы уже знаете имена таких сказочников, как Ш. Перро, братья Гримм, Х. К. Андерсен, Э. Т. А. Гофман, А. Пушкин, П. Ершов, Дж. Р. Киплинг, О. Уайльд, К. Чуковский, С. Маршак. Фольклорная сказка […]...
- Сходство и различие сказки и мифа Фольклорная сказка, в основе которой лежит традиционный сюжет, относится к прозаическому фольклору. Миф, потеряв свои функции, стал сказкой. Сказка противостоит мифу как: 1.Профанное – сакральному. Миф связан с ритуалом, поэтому миф, в определенное время и в определенном месте, раскрывает посвященным тайные знания; 2.Нестрогая достоверность – строгой достоверности. Уход сказки от этнографичности мифа привело к тому, […]...
- Сказки Гарина-Михайловского и Телешова (Детские народные сказки) Писатели конца XIX – начала XX века чаще и охотнее стали обращаться к разработке иноземных сказочных сюжетов. Русские писатели всегда глядели на жизнь и быт других народов глазами собственного народа. Это в полной мере выразилось и в превосходных сказках Николая Георгиевича Гарина-Михайловского. В 1898 году Гарин совершил кругосветное путешествие, побывал во многих странах, в том […]...
- Что такое сказка определение (Детские народные сказки) Слушаю сказки – и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! каждая есть поэма! А. С. Пушкин НАШИ СКАЗКИ Дорогие ребята! У каждого народа издревле существует культура звучащего слова, своеобразная устная литература. Это народное творчество принято называть фольклором. На протяжении веков русский народ также создавал бесценные памятники искусства слова: былины, сказки, […]...
- Классификация сюжетов Классификация сюжетов Здесь возможны разные основания, частично мы уже затрагивали эти вопросы. Кроме отмеченного, стоит выделить Хроникальные и Концентрические сюжеты. В основе Хроникальных сюжетов – отсутствие четкой причинно-следственной связи событий. Сюжет выстраивается по оси времени, как хроника (отсюда и название). Таковы летописи, повести о путешествиях, многие дневниковые формы. По хроникальному принципу строятся, например, “Одиссея” Гомера, […]...
- Сказки Михайлова (Детские народные сказки) Демократическая педагогика направлением своих усилий сомкнулась с литературой революционного движения 60-х-70-х годов. Писатель Михаил Ларионович Михайлов был участником освободительной борьбы. Его мужеством восхищался Некрасов: царское правительство сослало Михайлова на каторгу за распространение прокламации “К молодому поколению”. Писатель написал несколько сказок, в которых выражены мысли, волновавшие его как революционера. Кому не известен сюжет “Теремка”, но сказка […]...
- Сказки Гаршин (Детские народные сказки) Всеволод Михайлович Гаршин придал сказкам особенный смысл. Его сказки не похожи ни на какие другие. К ним более всего применимы слова: “гражданская исповедь”. Сказки так близки строю мыслей и чувств самого писателя, что как бы стали его гражданской исповедью перед читателями. Писатель высказывает в них свои самые сокровенные мысли. Безвременная гибель революционеров отозвалась в сердце […]...
- Сказки народов мира Народная сказка – один из самых популярных и любимых жанров в фольклоре народов мира. В огромной сокровищнице сказок народов мира так же, как и в русских народных сказках, различают сказки о животных (“Крашеный шакал”), волшебные сказки (“Госпожа Метелица”, “Волшебное кольцо”) и бытовые сказки (“Сказка о мудром ишаке”). Основные сказочные события являются свидетельством борьбы добра и […]...
- Городок в табакерке Одоевский (Детские народные сказки) Писатель Владимир Федорович Одоевский, “дедушка Ириней”, в сказке “Городок в табакерке” воссоздал иной быт и иную жизнь по сравнению с другими писателями. Современник Крылова и Жуковского, декабристов и Пушкина, Лермонтова и Гоголя, Одоевский одним из первых стал писать сказки для детей. Тогда это было еще очень большой редкостью. Одоевский изобразил жизненный быт, близкий пониманию благовоспитанного […]...
- Волшебные русские сказки (Детские народные сказки) В волшебных сказках другие персонажи. Зло представлено в них фантастическими, отвратительными чудовищами. Это прежде всего Кощей Бессмертный – страшный, сильный старичище, похищающий женщин – как правило, мать, жену или невесту героя сказки. Это и Баба Яга – “костяная нога, сама на ступе, нос в потолок, одна нога в правый угол, а другая – в левый”. […]...
- Докучные, шуточные, веселые русские сказки (Детские народные сказки) После того, как мы познакомились со сказками о животных, волшебными и социально-бытовыми сказками, необходимо вспомнить еще об одном их виде. Речь пойдет о докучных сказках. Это шуточные, веселые сказки. Создавались они для того, чтобы отбиться от слишком уж настойчивых любителей сказок, досаждавших исполнителям бесконечными просьбами рассказать сказки. Среди таких любителей были и взрослые, и дети. […]...
- Сборник “Сказки моей матушки гусыни, или истории прошлых времен с поучениями” В печати сказки Перро стали появляться с 1691 года, а в 1697 году они составили сборник “Истории, или Сказки прошлых времен с поучениями” с подзаголовком: “Сказки моей матушки Гусыни”. Большая их часть, например “Красная шапочка”, “Ослиная кожа”, “Спящая красавица”, “Золушка”, создана по сюжетам французских народных сказок. А вот история “Рике с хохолком” встречается в одном […]...
- Сказки Л. Н. Толстой (Детские народные сказки) Великий знаток народной крестьянской жизни и человеческой души Лев Николаевич Толстой в разные периоды своей долгой жизни обращался к писанию сказок. Сначала он Писал их для “Азбуки” и “Русских книг для чтения”. Книги предназначались для школ. Тут много сказок, взятых из фольклора и пересказанных писателем, но есть и собственные сказки писателя. Позднее Лев Толстой писал […]...
- Сочинение “Русские народные сказки” или “Русская сказка” Сочинение “Русские народные сказки” или “Русская сказка” Сколько бы я не становился старше, русские сказки не перестают радовать и привлекать меня. Ведь сказка – кладезь мудрости многих поколений людей и народного юмора. В сказочной форме нам рассказывают о важных вещах. Например, в сказках о животных звери действуют как люди. Хитрая лиса обманывает серого волка и […]...
- Фантастические сказки и обыденные истории. (Детские народные сказки) Как бы различны ни были все эти фантастические сказки и “обыденные истории”, всем им свойственно одно общее направление. Все они и по мысли, и по природе своей поэтики полемичны по отношению к “взрослой” шкале ценностей. Они обязательно противопоставляют свое эмоциональное богатство-богатство детства!- бедности взрослой “богатой жизни”. И как бы различны ни были в них образы […]...
- Сказки Мамин-Сибиряк (Детские народные сказки) К исходу XIX века казалось, что гений и талант предшествующих писателей исчерпали возможности дальнейшего развития литературной сказки, но жизнь подсказала новые темы, новые образы, новый стиль. Новизной оказались затронуты все стороны художественного творчества, но у разных писателей в разной степени и в разное время. Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк вошел в сказочную литературу книгой, полной очарования и […]...
- Сочинение на тему Почему люблю сказки? Давайте вспомним наши первые истории, которые мы конечно же очень любили и в детстве и любим даже сейчас. Это сказки. Каждая сказка нас обязательно чему либо учит. Мы понимаем на примере героев как можно поступать и как поступать не стоит. Не важно как ты выглядишь, во что одет. Мальчик ты или девочка. Сказка пришла к […]...
- Чему учат нас сказки? Задали в школе однажды задание нарисовать героя любимой сказки. А на улице светило солнышко. Так и тянуло поиграть с ребятами в футбол. Сами собой пришли волшебные слова: “По щучьему велению, по моему хотению”, которым научила сказочного героя Емелю щука, пойманная в проруби, в благодарность за возвращенную свободу. Тогда Емеля тут же, на реке, произнес эти […]...
- Что за прелесть эти сказки “Что за прелесть эти сказки!” Сказка – это рассказ о заведомо невозможном. Здесь есть обязательно что-то фантастическое, неправдоподобное: животные разговаривают, на первый взгляд обыкновенные предметы оказываются волшебными… Недаром известная русская пословица гласит: “сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок”. Урок нравственности, доброты, честности, ума и иной раз хитроумия. Использование жанров народного творчества […]...
- Русский фольклор древнейшие сказки и сказы (Детские народные сказки) А вот со сказками дело обстоит иначе. Сказок у русского народа всегда было очень много. Много их и сегодня. И рассказчиков можно встретить гораздо чаще, чем былинщиков. Древнейшие сказки – волшебные, с чудесными превращениями, поразительными событиями и необыкновенными приключениями героев. Кто придумал, кто вложил в старую сказку образы ковра-самолета, меча-самосека, сапог-скороходов, молодильных яблок и других […]...
- Смысл названия сказки Андерсена “Снежная королева” Прочитав сказку Г. Х. Андерсена “Снежная королева”, я задумался: “Почему она так называется?” Думаю, что она так называется, потому что главной героиней сказки является именно Снежная королева. Действие сказки начинается и заканчивается ею. Снежная королева разлучила Кая и Герду. И поэтому, девочка на протяжении всей сказки ищет своего горячо любимого друга. Если бы сказка называлась […]...
- Сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина. Проблематика Художественные особенности Гиперболизация. В классе можно организовать коллективный разбор сказки “Медведь на воеводстве”, так как она является переходным мостиком к изучению “Истории одного города”. Параллели сказки “Медведь на воеводстве” (1884) и романа “История одного города”: Лесная трущоба – город Глупов; Топтыгин, Осел, Лев – градоначальники; Лесные мужики – глуповцы. Справка из словаря С. И. Ожегова: Трущоба – […]...
- Сказки Ершова и Жуковского (Детские народные сказки) Склад народной сказки, – усвоенной литературой благодаря Пушкину, с новым блеском воплотил молодой поэт, почти мальчик, студент Петр Павлович Ершов. В сказке “Конек-горбунок” он подражал своему великому современнику. “Пушки с пристани палят”,- сказано у Пушкина. “Пушки с крепости палят”,- писал Ершов. “Ой вы, гости-господа, Долго ль ездили? куда?”- Вопрошает Салтан корабельщиков. “Путь-дорога, господа! Вы откуда […]...
- Сказки Салтыков-Щедрин (Детские народные сказки) На вершину политической публицистики поднял сказку великий сатирик М. Е. Салтыков-Щедрин. Жил помещик, рассказывает он, тело имел “мягкое, белое и рассыпчатое”; всего у него было довольно: и крестьян, и хлеба, и скота, и земли, и садов, и стал опасаться помещик, что много мужиков развелось. А вдруг они все добро его съедят. И стал помещик “стараться” […]...
- Сказки А. М. Горький (Детские народные сказки) Творчеством Алексея Максимовича Горького ознаменовано наступление нового этапа в развитии сказки. Писатель завершил традиции предшествующей литературы и вместе с тем стал зачинателем нового искусства. С острым ощущением всего прекрасного в мире, с радостным ощущением своего призвания бороться против тех, кто мешает людям быть счастливыми, вступил Горький в литературу и всегда оставался верен этому призванию. И […]...
- Социально-бытовые русские сказки (Детские народные сказки) Социально-бытовые сказки по содержанию ближе к сказкам о животных. Особенно сильно проявилось в них сатирическое начало, выразившее социальные симпатии и антипатии народа. Героем их является простой человек: крестьянин, кузнец, плотник, солдат… Сказочники любуются его трудолюбием и оптимизмом и вместе с тем изображают его бедственное положение. Как правило, в самом начале сказок подчеркивается нищета мужика: ему […]...
- Сказки Бианки и Нагишкин (Детские народные сказки) Поэзия природы стала основой художественности в сказках Виталия Валентиновича Бианки. Свобода вымысла соединилась в его сказках с правдой о несказанно причудливом мире леса, полей, рек и озер В сказке “Сова” поведано, как тесно связана между собой жизнь птиц, насекомых, зверей и самого человека. Перестала Сова летать на поле: обидел ее Старик – и развелось много […]...
- Сказочная литература (Детские народные сказки) Сказочная литература писателей обнаруживает бесконечное многообразие: сказки-поэмы, сказки-новеллы, сказки-рассказы, сказки-повести, сказки-легенды, сказки-предания, сказки-аллегории, малые формы, приближающиеся к притчам, басням и даже к лирическим стихотворениям, целые романы-сказки – и все это либо в прозе, либо в стихах. Однако писатели, при всем отличии друг от друга, в сущности творили одну-единую книгу, полную очарования и прелести. В этой […]...
- Сказки Пушкина (Детские народные сказки) Русская классическая литература – это бесценная кладовая национальной культуры. В ней ревностным трудом писателей-гениев и просто талантливых художников скоплено много сокровищ. И может быть, среди книг самые удивительные – сказки. Они не знают над собой власти времени, и каждое новое поколение людей приемлет их с благодарностью тем, кто их сочинил. Очарование сказочного вымысла во всей […]...
- Сочинение на тему: “Анализ сказки “Дурак” Салтыкова-Щедрина” Сказка. Этот жанр использовал в своем творчестве Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Именно сказка помогает автору показать реальность такой, какая она есть. Начиная читать произведения этого писателя, мы узнаем в них привычные для нас сказки. Используемые речевые обороты (“жили-были”, “долго ли коротко ли”, ” в некотором царстве”) и традиционные русские герои (Иванушка-дурачок) сближают произведения Салтыкова-Щедрина с фольклором. […]...
- Анализ сказки Конек-Горбунок 1. Присказка 2. Образ Ивана главного героя 3. Описание Кобылицы 4. Почему Иван выполнил указания кобылицы? 5. Конек-горбунок лучший друг 6. Особенности и структура сказки 7. Описания дружбы 1. Данная сказка начинается с присказки с одного из основных элементов сказки. 2. Образ Ивана автор представил нам как – простого, доверчивого и весьма доброго юноши. “Младший […]...
- Скандинавские сказки (Детские народные сказки) В лисьей норе все “по-настоящему”. Папаша Лис сидит в настоящем кресле” – перевернутой старой (видно, выброшенной на помойку) детской коляске, кашу едят из консервных банок, столик сделан из дощечек, прибитых к пню… Помнится, все это уже было когда-то, в детстве, когда мы играли в “дочки-матери” и шалаше. И “живого” человечка мелом на заборе – “точка-точка-запятая!” […]...
- Сочинение на примере сказки П. П. Ершова “Конек-горбунок” Сказка понятие обобщающее. Наличие определенных жанровых признаков позволяет отнести то или иное прозаическое произведение к сказкам. Жизнь сказки – это непрерывный творческий процесс. В каждую эпоху происходит частичное или полное обновление сказочного сюжета. И на примере сказки П. П. Ершова “Конек-горбунок” мы проследим проявление народных традиций в литературной сказке. П. П. Ершов еще будучи гимназистом […]...
- Русские сказки о животных (Детские народные сказки) В сказках о животных в качестве главного персонажа выступает, наряду со зверями, мужик, который занимается обычными для крестьянина работами: сеет рожь, ловит рыбу. Рядом с ним старуха, которая прядет пряжу, готовит еду и т. д. Живут они в деревне, расположенной среди густых лесов, на берегах глубоких рек; вокруг деревень – широкие поля, зеленые леса… В […]...
- Сказки Гайдар и Паустовский (Детские народные сказки) Другой писатель нашего времени Аркадий Петрович Гайдар, кроме сказки о Мальчише-Кибальчише, подарил ребятам еще одну сказку – о горячем камне. Жизнь писателя от юношеских лет, когда он сражался с белогвардейцами, до гибели в еще совсем молодом возрасте на фронте в Великую Отечественную войну была пламенным горением. Герой сказки Гайдара первоклассник Ивашка Кудряшкин нашел волшебный камень […]...
- Художественный мир сказки “Бой на Калиновом мосту” Урок проводится, когда у учеников уже есть начальные сведения о поэтике фольклора и в частности сказки, когда сказка уже прочитана ребятами. У каждого ученика должен быть листочек с начерченным на нем кругом, такой же круг начерчен на доске. Кроме того, отдельная группа пятиклассников приготовила рисунки, которые мы будем прикреплять на доске во время анализа сказки. […]...
- Определение Производящее слово Производящее слово (мотивирующее слово) – слово, от которого при помощи специальных формантов образовано другое слово данного языка (см. Производное слово). Производящее слово включено в производное как формально (в виде его основы), так и семантически (значение производного слова непременно отсылает нас к значению производящего). Производящее слово чаще и по форме, и по значению проще, чем производное […]...
- Сочинение на тему: “Сказка в моей жизни” Творчество русского народа чрезвычайно богато и разнообразно, что отражается в большом количестве жанров национального фольклора и богатстве нашего языка. Изучение народных произведений дает возможность хорошо понять жизнь наших предков и достичь своим взглядом древних исторических событий, к которым был причастен русский народ. Народное творчество является настоящей сокровищницей, в которой каждый сможет найти для себя то, […]...
- Детские сказки. Сказка понятие обобщающее Ершов Петр Павлович – известный писатель (1815 – 1869), уроженец Сибири; образование получил в Петербургском университете; был директором тобольской гимназии. Печатал стихотворения в “Библиотеке для Чтения” Сенковского и в “Современнике” Плетнева. Известность доставила Ершову сказка “Конек – Горбунок”, написанная им еще на студенческой скамье и впервые напечатанная отрывком в 3 т. “Библиотеки для Чтения” 1834 […]...