Романтический мир поэта на примере творчества Пушкина

Прежде чем говорить о романтическом мире Пушкина, следует по возможности точно определить границы понятия “романтизм”. Литературоведение называет романтизмом художественный метод в литературе и искусстве, когда реальной действительности, в чем-либо не удовлетворяющей запросы творца, противопоставляются картины жизни желаемой, созданной мечтой, полетом фантазии, возвышенной над действительностью. Еще В. Белинский указывал на существование двух способов отображения реальных явлений жизни: поэт либо преобразовывает жизнь согласно

собственному идеалу, что зависит от взгляда на существующий порядок вещей и от его отношения к миру, либо отображает действительность во всей ее наготе, со всеми подробностями, цветами и оттенками.

Для романтических произведений характерны необычные, а иногда и фантастические события и ситуации, определенная условность, наличие возвышенных образов, изображение людей, которые наделены сильными страстями, иногда действуют в фантастических, неправдоподобных, часто экзотических обстоятельствах.

Романтический мир Пушкина – это, прежде всего мир его романтических героев. Ранняя поэзия Пушкина передавала

ощущение быстротечности жизни, жажду наслаждений. Романтический герой ранней лирики поэта исповедует культ земных радостей, противопоставляя их мелочным заботам, ортодоксальности и официозу. Характерна и примеряемая Пушкиным поэтическая маска – не просто философа-ленивца, но монаха, чернеца, расстриги, мечтающего о земных радостях:

Хочу воспеть, как дух нечистый ада Оседлан был брадатым стариком; Как овладел он черным клобуком. Как он втолкнул монаха в грешных стадо.

В 1816 году характер лирики Пушкина претерпевает существенные изменения: в это время он пишет в основном элегии. Жанр элегии появился еще в античной литературе, однако в Древней Греции элегия еще не отражала настроений грусти, тоски, меланхолии: чаще всего это были воинские песни, а название “элегия” только указывало на то, что стихотворение написано стихотворным размером, который назывался “элегическим дистихом”. У римских поэтов элегия уже приобрела печальное звучание.

У Пушкина же она недолго была отмечена своеобразным колоритом, присущим этому жанру: “луны туманный луч”, “глас ночной”, “печальная тьма лесов”. В иерархии эстетически-нравственных ценностей поэта главенствующую роль играли эпикурейские мотивы, которые являлись для Пушкина своеобразной маской и вызовом господствующей морали:

Кто счастье знал, уж не узнает счастья. На краткий миг блаженство нам дано: От юности, от нег и сладострастья Останется уныние одно.

Романтично Звучат стихотворения прощального лицейского цикла, одухотворенные культом дружбы, верности юношеским заветам, вольнолюбия:

Приди, сорви с меня венок, Разбей изнеженную лиру… Хочу воспеть Свободу миру. На тронах поразить порок.

В 20-е годы XIX века над поэтом сгущаются тучи, за политические стихотворения ему грозит ссылка, замененная по ходатайству друзей разрешением отбыть на Кавказ и в, Крым для поправления здоровья. Крымские и кавказские впечатления остались для поэта на всю жизнь самым сладостным воспоминанием: красивая природа, необычные нравы и обычаи местного населения, исторические предания и легенды. В этот период в творчестве Пушкина главным героем становится изгнанник, ушедший из общества себе подобных или же отвергнутый ими (“Наполеон”, “К Овидию”, “Из письма к Гнедичу”, “Кинжал”, “Узник”,поэма “Кавказскийпленник” ит. д.).

Под бурями судьбы жестокой Увял цветущий мой венец; Живу печальный, одинокий, И жду: придет ли мой конец?

Следует отметить, что поэт обладал удивительным качеством: он умел подчинить себе тяжелейшие обстоятельства, находя в них благо, осмысляя их как новый, доныне не изведанный материал для творчества. В течение всей своей жизни Пушкин уделял пристальное внимание проблемам современности. Примером может служить поэма “Кавказский пленник”, работая над которой поэт так сформулировал свою творческую задачу: “Я в нем хотел изобразить это равнодушие к жизни и к ее наслаждениям, эту преждевременную старость души, которые сделались отличительными чертами молодежи XIX века”.

Главный герой поэмы – молодой человек, покинувший Россию и попавший в плен к черкесам. Будучи в плену, он проявляет себя как сильная личность, он бесстрашен, умеет скрыть от окружающих свои истинные чувства, способен стойко переносить страдания, смирившись со своим положением изгнанника в ожидании лучших времен. Он страстно любит свободу, с интересом наблюдает непривычную жизнь горцев, часами любуется красотой кавказской природы.

Но он разочаровался в жизни, будучи “жертвой страстей”, владевших им в ранней молодости, и, наверное, поэтому отвергает пламенную любовь юной черкешенки, хотя при этом он мучается, страдает от осознания своей холодности. В духе романтизма написаны также поэмы ” Бахчисарайский фонтан “, ” Цыганы “.

В романе “Евгений Онегин” поэт продолжает тему, начатую в ранний период творчества. Центральный персонаж романа, Евгений Онегин, – г – тип “современного человека” пушкинской эпохи, разочаровавшегося в жизни. Однако Пушкин как автор романа “Евгений Онегин” отличается от Пушкина – автора “Кавказского пленника”: теперь поэт видит жизнь во всем ее многообразии, судит о ней трезво.

Так на смену романтическому, восторженному взгляду на мир к поэту приходит уравновешенное реалистическое осознание действительности.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Романтический мир поэта на примере творчества Пушкина